№30 (231) 08 августа 2005 года

Борьба за звонок

№30 (231) 08 августа 2005 года
На пермском рынке связи постепенно устанавливаются конкурентные отношения. ОАО «Уралсвязьинформ» уже не является монополистом на рынке сотовой связи и передачи данных. Теснят компанию и на рынке междугородных переговоров.

Компания «Уралсвязьинформ» существует на рынке уже 12 лет. И все это время в журналистских, деловых и общественных кругах, говоря об УСИ, было принято обязательно упрекать ее в самом страшном грехе рыночной экономики – монополизме. Сегодня деловая общественность (в том числе и непосредственные конкуренты УСИ) поубавили свой пыл. Связано это, в первую очередь, с тем, что сегодня «Уралсвязьинформ» по некоторым типам связи либо уступает своим конкурентам, либо ни в чем их не превосходит.

Напомним, что в отрасли связи можно выделить три крупных сегмента: местную и междугородную телефонную связь, сотовую связь и передачу данных. Сегодня УСИ сумел сохранить монопольное положение только на рынке услуг местной и междугородной связи.

Первые шаги

История ОАО «Уралсвязьинформ» началась в апреле 1994 года, когда было приватизировано государственное предприятие связи и информатизации «Россвязьинформ». Причем пермская схема приватизации отличалась от той, что была использована в других регионах.

Андрей СЕМЕРИКОВ, генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком»:

– В первые годы построения рыночных экономических отношений в России (до 1998 г.) модель приватизации, которая была применена в Пермской области, была, пожалуй, самой выгодной, с точки зрения сохранения имеющихся на тот момент ресурсов, от расхищения. Несомненным плюсом стал факт объединения в одном юридическом лице (и в этом, несомненно, заслуга Владимира Рыбакина) всей связи Пермской области – связь монопольно, но работала.

Есть регионы, где выбрали иной подход: ГТС – одна компания, междугородная связь – другая, областная сеть – третья, передача данных – четвертая. Но в те годы никто не знал, что такое рыночные способы ведения хозяйства. И большинство компаний в такой ситуации не выжили. А что такое для города смерть ГТС, наверное, всем понятно. На этом этапе монополия УСИ была, безусловно, оправдана.

Кто «виноват»?

По словам Андрея Семерикова, период с 1998-го по 2001-й был фактически упущен для развития телекоммуникационной отрасли в Пермской области.

Сергей КУЗЯЕВ, заместитель генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ», директор Пермского филиала электросвязи:

– ОАО «Уралсвязьинформ», естественно, исторически, являлось пионером традиционной и сотовой связи. На определенном этапе нашей работы в бизнесе, действительно, у нас были и свои преимущества. Но уже все давно изменилось. Мы подконтрольны соответствующим органам, как любой другой оператор. От здоровой конкуренции выигрывает и население, и экономика Пермского края, и операторы связи.

Хотелось бы просто конструктивно решать возникающие вопросы в новых реалиях бизнеса. Я всегда, как и мои коллеги, готов к диалогу.

Отсутствие конкурентов позволяло УСИ диктовать на рынке свои условия. Тарифы на некоторые услуги в несколько раз превышали себестоимость, договоры на оказание услуг связи не соответствовали интересам абонентов, качество услуг, несмотря на жалобы, не улучшалось. В итоге уже через год после создания УСИ деятельностью компании заинтересовались правозащитники.

Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ) и Пермская гражданская палата (ПГП) начали собирать жалобы потребителей на работу связистов. С 1995 года по 2003-й их набралось более четырехсот: отказы в предоставлении льгот при уплате услуг связи отдельным категориям граждан, принуждение к оплате несанкционированных подключений, навязывание невыгодных условий договора клиентам, высокие тарифы. Хотя, что касается льгот, то закон РФ гласит, что их можно получить «при условии финансирования из федерального бюджета…». Операторы России были заложниками ситуации.

Михаил Воробьев, исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком»:

– «Уралсвязьинформ» защищает в ФАС тарифы на основании своих затрат. Но на сегодняшний день есть операторы, построившие новые универсальные сети. За счет универсальности они могли бы предложить значительно более низкие цены на услуги, однако сделать это довольно сложно, поскольку необходимо присоединить свою сеть к сети «Уралсвязьинформ». Несмотря на парадоксальность ситуации, УСИ выгодно, что тарифы на услуги телефонной связи сегодня утверждают в МАП. В Перми есть альтернативная сеть масштабов города, но чтоб она заработала, нужна воля администрации Пермской области, Министерства связи и ФАС. Только в этом случае жители Перми получат более качественные услуги по более низкой цене.

Параллельно с общественными организациями вела свою работу и пермская антимонопольная служба (ФАС).

Виктор ПАНШИН, заместитель руководителя Прикамского управления ФАС:

– Деятельность ОАО «Уралсвязьинформ» в границах Пермской области находится под постоянным контролем управления. Осуществляемый контроль позволил сделать следующие выводы: в последние два года количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Уралсвязьинформ» резко сократилось. Данный эффект объясняется в том числе и планомерной работой антимонопольного органа, проводимой в отношении данного оператора связи в предшествующие годы. Особо следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает применение штрафных санкций за злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением. Штрафы могут быть наложены лишь за неисполнение предписаний, выданных антимонопольными органами. ОАО «Уралсвязьинформ» даже после обжалования актов антимонопольного управления в суде всегда исполняло полученные предписания в полном объеме.

Сегодня доля нарушений антимонопольного законодательства на рынке связи составляет около 5 процентов от общего числа (общероссийская статистика). Похожая ситуация и в Пермской области. Из 37 фактов злоупотребления доминирующим положением, выявленных ФАС в 2004 году, только 3 – на рынке связи.

Интересно, что сами связисты не признают за общественниками и монопольщиками какой-то решающей роли в демонополизации рынка. По мнению участников рынка, и те и другие выполняли лишь одну функцию: влияли на общественное мнение, заставляли задумываться о ненормальности ситуации.

Андрей Семериков:

– Взаимодействие с антимонопольной службой повысило нашу компетенцию в борьбе с рыночными методами. Попытки с помощью антимонопольщиков решить проблему успехом не увенчались. Причем это не проблема опять же ФАС. Они понимают, что к чему. Но собрать факты и доказательства вины не могут по причинам пробелов в законодательстве и некомпетентности сотрудников. У них все свелось к небольшим разбирательствам по частным вопросам, по небольшим жалобам. Глобальных вопросов не касались. О деятельности же судят по результатам. В Екатеринбурге в 2003 году было порядка пятнадцати интернет-провайдеров и несколько операторов услуг местной связи. В Петербурге – так же. Это результат работы их антимонопольных органов, которые находятся в одинаковых правовых условиях с пермскими. Но пермская ФАС ссылается на противоречия в законодательстве и ничего не делает.

Что касается последствий деятельности Пермской гражданской палаты. Общественные организации (точно так же, как и антимонопольные органы) начали в регионе разговор о проблеме монополизма и создали общественное мнение о необходимости демонополизации рынка и развития альтернативных операторов связи. Именно это общественное мнение сыграло важную роль, воздействовав на исполнительную власть.

Что делается?

Кому принадлежит заслуга прихода на пермский рынок сотовой связи новых операторов, сегодня определить трудно. Но факт остается фактом. В 2002 году Министерство связи предписало «Уралсвязьинформу» устранить препятствия к появлению в регионе альтернативных операторов (жалобы подавали «ЭР-Телеком», «Мобильные телесистемы», «Мегафон»). 17 мая того же года МТС открыли в Перми первые центры обслуживания абонентов. К 2005 году в Перми в сегменте сотовой связи сложилась достаточно здоровая конкурентная среда. Несколько хуже обстоят дела в области. Связано это с тем, что новые операторы сотовой связи не располагают техническими возможностями для охвата всех районов области.

Свои позиции УСИ сдает и на рынке новых телекоммуникационных услуг (например, широкополосной связи).

Андрей Семериков:

– Сегодня УСИ не является монополистом на таких рынках, как оказание услуг мобильной связи и услуг широкополосного доступа. Это связано, в первую очередь, с многолетним бездействием УСИ и многолетней активной позицией альтернативных операторов связи – как федеральных, так и местных. Как итог, в ближайшее время следует ожидать дальнейшего развития конкуренции и перераспределения долей на телекоммуникационном рынке.

Где же УСИ сохранило (и еще долго будет сохранять) свои монопольные позиции, так это на рынке местной и междугородной стационарной связи. Объясняется это тем, что в начале 90-х УСИ приватизировало подземные линейно-кабельные сооружения связи Перми и долгое время сдерживало развитие конкуренции при помощи тарифов за услуги присоединения к этой сети, а также посредством недопущения к федеральному плану нумерации. Но уже сегодня УСИ в сегменте междугородной связи приходится считаться с присутствием на рынке операторов IP-телефонии. Подавляющее большинство корпоративных клиентов звонят по межгороду через альтернативных операторов: «ЭР-Телеком», «Бит-Телеком».

Свою роль для демонополизации пермского рынка связи будут играть и новые «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Операторы теперь подразделяются на операторов местной, зоновой и дальней связи. Для получения лицензии на услуги дальней связи компании придется обеспечивать свое присутствие во всех регионах. Пока этому условию удовлетворяет только сеть «Ростелекома», однако никаких препятствий получения лицензии на дальнюю связь для других участников рынка нет.

Что касается конечного потребителя, то вместо безальтернативной восьмерки, которую мы привыкли набирать для соединения с абонентами в других городах и за рубежом, появится возможность выбора оператора, разные тарифные планы и предложения различных компаний. Абоненты столкнутся с непростой задачей выбора подходящего оператора и тарифа. Совсем как в сфере мобильной связи. Однако в проигрыше никто не останется: цены на дальнюю связь неизбежно снизятся.

Михаил Воробьев:

– Еще 10 лет назад единственной услугой, предоставляемой отраслью связи, была телефония. Сама отрасль занимала незначительную долю как в структуре валового внутреннего продукта (ВВП), так и в структуре расходов населения. Сегодня отрасль связи начинает играть более важную роль. Если говорить про ближайшее будущее, то отрасль ждут кардинальные изменения – прежде всего, по новым технологиям будут созданы и уже создаются многофункциональные сети для оказания широкого спектра телекоммуникационных услуг. Думается, что в скором времени разговоры о монополии «УСИ» навсегда утратят свою актуальность.

Мёдодегтярное прошлое

Итак, если верить конкурентам, то совсем скоро УСИ придется сойти с трона монополизма и превратиться в одного из прочих (сохранится лишь «малый монопольный трон» – местная стационарная связь). А на закате империи принято выносить оценки тем действиям, которые совершал правитель.

Если оценивать ОАО «Уралсвязьинформ» по финансовым показателям, то на сегодняшний день эта компания по праву считается одной из самых успешных в Пермской области, а теперь и для Свердловской области.

По итогам I квартала 2005 года выручка от продаж Пермского филиала электросвязи АО «Уралсвязьинформ» составила 744 756 тыс. рублей (100,3% к плану), в том числе предоставлено услуг связи на сумму 726 984 тыс. рублей (100,8% к плану). Прибыль от продаж составила 218 797 тыс. рублей, рентабельность по прибыли от продаж – 41,6%. Объем капитальных вложений в соответствии с утвержденными планами развития телекоммуникационных услуг на территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа составил 182,8 млн рублей, ввод основных фондов – 109,7 млн рублей (по данным интернет-сайта Пермского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»).

Сергей КУЗЯЕВ:

– Рост финансовых показателей Пермского филиала связан с увеличением количества абонентов, трафика (время разговоров), введением новых услуг, снижением издержек за счет новейших технологий. Последнее изменение тарифов было в сентябре 2004 года, но этот вопрос решается на уровне Правительства РФ.

Кроме того, монополизм УСИ, как ни странно, имел и положительные последствия. Главное из них заключается в том, что Пермская область, именно благодаря монопольному присутствию УСИ на рынке, всегда был лидером в качественных и количественных показателях прокладываемых сетей связи, их техническом обеспечении, уровне применяемых технологий. В этом плане Прикамье уступает разве что городам федерального значения.

Михаил Воробьев:

– Долгосрочное существование монополии определило то, что сеть «Урал-связьинформа» в настоящий момент является одной из самых современных в России. Что касается непосредственно услуг связи, то многие из них первыми вводились именно в Пермской области опять же благодаря монополии «Уралсвязьинформа».

О том, что пермяки жаловались на сервис УСИ и продолжают жаловаться, не писал только ленивый (какие еще минусы в деятельности компании находят пермяки, читайте в соседнем материале «У меня зазвонил телефон»). Сервис для «Уралсвязьинформа» всегда был ложкой дегтя в банке меда (по этому показателю УСИ, например, всегда проигрывало тому же «ЭР-Телекому»). Все силы тратились на технологии, завоевывать же потребителей, в силу монопольного положения, было не нужно. Монополист не заинтересован в сопровождении услуг. Ему неважно, сколько времени проходит с момента подачи заявки на устранение неисправностей, как с вами говорят в сервис-центре и т. д.

Сегодня, разумеется, руководство «Уралсвязьинформа» предпринимает попытки по улучшению качества обслуживания. У руководства просто нет иного выхода, ведь УСИ уже далеко не монополист.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка