№28 (130) 4 августа 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№26 (128) 21 июля 2003 года | Первая полоса
Иван Колпаков

Городская расправа

Аркадий Каменев запустил механизм городской административной реформы. Для пермских чиновников последствия вполне определенны – их ждут ротации и массовые сокращения. Впрочем, реформа может нанести удар и по самому мэру.

Как отмечают источники "ПО" в мэрии, еще за полчаса до ключевой пресс-конференции постановление главы города о начале административной реформы подписано не было. Аркадий Каменев, по всей видимости, сомневался, стоит ли "овчинка выделки": ведь вместе с разработкой проекта началось и противостояние с чиновниками. Во что же оно выльется с практической реализацией реформы – пока не известно. Чтобы добавить своей речи уверенности, мэр поинтересовался у журналистов: "что для города лучше – когда чиновников больше, или когда их все-таки меньше?" Прикамские акулы пера нестройно ответили, что, пожалуй, когда меньше, тогда лучше, ибо дешевле. Удостоверившись в благожелательности журналистов, Аркадий Каменев спокойно разыграл свою главную на посту главы города политическую карту.

Административная встряска: этап первый

Дух административного реформизма блуждал по коридорам городской администрации добрые полгода. Вопрос, по всей видимости, заключался в том, чтобы одним махом убить сразу нескольких зайцев: привести в порядок всю пермскую систему управления, осуществить стратегические перестановки в руководстве города и укрепить положение мэра. Между тем, подобное решение назревших вопросов для Аркадия Каменева не было легким: против реформы резко высказались районные администрации (им в ходе реформы достанется больше всего, чего не скрывает сам мэр); да и некоторые нынешние замы главы города, как отмечают источники "Обозревателя", были от наполеоновских планов явно не в восторге.

Так или иначе, во вторник Аркадий Каменев подписал два основных постановления – "О структуре администрации города" и "О распределении обязанностей между главой и заместителями главы города", которые, согласно терминологии мэра, и составят "первый этап" пресловутой административной реформы.

Аркадий Каменев:

– Основная задача реформы, если говорить точнее, оптимизации управления – закрепление за каждым участком работы конкретного лица. Это касается и рядовых исполнителей, и руководителей департамента. Сейчас в городской администрации порядка 30 комитетов, департаментов и других структур. Их курируют заместители главы города, а принимать самостоятельные решения они не имеют права. В связи с этим было принято решение о создании семи новых департаментов, главами которых станут вице-мэры.

Таким образом, в обновленной городской администрации будут действовать следующие департаменты: финансов и экономики (его возглавит первый вице-мэр, пока – и.о. Александр БЕСФАМИЛЬНЫЙ); промышленности, благоустройства и связи (бывший первый, теперь – просто вице-мэр Василий ЦЫГАНКОВ); ЖКХ (восстановленный в коммунальном хозяйстве вице-мэр Александр ФЕНЕВ); планирования и развития города (Андрей ГОЛОВИН); имущественных и земельных отношений (Владимир БИРЮКОВ); социальной политики (Илья ШУЛЬКИН); административный департамент (Владимир МИКЛЯЕВ). Первым среди равных станет департамент финансов и экономики: после проведенного анализа в городской администрации выяснили, что эта структура отраслевой не является, соответственно, является надотраслевой. Ее руководитель будет отвечать за городское хозяйство и координировать работу всех вице-мэров.

Департамент получает статус юридического лица; возглавляющий его заместитель главы города – теперь почти наемный менеджер, отвечающий за свое предприятие: нанимает и увольняет работников, контролирует финансовые потоки, соблюдение законодательства и, в конечном счете, отвечает за все. На вопрос, чем же, в таком случае, будет заниматься сам мэр, Аркадий Каменев ответил, что глава города не снимает с себя ответственности: "Прежде всего, он отвечает перед народом, избирателями". Сентенция Каменева фиксирует его статус именно в политических рамках. Наблюдатели отмечают, что такова вся цель реформы, начатой вовремя: ровно посередине срока правления нынешнего мэра. Второй же этап может растянуться до окончания властных полномочий нынешнего городского главы и, по мысли разработчиков, укрепит его положение.

Тем не менее, регламентированное распределение обязанностей пока не отражает фактического присутствия мэра, который в результате реформы может стать лицом публично-номинальным.

Логика кадровых перестановок так же предельно ясна. "Наказанными" оказались два человека. Один из них – Василий Цыганков – лишился поста первого вице-мэра вполне закономерно. Обладая чрезвычайно широким и неопределенным числом полномочий, он стал не "вторым лицом" в городе, а "вторым Каменевым", то почти главой города. Аркадию Леонидовичу, между тем, пришлось устранять свои ошибки, ведь стремительный взлет Цыганкова был спровоцирован именно его кадровыми перестановками. С другой стороны, "экс-первый", не успевая уследить за всеми вверенными секторами работы, не справился с возложенными задачами. Наблюдатели отмечают, что для г-на Цыганкова такая рокировка могла стать лишь относительной неожиданностью, поскольку он сам принимал участие в разработке новой "департаментской" концепции. Вторая "жертва" – Нелли МИНДУБАЕВА, так же по вполне понятным причинам: ее предполагаемый уход станет логичным финалом череды скандалов, связанных с оптимизацией системы управления. Впрочем, пока госпожа Миндубаева продолжает работу в статусе вице-мэра: официальное постановление об увольнении еще не подписано.

Еще одна перестановка заключает в себе определенную интригу – это восстановление господина Фенева в "коммунальных" правах, что, по словам Аркадия Каменева, "вполне возможно, временное решение". Александр Фенев в перспективе может возглавить "Пермводоканал", в таком случае его место достанется "наследнику" из МУ ЖКХ – Сергею КАСАТКИНУ.

Этап второй: движение по вертикали

Качество первого этапа реформы можно измерить количественно: в результате структурных изменений мэр намерен высвободить 15% чиновников, то есть порядка 400 "лишних" человек. Хотя это, по словам Каменева, "не самоцель". Высвободившиеся средства (их количество, в отличие от бюрократического аппарата, пока не подсчитано) направят на строительство (возможно, дорожное). В частных разговорах сотрудники финансового управления отмечают, что расчетов относительно финансовой выгоды процесса увольнения чиновников нет. Соответственно, нет и оснований для заявлений, что образовавшиеся свободные средства могут быть направлены на дорожное строительство.

В любом случае, уже начальная стадия административной "оптимизации" в значительной степени меняет расстановку сил в руководстве города. "Виновники" пермских бед найдены и устранены, отрасли расставлены по ранжиру, ненужные чиновники уволены.

Второй этап реформы по размаху не менее масштабен. Аркадий Каменев намерен выстроить "вертикаль власти" – от района до города. Будут ликвидированы районные администрации в современном смысле этого понятия. Их подразделения будут напрямую подчиняться отраслевым департаментам. Мэр отметил, что теперь не придется бегать от одного чиновника к другому: "Этого "футбола", который сейчас происходит, не будет".

Господин Каменев пообещал, что второй этап будет претворен в жизнь уже к новому году. Так что с 2004 года в Перми будет функционировать совсем другая система управления городом.

Аркадий Каменев:

– Конечно, будут сложности, сопротивление. Но мы должны решить эти вопросы. Президент уже неоднократно критиковал неповоротливость российского бюрократического аппарата, особенно местного самоуправления. Мы делаем первый шаг к тому, чтобы пойти по новому пути.

"Реформа вызвана требованиями времени", – заметил Аркадий Каменев журналистам напоследок. Впрочем, несмотря на определенную моральную подготовленность всего пермского чиновничьего сообщества к грядущим переменам (разговоры, как отмечалось, не прекращались в течение последнего полугодия), для некоторых его представителей напористый выпад мэра стал неожиданностью.

Константин ОКУНЕВ, депутат Законодательного собрания:

– В течение двух лет мэрской деятельности Аркадий Каменев не делал таких резких шагов. Мне не вполне понятны мотивы, почему это произошло именно так. Особенно учитывая, что еще в начале этого года, при обсуждении бюджета города Перми, группа депутатов городской Думы заявляла, что нормативы по количеству чиновников превышены. В то время администрация активно лоббировала такое число чиновников. Сегодня происходящее выглядит очень неожиданным поворотом: вдруг руководители города начали приводить аппарат в соответствие с нормативами. Для меня это загадочно. Я полагаю, что некоторые органы могут потерять управляемость на первое время. Впрочем, расходы на содержание чиновников действительно сокращаются.

"Неожиданностью" действия Аркадия Каменева стали уже по той причине, что противников реформы в аппарате насчитывается немало. Именно поэтому амбициозный проект выглядел лишь долгосрочной декларацией, которая может стать явью разве что под давлением Федерации, например, будучи катализированной реформой Дмитрия КОЗАКА. Так или иначе, для нынешнего мэра его вполне обоснованная (как с точки зрения причин объективных – раздутого, неэффективно работающего аппарата, так и с точки зрения субъективных мотивов – усиления своего положения перед грядущими предвыборными пертурбациями) комбинация станет колоссальным испытанием. И от успеха ее реализации будет зависеть как эффективность всего пермского управленческого корпуса, так и будущее самого Аркадия Каменева.
Первая полоса
Общество
Политика
Рынок труда
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100