№34 (136) 15 сентября 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№26 (128) 21 июля 2003 года | Культура
Ольга Дворянова

"Квадрат" в квадрате

Вечер памяти Евгения Панфилова стал зарождением нового театра.

13 июля исполнился ровно год со дня гибели Евгения Панфилова. Остался известный далеко за пределами Перми театр, артисты. Говорят, что свято место пусто не бывает, но это – пока пусто. Причем настолько, что отсвечивает поистине космическим зиянием. Ушел человек, художник, и вместе с ним – целый микрокосм. По словам директора "Балета Евгения Панфилова" Натальи ЛЕНСКИХ, пятнадцатый год театра был прожит "очень трудно".

Квадрат Панфилова

Еще совсем недавно никто не брался предсказывать, что будет с театром. Когда он объявил, что не собирается закрываться, а руководство будет коллегиальным, многие начали поговаривать о том, что "Балет" из живого, активного, выдававшего порой по 4-5 премьер за сезон, превратится в музей. А поскольку никто такого исхода не желал, все надеялись на лучшее, тем более что в труппе есть свои собственные хореографы, с высшим образованием.

Театр не торопился с новыми постановками: за целый год не было ни одной премьеры. Однако все это время коллектив был востребован фестивалями и конкурсами, ездил на российские и зарубежные гастроли. Интерес к "Балету Панфилова" подогревался, помимо прочего, нелепой скандальной гибелью его основателя. За это время был завоеван диплом за участие в фестивале "Золотая маска" (за "БлокАду" – последний балет мастера, вышедший за месяц до его ухода), Панфилов лично (посмертно уже) от журнала "Балет" получил диплом и звание "Маг танца". Но все это – былые заслуги. Совсем недавно стало известно, что отныне Гран-При Североуральского конкурса и Специальный приз Витебского IFMC будут носить имя пермского мастера балета модерн. Панфиловским духом теперь будет освящен раздел современного танца на пермском фестивале "Дягилевские сезоны" (которые, даст бог, станут традиционными). Внимание и многочисленные отклики и рецензии российской и зарубежной прессы, и в целом мирового балетного сообщества не позволили забыть, что театр существует, работает...

То, что спустя год "Балет Панфилова" находится в хорошей творческой форме, доказал и вечер, на котором отметили годовщину гибели маэстро. Он прошел на сцене Пермского театра драмы. Во втором отделении было показано 14 хитовых номеров Панфилова-хореографа. Почти невозможно описать, насколько хорош Алексей КОЛБИН в роли фигляра, Ксения КОПЫЛОВА в "Лунной дороге", Сергей Райник с китайской безделушкой, а Елена КОНДАКОВА и Алексей РАСТОРГУЕВ в "Перекрестке"… Впрочем, поклонники театра помнят наизусть все эти – не этюды даже, а мини-спектакли, ставшие программными работами, классикой. Рука мастера здесь видна во всем: начиная с костюмов (как известно, Евгений Алексеевич их придумывал сам) и заканчивая философским пониманием, эстетикой и выверенностью каждого движения. Создав театр, Панфилов стал мастером в квадрате: его талант хореографа поддерживался талантом танцовщика, а умение выстроить сцену – умением увидеть ее в цвете и форме (костюмах). Такие маленькие спектакли родились из сплава сontemporary dance, эстрадных номеров и танцев на льду. И не без помощи призванного к этому мастерства исполнителей. Любой артист знает, что звезда он – ровно настолько, насколько звездой его сделал хореограф (или режиссер). Даже Арина ПАНФИЛОВА (дочь балетмейстера), не обладающая, казалось бы, внешними балетными стандартами, в номере на песню Эдит Пиаф (тоже, как известно, наделенной отнюдь не идеальной внешностью) имеет немалый успех у публики.

"Квадрат" Райника

О Сергее Райнике как о преемнике Панфилова заговорили сразу, и в немалой степени потому, что он в коллективе (состав которого со дня основания сменился чуть ли не полностью) – один из "старичков". На вечере была показана премьера сезона – спектакль в постановке Райника "Черный квадрат", балет концептуально хорошо продуманный. Райник – не только отличный танцовщик, но и человек рефлексирующий, способный анализировать свои действия. Однако, из трех ипостасей – артист, теоретик, хореограф – последняя пока наиболее уязвима.

Используя самый загадочный, экспрессивный и жесткий символ русского авангарда прошлого века – "черный квадрат" и саундтрек из "продвинутой" музыки (Трики, Massive Attack, Actus, etc.), постановщик попытался выстроить ряд метафорических картин, сменяющих одна другую. Здесь можно усмотреть космогенные процессы, дающие начало зарождению каких-то земноводных, человека и даже любви. Но все эти сценические аллюзии – для любителей поупражняться в философии. Жаль, что "Черный квадрат" так напоминает шоу, какое можно увидеть во вполне заурядном ночном клубе или казино. Столь модное сейчас смешение элитарных и массовых жанров не пошло на пользу спектаклю. Дискотечный свет, неимоверное количество кубометров дыма (который еще долго рассеивался после окончания действа), красивые, неплохо танцующие мальчики и девочки, невнятные, абсолютно не запоминающиеся образы…

В театре говорят о продолжении заложенных его основателем традиций (так было с БДТ, когда умер Товстоногов, с театром на Таганке, когда Любимов уехал из страны). Если следование традициям в нынешнем "Балете Панфилова" и есть, то его можно найти только в формальных элементах, например, в наличии голоса "за кадром", произносящего многозначительную цитату или метафору, предваряющую действие. Смысловая канва, очерчивающая тему "Черного квадрата", – про "бушующую бурю размером с земной шар на его поверхности". Понятно, что это метафора обо всем сразу и ни о чем конкретно. Сама постановка – о любви, страсти, смерти и возникающем между ними напряжении. Не случайно темой балета выбран хаос, "картины, возникающие из подсознания", как определяет ее сам постановщик. Возможно, подобное смятение творится и в душах артистов, перешедших в руки другого данс-мастера.

Судя по всему, мы присутствуем при зарождении нового театра в "Балете Панфилова", творческую часть которого взял на себя талантливый и энергетически сильный человек. Каким будет детище преемника, сказать трудно.

Панфилов, например, умел перечеркивать то, что было сделано "до", опровергать самого себя и возрождаться из пепла, каждый раз превосходя себя вчерашнего. Ясно пока одно: часть зрительской аудитории театр, к сожалению, уже утерял. Но тот огромный аванс, который был дан театру именем и творчеством Панфилова, еще далеко не исчерпан.
Первая полоса
Колонка редактора
Точка зрения
Политика
Высокие технологии
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100