№37 (188) 27 сентября 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№32 (183) 23 августа 2004 года | Благоустройство
Андрей Мансветов

Обратный отсчет

Растущие дыры в асфальте пермских улиц – прямое следствие растущих дыр в бюджете города. Откуда берутся последние – вполне понятно: у региона-донора, как всегда, катастрофически не хватает средств на свое содержание.

Незадолго до того, как был утвержден «профицитный» бюджет Перми на текущий год, вице-мэр Александр БЕСФАМИЛЬНЫЙ заявил, что городское хозяйство в 2004-м будет развиваться исключительно в долг (денег хватит только на выплату зарплаты бюджетникам, расчеты с энергетиками и ямочный ремонт дорог). К чему приведет такой профицит, в принципе, понятно. Городское хозяйство, то есть та его часть, которую не удается спихнуть по дешевке в какую-нибудь аренду, продолжит планомерно ветшать и разрушаться. В первую очередь, дороги, полотно которых даже в центре Перми свидетельствует, скорее, о недавнем артобстреле, чем о рачительном хозяйствовании. Про окраины говорить вообще не приходится. Ситуация ухудшается с каждым годом и скоро уже перейдет ту грань, за которой латанием отдельных дыр, то есть пресловутым ямочным ремонтом поправить уже ничего будет нельзя. А бюджет, тем временем, все худеет и худеет, приближая эту мрачную перспективу.

Тенденция к сокращению

Судите сами: если в 2001 году на содержание и благоустройство областного центра было заложено 601 млн рублей, то в текущем – всего 192, и из них на дороги что-то около 5-7 млн. Для сравнения: в этом году в Березниках на текущий и планово-предупредительный ремонт дорожного покрытия выделено в общей сложности 5 млн 779 тыс. рублей, но и этого, хотя Березники в несколько раз меньше Перми, разумеется, недостаточно. Даже порядок цифр не тот: по мнению экспертов, на содержание, ремонт и строительство новых дорог в таком городе, как столица Прикамья, необходимо ежегодно тратить не менее 500 млн рублей, а на содержание городского хозяйства в целом – в десять с лишним раз больше, чем заложено в бюджете-2004. Мнение специалистов подтверждает и глава Перми Аркадий КАМЕНЕВ, который в июне текущего года заявил журналистам, что город получает средств намного меньше, чем ему требуется. В итоге, например, объемы ямочного ремонта на дорогах составляют раз в 20 меньше, чем положено по нормативу. Капитальный же ремонт, с учетом местных климатических условий, должен проводиться каждые 6-8 лет. А приходится ремонтировать, в лучшем случае, один раз в 15-20. На самом деле, ситуация еще хуже, так как названные 6-8 лет были рассчитаны в свое время без учета увеличения транспортного потока, который уже сегодня, по грубым прикидкам, в 5-6 раз превышает норматив.

Раз уж речь зашла о нормативах, имеет смысл отметить и следующее: грамотное содержание дорог предполагает такие вещи, как уборка и поливка: для дорог 1-й категории – в Перми это ул. Ленина, Сибирская, Комсомольский пр-т и т. д. – ежедневно (в теплое время года); для 3-й категории, то есть всех остальных – раз в месяц. Насколько это выполняется, сказать трудно. Но очевидно, что не в полном объеме. Далее, ежегодный текущий планово-предупредительный ремонт должен охватывать не менее 10% от дорожного фонда. В противном случае – ямы, затем ямочный ремонт, который – это знает любой водитель – ни к чему хорошему не приводит.

Что посеешь, то и пожнешь

Даже замечательные, недавно купленные машины, способные круглый год латать дорожное полотно жидким асфальтом (3 штуки на всю Пермь), местные дороги разгладить бессильны. Они и не пытаются. Пример – улица Маршала Рыбалко, самая разрушенная часть ее в районе автобусной остановки «Капитанская» (ямочный ремонт проведен весной текущего года). Соотношение заделанных и пропущенных дыр в дорожном покрытии составляет примерно один к пяти. Впрочем, как на каждый чих не наздравствуешься, так и каждую дырку не зальешь, и, значит, процесс дорожной эрозии необратим. А перспективы капитального ремонта дорог, о которых на июньском брифинге рассказывал среди прочего мэр Перми, так и не сбылись. В частности, многострадальная улица 1905 года, о модернизации которой постоянно говорят на протяжении последних двух десятилетий, по-прежнему пребывает в своем прискорбном состоянии, и так – до лучших времен. Другие намеченные к ремонту в текущем полугодии улицы, очевидно, тоже.

Но все же нельзя говорить, что ремонт дорог в Перми вообще не ведется. Правда то, что делается, вызывает сомнения качеством исполнения. Примером может служить эксперимент с каким-то новым пластификатором, проведенный в ноябре прошлого года. Основным его результатом – в этом нетрудно убедиться своими глазами – стало продавленное дорожное полотно улицы Свердлова.

Конкурсы на подряды по ремонту дорог, прошедшие два года назад, «выиграли» самые дешевые в регионе строители всего и вся – армяне. То есть не то чтобы выиграли, просто не взялся больше никто за предлагаемые деньги. Видимо, город у нас достаточно богат, чтобы покупать дешевые (читай, одноразовые) дороги. Как ситуация будет складываться дальше, зависит от недавно назначенного вице-мэра Перми Николая МАЛЫШЕВА. Во-первых, озаботится ли он проблемой (ведь даже в мэрии далеко не все ездят на внедорожниках), и если все-таки озаботится, то сумеет ли выбить из нашего «тощего» (ой ли!) бюджета деньги, необходимые для найма нормальных подрядчиков. Надежды, конечно, мало. Нынешняя администрация города уже досиживает срок, а у людей, которые придут на смену, едва ли будет значиться в списке первоочередных дел городское благоустройство.

Москва слезам не верит

Следует добавить несколько слов и о дорожной отрасли в целом, финансирование которой еще в прошлом году было сокращено в два раза. В текущем году тоже никаких положительных тенденций не намечается. Что поделать, так решила Государственная Дума, не захотевшая услышать мнение тех, кто проживает за кольцевой. В Прикамье вместо 4,3 млрд рублей, потраченных в 2002 году, финансирование в 2003-м не превысило 2 млрд. Если учитывать, что на обслуживание и ремонт дорог Пермской области ежегодно тратится около 2 млрд рублей, то получается, что на строительство новых дорог средств не предвидится. Как в этой ситуации и. о. губернатора Олег ЧИРКУНОВ будет реализовывать свою позитивную программу по повышению привлекательности региона, частью которой, по неоднократным заявлениям Олега Анатольевича, должно стать достаточно активное дорожное строительство (в частности, новая объездная дорога вокруг Перми), пока непонятно. Имеющееся-то сохранить едва ли удастся.
Первая полоса
Индекс
Диагноз
Парламент
Строительство
Политкомикс
Откровенный разговор
Правозащита
Обзор
Услуги
Деньги
Ресторация
Консалтинг
Культура
Спорт
Модное обозрение
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100