№28 (955) 18 июля 2017 года (PDF)

Опасный аттракцион «Пермский автобус»

№28 (955) 18 июля 2017 года
Каждый день до 23 июля экипажи будут выезжать на проверку  общественного транспорта Перми Каждый день до 23 июля экипажи будут выезжать на проверку общественного транспорта Перми

В I квартале года треть автобусов в Перми была снята с маршрутов из-за технических неисправностей.

 

За первые полгода в Перми произошло 113 дорожно-транспортных происшествий с автобусами городских маршрутов, в которых были ранены 139 чел., четверо погибли. В 77 случаях пассажиры общественного транспорта получили травмы различной степени тяжести при падении.

Вина водителей установлена в 26 ДТП (погибло 3 чел., 33 получили травмы). В ГИБДД отмечают, что в последнее время растет число ДТП, совершаемых водителями автобусов, в Дзержинском, Индустриальном, Мотовилихинском и Свердловском районах Перми. 

С 10 по 23 июля в Прикамье проводится профилактическое мероприятие «Автобус», направленное на снижение аварийности общественного транспорта.

 

Хлам на колесах

 

Автобусный парк в Перми включает самые разные модели. Можно прокатиться на хорошо знакомых по временам СССР МАЗах или башкирских НефАЗах. Встречаются и иностранные Scania и Mercedes. Однако в большинстве своем это уже повидавшая виды техника.

Корреспондент «ПО» принял участие в одном из рейдов вместе с инспекторами ОБДД отделения технического надзора капитаном полиции Ильгизом МАТИШЕВЫМ и старшим лейтенантом Николаем ЗУЕВЫМ. Утром 12 июля сотрудники ГИБДД работали на остановке «Микрорайон Парковый».

– Вчера автобус 66-го маршрута сбил насмерть человека, – рассказывает Ильгиз Матишев. – 

У них эта остановка является конечной. Но проверять будем все автобусы на возможные нарушения.

По словам инспекторов, чаще всего автобусы выходят на линии с неработающей оптикой: «поворотниками», стоп-сигналами или габаритными огнями. Часто выявляется неисправность дверного механизма, отключение датчиков ABS, проблемы с рулевым управлением. Всё это подразумевает снятие транспортного средства с маршрута и назначение штрафа как водителю, так и должностному лицу, выпустившему автобус на линию.

 

Всесторонняя проверка

 

Заходим в первый автобус, который стоит без пассажиров. Инспектор первым делом проверяет документы: водительское удостоверение, карточку маршрута, страховой полис, диагностическую карту. Затем – наличие противооткатных упоров, двух аптечек и огнетушителей. Проверяется маркировка огнетушителей.

Осматривается салон: есть ли молоточки для разбивания стекла при аварии, соответствует ли реальное количество сидячих мест указанному в документах, работают ли кнопки оповещения водителя об остановке, не захламлены ли проходы лишними предметами. Отдельно проверяется место водителя: работают ли приборы, фиксатор руля. Часто проблемы бывают со спидометрами, которые в автопарках даже и не пытаются чинить. В ходе внешнего осмотра необходимо убедиться, что работают световые приборы, исправны тормозные шланги и рулевое управление, нет потеков масла в моторном отсеке.

Выясняется, что у первого же осмотренного автобуса не горят габаритные огни и «через раз» срабатывают стоп-сигналы. Из-за этого другие водители могут не увидеть, что автобус останавливается, и на дороге может создаться аварийная ситуация. Инспекторы решают снять транспорт с маршрута и отправить его в парк.

В следующем автобусе несколько минут ждем, пока водитель предъявит необходимые документы. Он отыскал их только после звонка в парк, но и то перечень оказался неполным: отсутствовала карточка маршрута. Других нарушений тоже хватало: не совпадал цвет кузова, не оказалось молоточков для аварийного выхода, в салоне была проложена магистраль печки.

– Опасность подобных самовольных конструкций в том, что они сделаны на хомутах и с использованием разной резины, – поясняет инспектор технадзора ГИБДД. – Представьте, что пассажир случайно заденет трубки ногой, и кипяток польется прямо на него. Подобные случаи уже бывали.

После проверки автобус также снимается с маршрута и отправляется в парк. Проверяющие признаются, что именно из-за технических неисправностей приходится прекращать эксплуатацию транспорта при перевозках. Но всё зависит от самих перевозчиков: кто-то тщательно контролирует свой транспорт, а некоторые относятся к технике небрежно.

К остановке подходит следующий автобус, но водитель, завидев инспекторов, решает ехать дальше, даже не закрыв двери. Пытаемся догнать его, рядом бежит кондуктор. Успеваем запрыгнуть в салон. Инспектор просит у водителя документы и предлагает пройти в патрульную машину для составления протокола за движение с незакрытыми дверьми.

– Вот из-за подобного маневра пассажиры и падают, – комментирует Ильгиз Матишев. – Часто фиксируется ДТП, когда человек еще не зашел в салон, а водитель нажал на газ. Страдают, как правило, пенсионеры, которые не столь проворны, как молодые люди.

«Бегство» водителей автобусов, как выяснилось, происходит не так уж и редко. Специально на этот случай во время рейдов работают два экипажа ГИБДД: один на конечной остановке, другой – на следующей. И второй экипаж, получив информацию о «беглеце», проверяет автобус на своей остановке. Бывают случаи, когда инспекторы догоняют водителей на патрульных автомобилях.

В следующем автобусе вновь обнаруживаем самодельную печку и неработающий в салоне «сигнал водителю». Уже по стандартной схеме составляется протокол, автобус отправляется в парк. Если бы были выявлены неисправности рулевого управления или тормозной системы, то автобус был бы эвакуирован на спецстоянку.

 

Закамский беспредел

 

С 1 июня в России не могут работать водителями люди, имеющие только иностранные водительские права. Эта мера призвана очистить рынок перевозок, в том числе и пассажирских, от мигрантов. По мнению правоохранителей, мигранты недостаточно хорошо ориентируются в российских правилах дорожного движения, поэтому им необходимо получать водительское удостоверение РФ. Однако не все пермские перевозчики соблюдают новый запрет. Особенно это касается маршрутов, работающих в Закамске. 

– Недавно на круговом движении хотели остановить микроавтобус, так водитель бросил его и убежал, – вспоминает инспектор технадзора. – И вот представьте: стоит посередине дороги одинокий микроавтобус с пассажирами. А мы его даже эвакуировать не можем – нет оснований.

 

Типичная история

 

11 мая в Кировском районе Перми подобный микроавтобус попал в ДТП, столкнувшись с ВАЗ-2110, после чего машины выехали на тротуар, сбив прохожих. Погибло два человека.

Управлял микроавтобусом Mercedes Sprinter 19-летний гражданин Таджикистана. У него изъяли водительское удостоверение в связи с подозрением, что оно поддельное. По факту произошедшего следственная часть СУ Управления МВД России по Перми возбудила дело по ч. 5 ст. 264 УК РФ «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим ТС, ПДД или эксплуатация транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц».

В процессе расследования выяснился удивительный факт. За неделю до трагедии, 5 мая, собственник микроавтобуса продал его водителю, допустившему ДТП. То есть Mercedes Sprinter стоимостью несколько сотен тысяч рублей был продан 19-летнему мигранту? Слабо верится.

Внимание к этому делу старается привлечь мать погибшей девушки, которая просто стояла на пешеходном переходе. Женщина боится, что виновные смогут избежать наказания или переложить его на другого.

Источники «ПО», связанные с перевозками пассажиров, подтверждают, что такая схема оформления водителей распространена в Кировском районе. У них даже не проверяют водительские удостоверения. Водители-мигранты довольно часто приезжают на микроавтобусах к жилым домам, где снимают жилье, а утром вновь выходят на работу с отметками о прохождении мед- и техосмотра, даже не заезжая в парк. Понятно, что в этой ситуации о безопасности пассажиров речи идти не может.

 

Обвинения в предвзятости

 

Инспекторы проверяли автобусы несколько часов. По их словам, работа также ведется скрытыми патрулями, которые фиксируют нарушения ПДД водителями общественного транспорта. 

Уже к концу рейда к инспекторам подошел мужчина, который назвался представителем одного из перевозчиков. Он обвинил сотрудников ГИБДД в том, что они осматривали автобусы лишь одного маршрута. На самом же деле проверка проводилась по всем транспортным средствам, останавливающимся на длительную стоянку.

Этот эпизод лишь в очередной раз показывает, что напряжение между сотрудниками ГИБДД и перевозчиками присутствует. Хотя все они должны работать в одной связке, обеспечивая безопасность пассажиров. Но когда 8 из 10 автобусов из-за тех или иных нарушений снимают с маршрута, выводы напрашиваются сами собой.

 

КСТАТИ

В I квартале 2017 года в Перми проверено 1332 автобуса, запрещена эксплуатация 561 технически неисправного автобуса, из них 97 – с неисправным рулевым управлением и тормозной системой.

За I квартал 2017 года сотрудники полиции выдали 85 представлений должностным лицам АТП и ИП. К административной ответственности привлечено 106 должностных лиц

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка