№32 (183) 23 августа 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№28 (179) 26 июля 2004 года | Откровенный разговор
Наталья Жукова

Аркадий Каменев: “Шантажировать меня бесполезно”

Глава Перми – о городском хозяйстве, борьбе с коррупцией, перспективах областного центра и… будущего мэра.

Аркадия Леонидовича знала еще начальником УВД города Перми. Чего у него не отнять, так это умения разговаривать с простыми людьми, понимать их. И люди всегда понимали его. Неважно, кто это: молодая мамочка или бабушка-пенсионерка. Наверняка сказывался опыт работы участковым инспектором, в которой одним из главных качеств сотрудника всегда считалось умение наладить хороший контакт с жителями, чтобы решать проблемы сообща. Наверное, благодаря этой своей способности Аркадий Каменев и был избран народом – сначала депутатом Законодательного собрания области, а затем и главой Перми.

Вообще, мэров-полковников милиции нет нигде во всем мире. Только в Перми. Это управленец, выросший в советский период жесткой государственной иерархии, безусловно, впитавший главные принципы советской системы управления с ее четкой структурой и определенно ясной нацеленностью на результат. С идеологической подоплекой и, с учетом специфики службы, выработанной годами привычкой исполнять, а потом – и самому отдавать приказы. Именно потому, что большую часть своей жизни Аркадий Каменев занимался борьбой с преступностью, думаю, что и сейчас, в своей админи-страции, он нетерпимо относится к каким бы то ни было нарушениям. Известно, что он жестко спрашивает со своих подчиненных. Другое дело, что и к этому некоторые чиновники тоже могут приспособиться. Но… приступим к разговору.

Повод для улыбки

– Аркадий Леонидович, мне показалось, что в последнее время вы стали чаще улыбаться. У вас что-то изменилось в жизни?

– Ну, наверное, изменилось. Вы помните, в 2001 году, как только я пришел в городскую администрацию, меня сразу начали в чем-то обвинять. Город – это огромное хозяйство, огромный хозяйственный механизм. Да, управление внутренних дел, как я говорил, когда избирался, – это тоже большой хозяйственный механизм, но это только одна отрасль, а тут – весь город со всеми его проблемами. Вот тогда особого настроения улыбаться не было. Некоторые говорили: вот, дескать, Юрий Петрович Трутнев ушел, и все теперь рухнет. Да ничего не рухнуло, ничего не развалилось. Более того, существует динамика роста поступлений средств в бюджет. Сегодня есть рост промышленного потенциала и, соответственно, налоговых поступлений. То есть я хочу сказать, город – это огромный хозяйственный механизм с большими проблемами. Наскоком их не решишь. Во всем надо разбираться. Мы разобрались, проблемы решаются. Я не против критики, но она также должна быть конструктивной, а не огульной. И я готов сегодня говорить о любых проблемах, которые волнуют наших жителей. Мне в этом смысле скрывать нечего. Поэтому… я, наверное, могу улыбаться.

Падение ЖКХ

– Хорошо, давайте поговорим о проблемах. Наверное, самая больная – это все-таки ЖКХ?

– Согласен. Смотрите: до 2001 года жители Перми платили за жилищно-коммунальные услуги порядка 35-40 процентов. А сейчас платят 90! А уже в этом году, согласно постановлению Правительства, оплата должна была составить сто процентов. Люди возмущаются. И, конечно, справедливо. Потому что качественных улучшений в этой отрасли не произошло. Почему? Да потому, что жители стали платить больше, а государство-то объем своего финансирования отрасли сократило! Ровно настолько – насколько больше стало платить население. Вот если бы бюджетное финансирование ЖКХ осталось на прежнем уровне, то мы имели бы возможность решать проблемы отрасли более успешно. Что я имею в виду?.. Прежде всего, капитальные ремонты. Вы же знаете, что они уже много лет не проводились. Более того, вся инфраструктура уже изношена на 70-80 процентов. А что с ней будет завтра?.. Поэтому существенного улучшения качества не произошло. Ну, скажите: как можно за короткий срок исправить ситуацию в отрасли, в которую, начиная с 80-х годов, не вкладывалось ни рубля?! А теперь у государства на это денег нет, поэтому оно и перекладывает все бремя ответственности на жителей: решайте свои проблемы сами, содержите свое жилье самостоятельно. Я отнюдь не сторонник этого. Но противник я или нет – уже не играет большой роли: государство так решило, и все тут. Но это, конечно, не означает, что мы вот так сидим, сложа руки, и ничего не предпринимаем.

Мы понимаем, что проблемы отрасли нужно решать, от этого никуда не уйдешь. Как выход – это привлечение частного инвестора в сферу ЖКХ. На сегодняшний день до 50 процентов подрядных работ в жилищно-коммунальном хозяйстве у нас выполняют частники. И уже очевидно, что они работают качественнее, чем наши муниципальные жилищные службы. С первого июня мы начали эксперимент по привлечению частной компании к управлению жилищной службой в микрорайоне Крохалева – Владимирский. И если все будет нормально, то есть если мы увидим, что частник и здесь будет более эффективен, то переведем на эту систему весь город.

Частное лицо в управлении

– Аркадий Леонидович, а насколько оправдано присутствие частного бизнеса на стратегических объектах жизнеобеспечения, таких, скажем, как водоканал?

– Имущество водоканала мы не продаем и не разбазариваем, а оставляем в собственности муниципалитета. Мы его отдаем в а-рен-ду, то есть в оперативное управление бизнесу. И, поверьте мне, у нас существуют рычаги влияния на частную управляющую компанию. Теперь: почему мы пошли по этому пути? Да потому что сегодня у бюджета нет денег на восстановление сетей водоснабжения и биологических сооружений в городе Перми! В области – тоже нет! И государство этих денег не выделит! Тут вопрос в другом. Меня спрашивают: если водоканал некогда был рентабельным предприятием, то почему его не оставить в муниципальной собственности и в муниципальном управлении, чтобы все доходы поступали исключительно в бюджет? Во-первых, пока водоканал остается муниципальной собственностью. А, во-вторых, сегодня подходы к решению подобных задач – совсем другие. Правительство решило ликвидировать все муниципальные предприятия. Это не я придумал. Согласно постановлению Правительства РФ, до 2006 года мы должны подвергнуть приватизации все муниципальные унитарные предприятия. Пока мы отдаем в аренду Хлебокомбинат, «Пермские аптеки», «Горпассажиртранс»… Я понимаю, что противников этого много. Вот, например, по водоканалу.

Помню, когда мы подписали первый договор о сдаче его в аренду бизнесу, мне звонили мэры других городов. «Да ты что делаешь! – говорили они мне. – Частник захочет – отключит воду, захочет – включит! Что ты будешь делать?!» А сейчас многие главы городов тоже пошли именно по такому пути, взаимодействуя с Российскими коммунальными системами, с «Интерросом». Потому что потыкались-помыкались – а другого выхода нет. Бояться не надо. Главное здесь – предусмотреть все стратегические задачи. Потому что за все социальные последствия отвечает, конечно, власть и лично я. Поэтому необходимо все тщательно прописать в договоре. Во-первых, для того, чтобы все обещанные инвестиции пришли вовремя. Чтобы это были дополнительные средства, принадлежащие самой управляющей компании, а не деньги, взятые с потребителей – жителей города. А, во-вторых, чтобы любое повышение тарифов на воду обязательно контролировал муниципалитет. Отключение может осуществляться только с согласия городской администрации. И первые пять лет нашей совместной работы все должно производиться исключительно с нашего согласия. Я подчеркиваю, в договоре должны быть четко прописаны все гарантии безопасности жителей города. Если все это будет соблюдено, то, я думаю, причин для беспокойства нет. Наоборот, уже сегодня мы можем констатировать улучшение положения дел с обеспечением города водой. Поясню.

Вам известно, что с каждым годом износ сетей становится все больше. Но с приходом в управление водоканалом частной компании аварии стали устраняться в два-три раза быстрее, чем раньше. Вы помните, в Кировском районе недавно «лопнул» коллектор, более ста метров труб перекладывали. Сделали все за четыре дня! А будь это прежний водоканал – я уверен, весь Кировский район сидел бы без воды две недели! А тут рабочие работали день и ночь, поменяли трубы на пластиковые. И таких примеров много! Большекамский водозабор, который не ремонтировался с момента основания. Инвестор вложил в него 15 миллионов, привел его в порядок. Коллектор по улице Краснова. Дошло до того, что там уже машины стали проваливаться. Коллектор заменили, вложили 12 миллионов. Сделал бы все это прежний водоканал? Нет.

– Аркадий Леонидович, такое впечатление, что слово «эффективность» появилось вместе с частным бизнесом. А куда делся эффективный государственный управленец? Мы с вами жили и работали в советское время. Что, тогда не было хороших, крепких руководителей?

– Хороший вопрос. Безусловно, было очень много эффективных управленцев. Например, Борис Всеволодович Коноплев, Александр Васильевич Соколов. Великие люди, великие управленцы! Но. На что работала страна?.. И на что работал город?.. 80 процентов всей промышленности Перми была «оборонка»! Образно выражаясь, ходили в лаптях, но работали на оборону страны и, наверное, жили неплохо. Существовала плановая экономика, все было ясно и понятно, доход в бюджет был стабильным. Наша беда, что мы не научились постепенно что-то делать, нам обязательно нужно все разрушить до основания. Вот, например, был у нас богатейший совхоз «Верхнемуллинский». Сейчас его банкротят. А что тогда говорить о других? Чтобы переходить к рыночной экономике, не стоило разрушать все до основания. Элементы плановой экономики необходимо было оставить, как это сделали в Швеции, в США. А ведь взяли-то это они у нас!

ИНФОРМАЦИЯ о результатах проверки правоохранительными органами города материалов ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений

В 2001 году в правоохранительные органы города было направлено 22 акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений для проверки законности деятельности соответствующих должностных лиц. По результатам проверки представленных администрацией города материалов было возбуждено 7 уголовных дел, из них 4 уголовных дела были прекращены по различным основаниям. По 3-м уголовным делам виновные были осуждены (МДОУ № 252, МУП «Пермгоркоммунтепло» и МУП ДЦ «Совхоз «Цветы Прикамья»). По 2-м материалам было отказано в возбуждении уголовного дела. В ходе проверки правоохранительными органами 10-ти материалов фактов уголовно-наказуемых деяний со стороны должностных лиц не выявлено. О результатах проверки 3-х материалов ревизий (МУ «Горпассажиртранс», МП «Пассажиравтотранс», МП «Горэлектротранс»), несмотря на неоднократные запросы, УВД города Перми до настоящего времени администрацию города не проинформировало.

Полный вариант статьи и документа читайте в печатной версии еженедельника

Первая полоса
Милицейский демократизатор
Благоустройство
Объединение
Партстроительство
Безопасность
Обзор рынка
Бизнес
Деньги
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100