№33 (184) 30 августа 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№131 (29) 11 августа 2003 года | Обзор рынка
Екатерина Лебедева, Андрей Мансветов

Аспекты транспортировки

Рынок интернет-услуг является одним из самых прибыльных в Перми. Но в ближайшее время новых игроков на нем не появится.

Еще десять лет назад доступ во Всемирную Сеть, как и мобильный телефон, был признаком не просто финансового благополучия, а даже богатства человека. Те времена безвозвратно прошли: сегодня Интернетом никого не удивишь. С каждым днем число человек, желающих пользоваться этим достижением науки и техники, постоянно увеличивается. С одной стороны, такая ситуация должна только радовать провайдера: спрос растет — следовательно, увеличивается предложение. Но с другой стороны, провайдерам приходится нелегко. Ведь параллельно с числом пользователей возрастают и требования к качеству услуг, предоставляемых провайдером.

В начале 90-х провайдеру стоило пообещать хорошее качество связи, чтобы клиенты повалили к нему толпами. Сегодня же качественный доступ в Интернет - это, конечно же, необходимый, но не достаточный элемент. Выяснилось, что в Интернете можно найти многое — но куда удобнее, если все это, только еще качественней и надежней, будет предоставлено в готовом виде тем же провайдером. Поэтому сегодня хороший провайдер непременно поддерживает еще несколько служб. Более или менее условно их можно разделить на транспортно-информационные, регистрационные, представительские и технические.

Они такие разные

К транспортно-информационным услугам можно отнести электронную почту и телеконференции. В зависимости от провайдера, при подключении вам может выдаваться один или несколько бесплатных ящиков, кроме того, ящик может иметь разный объем, может ограничиваться длина сообщений и пр. Возможен вариант пользования почтой без выхода в Интернет. Оплата может отсутствовать совсем, присутствовать только за дополнительные ящики или за все ящики, иметь форму абонентской платы, платы за объем корреспонденции или того и другого вместе. Обычно электронная почта все же не «делает погоды» при оплате услуг провайдера.

Что касается телеконференций, то они, как правило, являются бесплатными и общедоступными.

К регистрационным услугам можно отнести выделение постоянного IP-адреса и регистрацию доменного имени. Оплата домена состоит из единовременного взноса и абонентских платежей и также напрямую зависит от его уровня. Домен третьего уровня (вида www.company.provider.ru) иногда выдается провайдером бесплатно.

К техническим услугам относится всякого рода помощь абоненту со стороны провайдера. Она может выражаться в консультациях по телефону (как правило, бесплатных), в офисе провайдера (цена зависит от продолжительности), в офисе или дома у заказчика (цена выезда плюс консультация), а также настройках различной аппаратуры — от модемов до программ. Кроме того, к техническим услугам можно отнести междугородную и международную IP-телефонию — в варианте, когда звонки осуществляются с телефона на телефон с передачей трафика по Интернет-каналам. Пока прайс-лист на услуги IP-телефонии существует только у компании «Корус ИСП» (звонок на Кипр и в Тюмень стоит одинаково - 3 руб./мин.).

К представительским услугам можно причислить предоставление в аренду дискового пространства на сервере провайдера для размещения домашней странички или создания своего виртуального сервера (полноценного веб-сайта). В принципе, ничто не мешает вам разместить свой сайт на своем настоящем сервере или даже компьютере, но гораздо удобнее сделать это на сервере провайдера, где он будет более доступен для посетителей. И домашняя страничка, и виртуальный сервер требуют определенного места на диске провайдера. Вот за это и берется единовременный платеж (в зависимости от объема в мегабайтах) и ежемесячная абонентская плата за поддержку. Обычно провайдер выделяет какой-то объем бесплатно, но в основном для некоммерческого содержания. Также возможна аренда дискового пространства у «чужого» провайдера — для этого существуют отдельные цены.

Из всего ранее сказанного следует, что на пермском рынке провайдеров наметилась тенденция расширения провайдерских функций.

Что же касается положения рынка в целом, то и здесь в ближайшее время произойдут некоторые изменения.

А есть ли конкуренция?

По экспертным оценкам, объем российского рынка интернет-услуг в 2003 году составил примерно 360 млн. долларов. Кроме того, рынок ИТ-индустрии, и в частности провайдерский, резко набирает обороты. Связано это, прежде всего, с тем, что количество пользователей постоянно растет. Так общее время работы в Сети пермских пользователей в 2002 году составляло 150 тысяч часов в месяц, а в 2003 — уже 240 тысяч часов.

Подобные показатели, на первый взгляд, должны внушать лишь оптимизм: рынок не умрет! И это на самом деле так: провайдеры на пермском рынке будут жить еще долго, при этом постоянно увеличивая прибыль. Но сегодня никто не сможет сказать, насколько этот рынок будет соответствовать основным принципам рыночной системы (здоровая конкурентная среда, возможность свободного выбора и др.).

Пока же, по мнению экспертов, пермский рынок провайдеров еще не сложился. Например, такой точки зрения придерживается директор компании ЗАО «ЭР-Телеком» Михаил Воробьев:

— На мой взгляд, в Перми провайдеров, которые обеспечивают выход в Интернет частным клиентам, очень мало. В Екатеринбурге, например, их больше в разы. И эта ситуация не будет меняться. Сегодня приходить на пермский рынок новым провайдерам очень сложно, потому что не разработана законодательная база, провайдеры сталкиваются с серьезными финансовыми затратами при подключении к телефонной линии.

Сегодня на пермском рынке провайдеров действует около 10 игроков. Условно их можно разделить на две группы: К первой относятся наиболее старые и прибыльные компании: «УралКом», «ЭР-Телеком» и «Первый Пермский Интернет Центр». Несмотря на то, что образовались они в одно время, объем рынка между ними распределен неодинаково. Несомненным лидером среди них является «Урал-Ком», доля которого составляет порядка 45%. Это и не удивительно, ведь «Урал Ком» — стопроцентная «дочка» ОАО «Уралсвязьинформ» (УСИ).

Во вторую группу входят такие компании, как «Сатурн-Р», «Пермские Телекоммуникационные Системы», «КАМ-Телеком» и ряд более мелких. Их доля рынка по отдельности не превышает 10%.

Полную версию статьи читайте в печатном варианте газеты
Первая полоса
Благоустройство
Точка зрения
Откровенный разговор
История
Имидж
Антибизнес
Обзор рынка
Партстроительство
Модное обозрение
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100