№180 (29) 02 августа 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№28 (179) 26 июля 2004 года | Первая полоса
Ольга Дворянова

Художников - отменить!

Творцы думают, начать уже сейчас жечь свои картины или немного подождать.

Пермские художники городу оказались не нужны. А чем иначе объяснить, что их собираются вы-гнать из собственных мастерских? Заявления об европейском, на принципах гуманности построенном обществе рассыпаются, как карточный домик, поскольку действия городских чиновников — "служителей народа", заметьте — говорят об обратном. И действия эти кричат: художники — это иждивенцы, пусть платят или выметаются. Помните государство, за которое ратовал Гитлер? А как сжигались книги? А как Геббельсу то и дело хотелось хвататься за пистолет, когда он слышал слово "культура"? А чеховский Лопахин, который 100 лет назад говорил, что вишневые сады не приносят никакого дохода и все их надо вырубить и разбить на этом месте грядки? Кто сейчас читает Толстого или Кафку? Может, сотни кубометров древесины, которая бестолково тратится на печатание книг, потратим лучше на офисную мебель? С экономической точки зрения это будет рациональнее.

Квартирный вопрос

Мастерская для художника — это не квартира (даже если он живет в ней, потому что у творца грань между жизнью как таковой и работой весьма условна), а точно такое же место работы, как для чиновника офис или персональный кабинет. Представьте чиновника, который, как всегда, утром пьет свой кофе, надевает костюм и галстук, садится в машину, подъезжает к офису, а его кабинет занят кем-то другим. При такой ситуации государственный служащий становится безработным (а может, дальше и бомжем?).

Пермь, которая когда-то (не имеющая, как теперь, филиала Академии живописи, ваяния и зодчества) с большими усилиями сколачивала отделение Союза художников, теперь хочет его, de facto, развалить. Так и получится, потому что поддерживающая художников организация превратится в клуб по интересам, объединяющий людей, имеющих весьма отдаленное отношение к творческому процессу.

Например, Станиславу КОВАЛЕВУ, очень давно приехавшему в Пермь, город в свое время незамедлительно выделил квартиру и мастерскую — только бы художник остался работать здесь! Многие годы он — востребованный художник, гениально разрисовывающий сказки и книги для детей. Эти издания благодаря Ковалеву — шедевры жанра, классика, на которой будет воспитываться и развивать фантазию не одно подрастающее поколение. И сегодня крупнейшие столичные книжные издательства считают за честь сотрудничать с Ковалевым и заключают с ним контракты на несколько лет вперед, переманивая к себе. Так что без Перми Станислав Ковалев не пропадет. А вот будет ли городу лучше оттого, что художники как класс в нем вымрут? Политика города направлена именно на это.

Проблема возникла два года назад, когда депутатами городской Думы было принято Постановление о введении арендной платы за мастерские. Если немного углубиться в историю вопроса, то необходимо упомянуть, что до 1993 года все мастерские Перми находились на балансе Художественного фонда (сейчас такой организации не существует), а после этого были переданы в ведение Пермской организации Союза художников. Таким образом, в течение многих лет художники, графики и скульпторы пользовались мастерскими безвозмездно, внося плату лишь за коммунальные услуги. Департамент имущественных отношений посчитал такую ситуацию "несправедливой" и ввел, по решению депутатов гордумы, сначала арендную плату с льготным коэффициентом 0,2, а после недовольных выступлений художников снизил его в 4 раза — до 0,05. Даже такое снижение коэффициента фактически означает увеличение платы за мастерскую в несколько раз.

Итак, давайте подсчитаем деньги. Площадь одной мастерской достигает 130 метров. За 1 кв. м в месяц в среднем нужно выложить 18 рублей. Итого, аренда обойдется в 2340 рублей. Прибавим к этому сумму за земельный участок (435 рублей в месяц) и коммунальные услуги, и получится 3675 рублей. За год эта сумма составит около 44 100 рублей. То есть, в соответствии с новыми условиями аренды, с учетом коммунальных платежей, платы за землю аренда помещений повысится с 500-900 рублей в месяц до 2,5-5,5 тысячи. Это притом, что, по официальным данным, на 1 марта 2004 года средняя заработная плата работников культуры по Пермской области составляет 3080 рублей, а пенсия художников-пенсионеров не превышает 2000 рублей. Откуда, скажите, художнику брать деньги?

Диагноз Вермеера, или искусство выживания

Конечно, живописец или скульптор вправе созданные творения продавать или дарить по своему усмотрению. Но он — не завод по производству товаров первой необходимости, не фирма, занимающаяся реализацией товара. А Пермь — не Рио-де-Жанейро, в котором 12 месяцев в году лето и на улицах можно подрабатывать беспрерывно. Почти ни у кого из художников нет стабильного гарантированного ежемесячного заработка от продажи работ. Лишь изредка на одну хорошо проданную работу творец может существовать несколько месяцев. Многие вообще живут только преподаванием.

Художник, как и культура целиком, становится заложником экономической ситуации. Он попадает в условия плохо развитого арт-рынка, существующего при низкой покупательской способности граждан, которым всегда не до произведений искусства.

Как говорит член совета по культуре при губернаторе Пермской области художник Юрий ЛАПШИН, каким бы ни был коэффициент — он в любом случае будет слишком большим и неподъемным для незащищенной группы населения, к которой принадлежат и производители искусства.

Полный вариант статьи читайте в печатной версии еженедельника.
Первая полоса
Откровенный разговор
Территория
Обзор рынка
Акции
Де-факто
Межсезонье
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100