Будущее нации
№32 (233) 22 агуста 2005 года

Как аукнется

№32 (233) 22 агуста 2005 года

... так и откликнется. Областная администрация ущемляет права детей-инвалидов. Пока безнаказанно.

«Он и дальше бы продолжал есть детей, да пиарщики запрещают», – невеселая (и, согласна, на грани фола) шутка родилась после статей «ПО» про то, как областная администрация измывается над детьми-сиротами. А еще (в лучших американских традициях) к закону, который придумал и протолкнул ВрИО губернатора Олег ЧИРКУНОВ, приклеилось образное название «Закон двух трусов». Чиновники сочли, что именно такого количества белья мальчикам-сиротам на год предостаточно. Поступив, мягко говоря, не по-человечески с детьми-сиротами, обладминистрация переключилась на детей-инвалидов.

Инвалиды, прочь из города?

Уникальную на всю Россию областную школу для детей с ограниченными возможностями здоровья закрывают (ул. Рабоче-Крестьянская, центр Свердловского района). Из письма заместителя губернатора Валерия СУХИХ следует, что учреждение ликвидируют по одной причине: отказ департамента имущественных отношений области в дальнейшем использовании помещений. Кому потребовались площади, пока предполагать рано. У родителей и учителей единственное желание – сохранить школу.

Эти дети не такие, как все. Кирилл ВЛАСЕНКО родился здоровым, но получил очень тяжелую травму 10 лет назад – полный паралич, сейчас у него тяжелая форма инвалидности. Ребенок «выпал» из образовательного процесса. Вместе с мамой они готовились в 9-ю школу, год проучились, в

10-й школе родители сидели с ним на уроках. А потом он просто не смог учиться в обычной школе. Надеяться на то, что учителя будут приходить на дом, по словам родителей, бессмысленно, и так загружены. К тому же, дети очень сложные, у них, помимо физического недуга, нарушена психика, они плохо говорят, не общаются со здоровыми сверстниками. Учителя из обычных школ не имеют опыта работы с такими детьми. А здесь педагоги работают уже 12 лет, они адаптировались, нарабатывали опыт, в конце концов, просто привыкли к детям. А главное – дети привыкли к ним.

Специалисты департамента образования заставляют родителей подавать документы в городскую школу № 154 (на Загарье). Была организована встреча родителей, директора школы с представителями областного департамента и городского комитета по образованию. Родители просили не закрывать школу. Сюда они привозили детей на музыкальные занятия, внеклассные мероприятия, уроки английского языка и в компьютерные классы.

Людмила ВЛАСЕНКО, председатель инициативной группы:

– Да это же невозможно – до Загарья. Очень трудно передвигаться, обязательно с пересадками, а дети в инвалидных колясках. К тому же наши дети привыкли к учителям, учителя – к ним, у нас годы будут потеряны на новых людей. Некоторые родители квартиры поменяли, чтобы быть ближе к этой школе. Мы же не митинги устраиваем, мы объясняем, что не нужно закрывать нашу школу, неудобно нам ездить на Загарье. И не потому, что ленивые, а потому что детям сложно. Они нам в ответ: «Нет, что вы, очень удобно ездить». Мало того, нам тогда специалист областного департамента по образованию Марина НАГОРНАЯ сказала: «Хорошо, мы за-кроем и ту школу, и эту, мы создадим новую, но все равно она будет на окраине!». Понимаете, какой подход?! Инвалидам нечего делать в городе. Так ущемлять права наших детей!

Что уничтожают?

В начале 90-х годов огромное количество детей в Прикамье не получали общего образования. В основном, это были дети-инвалиды. В 1993 г. для них создали специальную школу, осуществили набор 257 учащихся. Через два года было уже более 400 учеников. Встал вопрос о разукрупнении школы. Отделились школы: городская, Орджоникидзевского и Кировского районов, в Лысьве, Карагае, Чусовом. Главное достижение таких школ (и главное отличие от интернатов): дети не оторваны от родителей.

Центральная (и первая из всех) – областная школа – продолжала работу над совершенствованием системы образования для детей-инвалидов. Взяла на себя обучение детей с самыми тяжелыми, комплексными нарушениями развития.

Преподаватели школы совместно с учеными педагогического университета разработали и создали систему дистанционного обучения. Поскольку дети сидят дома, они находятся в социально-психологической изоляции, а ее необходимо преодолевать. Хотя бы виртуально. Детей можно эффективно обучать на дому с помощью Интернета. Был куплен мощный сервер, в запуск и работу системы вложено не менее 700 тысяч рублей. В прошлом году чиновники департамента образования хвастались перед пермскими журналистами этой системой так, как будто сами ее изобрели...

Еще одно бесспорное достижение – организация обучения аутичных детей. Преподаватели съездили в Англию, год разрабатывали систему. И добились впечатливших всю страну результатов.

А теперь 50 учителей и 215 детей с ограниченными возможностями здоровья «в целях оптимизации» окажутся на улице.

Виктор ЖДАНОВ, директор областной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, заслуженный учитель РФ:

– «В целях оптимизации и разграничения межбюджетных отношений»... Я так растерялся сначала, ну взяли бы, вызвали, сказали бы, что нужно им кому-то это помещение. А то разные начальники называют разные причины. Мы разработали систему обучения тяжелых детей, разработали систему обучения детей с аутизмом, дистанционную систему. И те чиновники, которые, не находя веских аргументов, говорят, что школа «исчерпала себя», просто лгут.

Все хотели сделать тихой сапой. Учителя и родители приходят из отпусков, а им говорят: «Извините, школа закрыта, идите, забирайте документы». Но школа пока еще не закрыта. Ход такой хитрый: родители забирают документы – и оп, нет детей в школе.

Родители написали: председателю Законодательного собрания Николаю ДЕВЯТКИНУ, уполномоченному по правам человека Татьяне МАРГОЛИНОЙ, вице-губернатору Валерию Сухих, обращались к депутатам Юрию БОРИСОВЦУ, Олегу БУТОРИНУ.

Сухих от слова «черствый»

После первых тревожных сообщений о закрытии уникального в России учебного заведения в школу приехала съемочная бригада телекомпании РТР. Выдавать сюжет им запретили. А в конце прошлой недели состоялась встреча вице-губернатора Валерия Сухих и представителей департамента образования Прикамья с родителями и преподавателями.

Ошарашенным родителям сообщили, что вместе со своими детьми они могут идти в школы № 33 и 61. А детей с аутизмом направляют в школу № 18, около к/т «Россия». Вышеперечисленные три учебных заведения специальными или коррекционными не являются! Это самые обычные школы. И у учителей в них нет опыта работы с такими детьми. Родители долго и аргументировано возражали: «К нашим детям очень долго нужно привыкать. И они долго привыкают к людям», «Да вы поймите, что ребенок может вести себя неадекватно: лечь, встать, плюнуть, в конце концов!». Но Валерий Сухих оставался непреклонен. Мало того, заявил, что если мамочки будут продолжать требовать и выдвигать свои условия, «диалога не получится», так как «это шантаж».

Родители продолжали умолять оставить их детям их учителей. На что заместитель председателя департамента образования Пермской области Галина ГУТНИК заявила: «Позвольте нам самим решать судьбу учителей ликвидируемой школы. И что сложного в этих суперметодиках, чтобы я, учитель русского языка и литературы, этого не поняла? Мы с Татьяной Марголиной посетили эту школу. И когда директор представлял нам метод дистанционного обучения, мы спросили: «В чем уникальность этого метода?». Нам ответили: «Учителя разработали модули». Но это нарушение. Разрабатывать должен ученый, специалист, а воплощать практик. Это сертифицированная деятельность».

Дальше, не слушая здравых доводов, Галина Гутник продолжала: «В областной школе не могут городские дети учиться».

Но ведь можно изменить статус школы, возражали родители. Неужели нельзя сохранить, а не разрушать уникальную структуру? 12 лет опыта, наработок, достижений и детских успехов – в никуда! Самое страшное, что родителей уже обманывают. Учителей им не оставят. А школа № 33 итак переполнена.

Представьте, на обычный урок в обычный класс (к здоровым детям) к обычному учителю, пусть даже много лет отработавшему в школе, привезут ребенка в инвалидной коляске с психическими отклонениями… А напоследок одна из сотрудниц департамента образования заявила: «Впредь все телевизионные съемки будут проводиться только с нашего разрешения и только в оговоренные часы». Без комментариев.

Вячеслав ВАХРИН, депутат Законодательного собрания Пермской области:

– Проблема в отношении детей, больных аутизмом, решалась. Шел обмен опытом, шла подготовка квалифицированных кадров. Областная власть заявляет, что департамент имущественных отношений не может арендовать помещение для такой школы, и это является причиной ее закрытия… Это же как минимум аморально! Это не может считаться основанием для ликвидации уникальной школы. Я считаю, что область должна взять на себя финансирование этого учреждения. Другое дело, что, может, у органов власти субъекта нет обязанностей ее финансировать, и я не удивлюсь, что в чехарде российских взаимоотношений, связанных с дележом полномочий, эти обязанности вообще ни на кого не возложены: ни на область, ни на город. Вообще социальная политика испытывает серьезные трудности, делится на куски, но я считаю, что Пермская область – не тот субъект, который может себе позволить не решать эти проблемы. Я считаю, что и в пермском парламенте достаточное количество людей поддержит эту школу и оставит ее. Пока же мы имеем мнение только исполнительной власти, но нет позиции власти законодательной. Я, как представитель законодательной власти, заявляю о своей позиции – школу сохранить.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка