№28 (130) 4 августа 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№26 (128) 21 июля 2003 года | Экономика
Петр Кравченко

Свершилось чудо!

Вице-премьер Борис Алешин объявил о создании федерального центра авиационного двигателестроения. Государство согласилось участвовать в проекте исключительно под гарантию блокирующего пакета акций.

В четверг вечером в Пермь с официальным визитом прибыла высокопоставленная делегация во главе с вице-премьером правительства РФ Борисом АЛЕШИНЫМ. Вместе с ним Прикамье посетили представители Министерства имущественных отношений, Министерства транспорта, Министерства юстиции, Министерства обороны, генеральный директор Российского авиационного космического агентства Юрий КОПТЕВ, генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Андрей БЕЛЬЯНИНОВ, генеральный директор ОАО "Ильюшин Финанс Ко" Александр РУБЦОВ, президент группы "ГУТА" Артем КУЗНЕЦОВ, а также ряд других сотрудников оборонных и промышленных министерств и заинтересованных компаний, в том числе вице-президент "Pratt&Whitney" по деятельности в России Томас ХАЙЕК. Делегацию, цель которой – изучение возможностей пермских моторостроительных предприятий, на протяжении всего визита сопровождал губернатор области Юрий ТРУТНЕВ.

Утром акции – вечером гарантии

Основным в повестке дня было принятие решение о создании на базе "Пермских моторов" единого федерального центра авиационного двигателестроения (ФЦД). Проблемы создания такого центра незадолго до визита вице-премьера Юрий Трутнев обсудил с премьер-министром Михаилом КАСЬЯНОВЫМ.

Юрий Трутнев:

– Как объясняется в ответе главы Росавиакосмоса Коптева, собственники АО не очень хотят объединяться на условиях правительства, то есть национализации пакета. Это неправильно – забирать у людей собственность. Государство как раз и основывается на уважении института собственности. У чиновников более чем достаточно ресурсов для государственного влияния на конструирование и производство.

По итогам совещания, состоявшегося на "ПМ", вице-премьер Алешин заявил, что, в интересах развития национального авиадвигательного комплекса, "интеграция предприятий отрасли должна производиться вплоть до создания одной национальной компании", ориентированной, и это подчеркнул господин Алешин, на конечную продукцию. Таким образом, конкуренция должна осуществляться только на мировом уровне.

Борис Алешин:

– Конкуренция должна быть на международном уровне. Между существующими пятью–шестью российскими холдингами ее быть не должно. Хотя в западных странах существует практика, когда у каждого предприятия есть не менее двух поставщиков. Поэтому я не исключаю существования конкуренции среди производителей комплектующих.

Так или иначе, идея "укрупнения" витает в воздухе давно. Однако камнем преткновения стал вопрос о разделе полномочий между государством и бизнесом.

Юрий Коптев:

–В результате акционирования, приватизации мы имеем, что имеем: государство не может активно влиять на ситуацию.

Соответственно, конструктивным в данном случае можно считать принятое на совещании решение о создании альянса между представителями бизнеса и государством на основе паритетных отношений, что с необходимостью должно устранить противоречие, о котором говорил Юрий Трутнев. По мнению генерального директора Росавиакосмоса, бизнесмены будут благосклонны к идее создания единого федерального центра, если государство предоставит им гарантию права распоряжения интеллектуальной собственностью, стоимость которой, по словам Алешина, составляет порядка 150 млн долларов. В обмен государство пожелало бы обеспечить себе "достойное присутствие, выражающееся в блокирующем пакете акций". При этом, как пояснил вице-премьер, о передаче пакетов "в центр" речи не идет. Главная цель, преследуемая в создании ФЦД, – выработка общефедеральной политики.

Как заявил Юрий Трутнев, уже сейчас "по инициативе предпринимателей" некоторым сотрудникам Росавиакосмоса, Министерства промышленности и Министерства имущественных отношений было предложено в течение недели сформировать рабочую группу, которая преступит к работе через месяц.

"Протон" еще поживет

Другим вопросом, волновавшим умы высокопоставленной делегации, было создание двигателя пятого поколения (ПС90А2). Сертификация этой новой разработки "Пермских моторов" должна завершиться в 2005 году. Юрий Коптев выразил сожаление, что не удалось сократить этот срок, однако заметил, что "уже сегодня чрезвычайно важно определиться с востребованностью этого двигателя, который закладывается в перспективные модели российских самолетов семейств "ТУ" и "ИЛ". Борис Алешин в связи с этим заметил, что уже сейчас некоторые компании проявляют интерес к производству этих моторов. В ходе совещания была достигнута договоренность о заключении трехстороннего соглашения между ОАО "Пермские моторы", ОАО "Аэрофлот" и лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко". Сумма предполагаемой сделки составит не менее 100 млн долларов.

Глава авиационного космического агентства, между прочим, оговорился и о судьбе "Протона". Господин Коптев заявил, что, несмотря на уменьшение количества коммерческих запусков "Протонов", госзаказ на них растет. Сейчас реальный спрос на эти ракетоносители составляет от шести до восьми штук в год. Так, до конца 2003 года планируется не менее двух запусков "Протона". Юрий Коптев заметил, что, несмотря на активные разработки двигателя РД-191, которые предназначены для ракет нового поколения ("Ангара"), "Протоны" проживут еще по меньшей мере пятнадцать лет".

Тщательное ознакомление с положением в пермском авиадвигательном комплексе стало причиной того, что визит вице-премьера на другое градообразующее предприятие – "Мотовилихинские моторы" – был существенно сокращен.

По итогам состоявшегося на "МЗ" совещания Борис Алешин заявил, что правительственный заказ на этом предприятии, которое "располагает важнейшей технологией", будет увеличен. По признанию генерального директора ОАО "Мотовилихинские моторы" Ивана КОСТИНА, доля госзаказа составляет около 10 процентов выпускаемой продукции, что, однако, исключительно мало. Несмотря на достигнутую договоренность, вице-премьер подчеркнул, что правительство "не ставит перед собой цели заниматься национализацией". По мнению Алешина, задача государства заключается в поддержке бизнеса, в том числе и оборонного, однако чиновники далеки от идеи вмешательства в управление предприятиями.
Первая полоса
Общество
Политика
Рынок труда
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100