№49 (200) 20 декабря 2004 года
на главную страницу
Новости-online
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№46 (197) 29 ноября 2004 года | Диагноз
Захар Злобин

Топай, топай!

Цены на нефтепродукты в Пермской области продолжают повышаться. Причина остается прежней, хотя формулировку сменили.

Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в лице ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» уже в девятый раз за год повысила стоимость нефтепродуктов. Возможно, большинство автолюбителей эту непопулярную новость не заметили: цена на высокооктановые бензины осталась на прежнем уровне. Повысили стоимость низкооктановых (А-80) – на 20 копеек (на 1,6%), а также дизельного топлива – на 70 копеек (на 5,8%).

Не «альтернатива», а жадность

Еще одно новшество. Недоступную здравому смыслу формулировку «в связи с ростом мировых цен на углеводороды» все же сменили. Сейчас это звучит так:

«в связи с высокой экспортной альтернативой и дефицитом ресурса на внутреннем рынке». Если перевести эту головоломку на русский, звучать она будет следующим образом: продаем за границу столько, что для России ничего не остается. Причиной более высокого роста цен на дизельное топливо было назван также переход на более дорогой – зимний вид топлива. Хотя переход на более дешевый «летний вид» снижения цены не предполагает.

Таким образом, одна из крупнейших российских нефтяных компаний наконец-то официально, по сути, призналась в жадности, создании искусственного дефицита нефти на внутреннем рынке, в том, что обуздать аппетиты нефтяных королей экспортные пошлины, установленные правительством, не в состоянии. В результате «высокой экспортной альтернативы» в течение последнего месяца на внутреннем рынке оптовые цены на светлые нефтепродукты уже выросли в среднем на 6-7%.

Каждый урвет свое

Последствия повышения цен на низкооктановое топливо не заставят себя долго ждать. И, скорее всего, будут еще более значимыми для обладателей небольших кошельков, коих у нас в области немало.

Увеличение стоимости дизельного топлива и низкооктановых сортов бензина станет, не скажу – причиной, но прекрасным поводом для роста цен на продукты и на все то, что требует перевозки из пункта «А» в пункт «Б». Возможно, и транспортники захотят урвать свое, и их притязания на повышение стоимости проезда в городском транспорте станут казаться более обоснованными. Ну, а большинство граждан снова станет проклинать нефтяников, поскольку именно на них будут кивать частные предприниматели, тоже всегда готовые нажиться на «высокой экспортной альтернативе».

Растянуть неудовольствие

Более чем трехнедельный промежуток между последним и предпоследним увеличением цен на «популярный» бензин АИ-92 и «рабочий» А-80 не был вызван колебаниями стоимости нефти на мировых рынках. Серьезного повышения цен на нефть ни 15 ноября, ни за несколько дней до этого не было. Наоборот, во всем мире наблюдается обратная тенденция. Нефть всех марок медленно, но верно дешевеет. Уже в ближайшее время цена может снизиться до 32-35 долларов за баррель, а в долгосрочной перспективе упасть до 28. И, по прогнозам аналитиков, вряд ли резко повысится в течение нескольких ближайших месяцев.

Гораздо вероятнее, что повышение 15 ноября было запланировано еще раньше – до предпоследнего повышения. Просто, на фоне активно проводимой компанией «социально ответственной политики» сообщение о резком повышении цен на все марки бензина разом вызвало бы большее недовольство, чем двухэтапная акция. А так «ЛУКОЙЛ» недовольство народа уменьшил ровно в два раза. И сверхприбыль получил.

Федеральная антимонопольная служба по-прежнему разводит руками: «проблема должна решаться только на федеральном уровне». А там ее решат еще очень не скоро.

Количество малых и средних компаний, работающих в нефтяном секторе, продолжает уменьшаться. Особенно это характерно для нефтедобывающих регионов, где добычей нефти занимаются только общеизвестные монстры: «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «Сибнефть». Они и определяют ценовую политику в «своих» областях. И помешать им в этом просто некому.

На областном же уровне каких-либо действий по улучшению ситуации на региональном рынке нефтепродуктов не предпринимали никогда. Конкуренции нефтяных компаний в Пермской области не было и не будет. Даже если какой-нибудь «новый Ходорковский» решит создать свою нефтяную компанию в Пермском крае, пролоббировать свои интересы во властных структурах ему не удастся. Нужно очень много денег. Не меньше, чем у «ЛУКОЙЛа».

Выхода нет. Можно было бы пересесть на самый экологически чистый вид транспорта. Но велосипедный завод у нас банкрот. Самое время ходить пешком.
Первая полоса
Событие
Фоторепортаж
Диагноз
Территории
Здоровье
Бюджет -2005
Итоги
Промышленность
Обзор
Медицина
Город
Недвижимость
Ресторация
День энергетика
Культура
Спорт
Политкомикс
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100