№11 (663) 15 марта 2014 года (PDF)

На одно лицо

№11 (663) 15 марта 2014 года
Всё как в сказке про Кощея: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце… Через хозяев между некоторыми пермскими СМИ сложились нерушимые связи Всё как в сказке про Кощея: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце… Через хозяев между некоторыми пермскими СМИ сложились нерушимые связи

Медиапространство Пермского края с уходом прежнего губернатора оказалось в стадии передела. Новый глава региона подгоняет его «под себя».

 

Свое отношение к существованию СМИ на бюджетные средства Виктор БАСАРГИН сначала выразил однозначно: дескать, нельзя кормить всех из казны – неправильно это.

 

Справедливый посыл губернатора изрядно напугал многих главных редакторов, возникли странные мероприятия с обсуждениями в стиле «как дальше жить», появились предложения конкурсы и аукционы отменить, а финансово поддерживать положительно зарекомендовавшие себя СМИ – вроде как и деятельность властей будет освещена, и расходы на «четвертую власть» сократятся.

 

Басаргин вот уже почти два года как у руля Прикамья, но изменилось ли за это время медиапространство региона? Тех, кто «кушал из бюджета», решили пока не обижать, да еще и новеньких подкормили.

 

«Три рубля – и наша!»

 

В полную силу система «освещения деятельности» органов власти заработала при «рыночнике» Олеге ЧИРКУНОВЕ: хорошие суммы раздавались практически всем. В итоге и газеты, и телевизионщики, и интернетчики в один голос холили и лелеяли губернатора, положительно оценивая его деятельность и сглаживая острые углы. Читателю и зрителю упорно вдалбливался образ культурно просвещенного губернатора, который на краю Европы «культурную столицу» строит, видных иностранцев привозит – в общем, прославляет Пермь на целый континент. О том, что при г-не Чиркунове социальная сфера была разгромлена, сколько детских садов закрыли, почему в его «Семье», которая получила льготу на прибыль, колбаса в три раза дороже, чем везде, рассказывать было не модно.

 

А как же независимость, непредвзятость – спрашиваем мы? Да никак. О независимости думать стало невыгодно, когда зашуршали купюры.

 

В 2011 году (последнем полном году Чиркунова) на освещение деятельности власти по муниципальным контрактам СМИ заплатили более 118 млн руб. В бюджет было заложено 150 млн руб., не считая дикого числа публикаций о мероприятиях, фестивалях и достижениях «культурной революции». Общая сумма приблизилась к четверти миллиарда. Пиар оказался во много раз дороже, к примеру, развития системы образования (10 млн руб.) и обеспечения жильем молодых семей (30,5 млн руб.).

 

По госзаказу на освещение деятельности в СМИ «Рифей-Пермь» получил 12 млн 990 тыс. руб., газета «Местное время» – 4 млн 70 тыс. руб., «ГТРК Пермь» – 15,5 млн руб. По муниципальным контрактам «Местное время» получила почти 10,5 млн руб., «Рифей-Пермь» – 20,3 млн, продюсерский центр «Т7» – более 14 млн, «Аргументы и факты» – 2,7 млн, «Звезда» – более 4 млн, «Комсомольская правда» – 4,3 млн, ВЕТТА – более 18,8 млн, «Урал-Информ ТВ» – более 9 млн, «Коммерсантъ» – 234 тыс. руб. А сколько было еще «мелких» заработков!

 

По сути, пермские СМИ оказались в большой общей компании «прикормленных», в которой кусать руку хозяина, мягко говоря, не принято. Тем же единицам, кто показывал свою независимость, власть была готова «дать по шапке»: в редакции «ПО», например, проводили обыски, фотокорреспондент 10 месяцев провел в СИЗО. С одной стороны, власть, выступая заказчиком, не всякий раз требует, чтобы ее «излишне любили», – объективность приветствуется. А с другой – требует позитивной окраски материала, любую «чернуху» рубит на корню. Правду в таком материале отыскать ой как непросто!

 

Засланный казачок

 

К заявлениям нового губернатора пермские СМИ могли бы не отнестись серьезно, если бы дело не пошло дальше: в Прикамье возник прогубернаторский медиахолдинг. Бизнесмен Кирилл МАРКЕВИЧ до 2005 года занимал пост руководителя магнитогорского медиахолдинга «М.Медиа», затем работал пресс-секретарем мэра города. В 2011 году стал заместителем главы администрации губернатора Челябинской области. Первым делом летом прошлого года он приобрел телекомпанию «Урал-

Информ ТВ», зарегистрировал печатное издание «Пермское времечко». Затем завладел радио «КП-FM», пермским «Коммерсантом» и «РБК Пермский край».

 

Поскольку бизнесмен ранее был в хороших отношениях с властью, а также лично знаком с Виктором Басаргиным, эксперты сразу же предположили, что г-н Маркевич приглашен губернатором, и работать будет в его интересах.

 

Медиахолдинг начал создаваться на фоне конфликта главы региона и правительства края с некоторыми депутатами Законодательного собрания. По-видимому, губернатор решил не договариваться с руководителями пермских СМИ и поручил свой имидж «проверенным людям». Почтовые ящики горожан засыпала новая газета «Пермское времечко», тираж которой составляет 200 тыс. экз. Достаточно ее лишь пролистать, чтобы понять идеологическую направленность: здесь губернатор может и себя показать, и политических оппонентов прижать – например, того же депутата Заксобрания Алексея ЛУКАНИНА.

 

У «Коммерсанта» в медиахолдинге довольно странная, видимо, финансовая роль.

 

Константин ОКУНЕВ, оппозиционер действующей власти, лидер общественнополитического движения «Выбор», отмечает, что медиахолдинг занимается пропагандой действующей власти: «Когда телеканал «Урал-Информ ТВ» был самостоятельной единицей, эфир был совсем другим. Теперь он стал прогубернаторским, и, например, оценки моих высказываний, моих действий в корне изменились. В глаза бросается политическая ангажированность и пропагандистская суть канала. Констатирую это с большим сожалением. Медиахолдинг г-на Маркевича – прогубернаторский рупор, машина подавления инакомыслия. По большей части – «желтая» пресса. Мне обидно за журналистов, которые работают в этом холдинге».

 

С чувством юмора в холдинге тоже неладно: к примеру, журналиста Александра ЕРЕНКО уволили за саркастичную запись в соцсети Facebook – в связи с событиями на Украине он обратился к президенту с просьбой «ввести войска в Пермский край».

 

Кирилл Маркевич заявлял, что его проекты «следует рассматривать исключи- тельно как бизнес». Но раньше-то в эфире «Урал-Информ ТВ» появлялись оппозиционеры, а теперь здесь губернатор в прямом эфире отвечает на заранее подготовленные вопросы… Такой вот бизнес!

 

Только бизнес?

 

После того как депутаты Заксобрания, представители «Группы товарищей», выразили несогласие с политикой нового главы региона, медиахолдинг г-на Маркевича обрушился на них с жесткой критикой. Эксперты выразили предположение, что народные избранники заинтересованы в создании собственных медиаресурсов. Пока же СМИ утверждают, что депутат Дмитрий СКРИВАНОВ приобрел права на ООО «Медиа-Центр»*, которое выпускает газеты «В курсе» (130 тыс. экз.) и «Пермская трибуна» (5 тыс. экз.). Сам он эту информацию не подтверждает: «Прав на ООО «Медиа-центр» у меня нет. Я действительно планирую создать медиахолдинг, но без политики. Политического контента в нем не будет, это должен быть только бизнес».

* Соучредителем и директором ООО «Медиа-Центр» является Денис ФРИК.

 

И здесь – только бизнес?! Впрочем, наши источники предполагают, что г-н Скриванов «спонсирует» политически активных пользователей соцсети Facebook за публикации с критикой краевых властей. Но, похоже, депутат пока не готов к войне с губернатором в медиапространстве.

 

 

Дам – не дам

 

В прошлом году урезания бюджетных расходов на СМИ не произошло – они остаются в районе тех же 150 млн руб. Заказчики у всех одни и те же: Пермская гордума, администрация города, администрация губернатора, Законодательное собрание края. Та же газета «Звезда» позиционирует себя как независимая, а ее главред Сергей ТРУШНИКОВ публикует и скандальные материалы (суд рассматривает дело об экстремизме). Но при этом она по полной программе повязана госконтрактами. Только за прошлый год их общая сумма составила более 6 млн руб. При этом газета становится и площадкой для оппозиционера Константина Окунева. Как удается угодить всем – большой вопрос.

 

ООО «ИД «Компаньон», например, регулярно получает контракты Заксобрания. Со страниц «народной» газеты «Пятница», тираж которой зашкаливает за 100 тыс. и распространяется бесплатно, губернатор, глава города, депутаты поздравляют пермяков с праздниками – отношения с властью, похоже, хорошие и доверительные. Следует учесть и то, что ООО «ИД «Компаньон» наполовину принадлежит «ПФП-группе» – структуре вице-президента «ЛУКОЙЛа» Андрея КУЗЯЕВА.

 

Газета «Местное время» (тираж 40 тыс. экз.) получила контрактов почти на 8 млн руб. Наполовину она принадлежит всё той же «ПФП-группе», а наполовину – ООО «Э.К.С. Интернешнл» бывшего губернатора Олега Чиркунова. Этой же структуре принадлежит телекомпания «Рифей-Пермь». Контрактов – почти на 20 млн руб.

 

Урезания расходов на СМИ пока не происходит, однако появление медиапродуктов с четкой идеологической направленностью наводит на размышления: продолжат прикармливать всех, или же львиная доля достанется прогубернаторскому медиахолдингу?

 

Петр КРАВЧЕНКО, директор по развитию коммуникационной группы SP Media, отмечает: «Думаю, что сдвиги будут, но кардинальные перемены могут и не произойти. В администрации края работают профессионалы, и они понимают, что деньги даются за аудиторию, которую СМИ может предоставить. У ряда ресурсов холдинга Кирилла Маркевича, очевидно, этот показатель еще далек от оптимального. Естественно, ситуация, сложившаяся на рынке из-за создания холдинга Кирилла Маркевича, потребует от других СМИ более тщательной работы с аудиторией – доказывать, что она есть. Но я бы рекомендовал СМИ все-таки задуматься о других источниках выручки. Многие рекламные продукты не очень конкурентоспособны по соотношению качество/цена. Чтобы восполнить возможное сокращение государственных денег, придется «выйти в рынок».

 

 

Любимцам Чиркунова теперь, по всей видимости, придется как следует поделиться, однако губернатор вряд ли бросит их на произвол судьбы. По мнению Константина Окунева, стратегия власти проста и понятна – работать по принципу «покупки лояльности журналистов»: «Если бы губернатор и правительство пахали как раб на галерах, тогда СМИ не надо было бы финансировать из бюджета. А иначе ведь нужно обосновывать бюджетные траты, рассказывать, какой ты хороший… Без СМИ не обойтись!»

 

Краевая власть не заинтересована в лишении СМИ бюджетных денег, ведь они могут обозлиться и объединиться против нее. Поэтому, видимо, будут договариваться и сосуществовать дальше. «Независимые» пермские СМИ остаются независимы от окружающей действительности и полностью зависимы от средств налогоплательщиков.

 

Продолжение темы в следующем номере

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка