№15 (667) 12 апреля 2014 года (PDF)

Просекли

№15 (667) 12 апреля 2014 года
Дорожная инфраструктура настолько неразвита, что даже мощный транспорт оказывается бессилен… Дорожная инфраструктура настолько неразвита, что даже мощный транспорт оказывается бессилен…

Внимание федеральных властей как-то особенно приковано к лесным богатствам страны. Губернаторы с подачи федералов зачастили в лес... К чему бы это?

 

Золото, алмазы, нефть и газ олигархи давно поделили между собой. На очереди – лес, возобновляемый ресурс. И хотя в списке богатейших людей уже нет лесных олигархов Смушкина и Зингаревича, основателей «Илим Палп», – свято место пусто не бывает. Лес – вожделенные несметные богатства России, и Пермского края в частности.

 

Недоступное богатство

 

Судите сами. Расчетная лесосека в регионе превышает 23 млн кубометров. По данным губернатора Виктора БАСАРГИНА, регион заготавливает 8 млн кубов древесины в год. Участники рынка приводят другую информацию: вырубается всего десятая часть возможного объема. Это происходит из-за выборочного освоения лесного фонда. Например, арендаторы выбирают на участках только лиственную древесину, а хвойную оставляют гнить. Кроме того, причиной низкого освоения служит неразвитая транспортная инфраструктура. Плотность лесных дорог в крае 0,2 км на 1000 га (в среднем по России – 1,5 км на 1000 га). С 2012 года ведется восстановление сплава древесины. В 2012 году водным путем перевезено 127 тыс. тонн лесных грузов, а в 2013-м – 300 тыс. кубов древесины плотами и 44 тыс. тонн – водным транспортом. Тем не менее, речные перевозки вместе с железнодорожными составляют не более 15%. Всё остальное перевозится автотранспортом, для которого, читай выше, нет дорог. Из 119 км лесных дорог, построенных в 2013 году, 64 км построено арендаторами участков.

 

«Автомобильные перевозки являются основным видом транспорта леса, – делится президент НП «Лесопромышленники Прикамья» Александр СУСЛОПАРОВ. – Если дороги в лесу бизнес еще может построить за свой счет, то государственные органы должны обеспечить наличие дорог круглогодичного действия в каждом муниципальном районе, но, к сожалению, тут у нас большие проблемы. В частности, дорога до границы с республикой Коми каждую весну непроезжая, как и ряд других трасс. Необходимо предусмотреть создание в крае сети дорог круглогодичного действия в районах с большими запасами лесных ресурсов».

 

Лесопромышленник Александр Суслопаров к причинам неосвоения добавляет неразвитость подотрасли лесозаготовок, которая не в силах обеспечить предприятия необходимыми ресурсами: «Лесозаготовка представляет собой длинный перечень малых и средних (скорее исключение) предприятий с объемами не более 100 000 м3/ год. Подотрасль лесозаготовок крайне фрагментирована и практически не управляема. Система лесхозов практически прекратила существование».

 

Дальше – больше. Заявленные в крае восемь приоритетных проектов в области освоения лесов не вышли на проектные мощности, из-за чего осваивают только 40% из выделенных льготных 2,9 млн кубометров. Тем не менее, объем заявленных инвестиций по проектам превышает 20 млрд руб., из них уже вложено 7 млрд. Налоговые отчисления за 2013 год составили 95 млн руб., создано 1664 рабочих места.

 

Если большое количество мелких лесопилок будет сокращено административными методами, то надо думать о социальных гарантиях местным жителям. 
Другой работы на местах порой нет.

 

В 2013 году в регион вошли два крупных инвестора: компания «Кроно» со строительством завода по производству плит ОСП мощностью более 600 тыс. кубометров в год и 700 рабочими местами, и «Орис» – с подобным заводом в Чайковском. Каждое предприятие планировало вложить по 10 млрд руб. Кстати, менеджеры компании «Кроно» должны были доказать своим акционерам наличие лесного сырья в Пермском крае. Видимо, доказали, потому что на конец марта швейцарцы вложили в проект уже 200 млн руб.

 

Зачистка лесорубов

 

По всей видимости, власти видят для себя задачу – расчистить лесосеку для крупного бизнеса. Поэтому и вспомнили о лесной отрасли, когда в Прикамье очередным кавалерийским наскоком явился полпред президента по Приволжскому ФО Михаил БАБИЧ.

 

На совещании по вопросу повышения эффективности лесного комплекса Пермского края полпред поставил две задачи: декриминализацию отрасли и создание экономических условий для привлечения инвестиций в ЛПК (между строк, зачистить отрасль от мелкого бизнеса и построить лесную инфраструктуру за счет бюджета).

 

Покивал полпред и на законодательство. Через два года в силу вступает ФЗ № 415 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который будет регулировать лесную сферу, предусматривая надежный заслон для теневого сектора, а также стимулировать приход инвестиций с долгосрочной гарантией инвестору.

 

По словам Бабича, уже сейчас надо бы задуматься над системой контроля и элементами коррупционного сращивания.

 

Понял ли Виктор Басаргин посылаемые из федерального центра сигналы, не знаем, только начал просить денег, увеличения федеральных субвенций. Для сравнения, на Пермский край приходится всего 35 федеральных рублей на 1 га земель лес-

ного фонда, тогда как на Татарстан федералы тратят 333,8 руб. на гектар. В то же самое время мы перевыполняем планы по доходам в бюджет с аренды лесных участков. Нам нужны деньги на лесоустройство (1,7 млрд руб.), увеличение штатной чис-

ленности инспекторов лесного и пожарного надзора, строительство трех пожарно-химических станций. Ну, и дорог, разумеется, круглогодичного использования. Зимники-то уже закрыты.

 

Что точно понимает губернатор: если большое количество мелких лесопилок будет сокращено административными методами, то надо думать о социальных гарантиях местным жителям. Другой работы на местах порой и нет.

 

В Пермском крае огромный потенциал для роста лесной отрасли. Лесопромышленники ожидают увеличения суммарных мощностей всех крупных и средних предприятий с 2,8 до 4,5 млн кубов в год. А расчетная лесосека в пять раз выше. Лес есть, другое дело, что предприятия не справятся с переработкой сырья при его возросших объемах. Для экспорта кругляка или лесоматериалов первичной обработки мы слишком далеко от границ. При существующих железнодорожных тарифах край не сможет составить конкуренцию той же Карелии или Дальнему Востоку.

 

Как бы там ни было, лес осваивать необходимо, потому что его нельзя законсервировать, через десять лет невыбранная расчетная лесосека сгниет. А это необоснованное расточительство. Если амбиции пермской власти распространяются на просеку в 23 млн куб/м, то без прорыва в лесной отрасли не обойтись. Прорыв могут обеспечить только олигархические деньги. Но олигархи, как мы уже не раз убеждались, не будут вкладывать в лесоустройство, дороги и пожарные станции.

КОММЕНТАРИИ