Будущее нации
№32 (233) 22 агуста 2005 года

Работа на экономику

№32 (233) 22 агуста 2005 года
В Прикамье появился первый образовательный холдинг, который будет работать на региональный заказ.

Российское образование со временем будет адаптировано к западному, теперь это аксиома, и процесс модернизации уже идет. Отличительные черты западного образования, которые мы постепенно перенимаем – мобильность, скорость, практичность и непрерывность, пока присущи, скорее, негосударственным образовательным учреждениям.

В регионах страны корпорации, способные предоставить именно такое образование, только начали появляться. В Прикамье – это Региональный институт непрерывного образования – корпоративный университет. Только наши пошли дальше: включили в него еще и работодателей. Проект был представлен в апреле 2004 года на Российском образовательном форуме и стал победителем конкурса инновационных разработок в области модернизации образования. Один из руководителей проекта – заслуженный учитель России, директор лицея № 15 Нина КАРТАШОВА.

– Нина Николаевна, как родилась идея создания Регионального института непрерывного образования и в чем его отличие от традиционных учебных заведений?

– Идея создания Регионального института непрерывного образования родилась в 2000 году, когда представители промышленных компаний и ряда образовательных учреждений создали Пермский корпоративный университет. Они объединили ресурсы с целью развития кадрового потенциала на предприятиях. В 2004 году корпоративное обучение было дополнено концепцией непрерывного образования, и при поддержке регионального объединения работодателей «Сотрудничество» и Пермской торгово-промышленной палаты появился Региональный институт непрерывного образования – корпоративный университет. Это образовательное учреждение совершенно нового типа – автономная некоммерческая организация, которая управляется, прежде всего, учредителями, хотя работает по государственным стандартам и лицензиям.

– Какова концепция института?

– Она заложена в названии, поскольку речь идет о новом образовательном учреждении именно непрерывного образования. Наша организация построена по типу «одних дверей» – человек приходит, выбирает специальность, получает сначала профильное школьное образование, затем начальное профессиональное образование, можно в дальнейшем продолжить обучение и получить среднее профессиональное образование, а потом высшее, причем по ускоренным программам. После завершения одной ступени всегда можно прийти на следующую, а можно сочетать работу и образование. Таким образом, учащийся всегда находится в поле зрения нашего института, а в образовании реализует единую концепцию.

– Вы сказали «выбирает специальность». Какие специальности представлены?

– Департамент образования области выдал лицензию по десяти специальностям среднего профессионального образования: это экономика и бухучет, менеджмент, маркетинг, коммерция, туризм, гостиничный сервис, программное обеспечение ВТ и АС, техническое обслуживание средств ВТ и компьютерных сетей, дизайн и организация обслуживания в общественном питании. При этом, обратите внимание, у нас есть уникальные специализации: страховой бизнес, риэлторская деятельность, менеджмент ЖКХ, декоративно-прикладное искусство. Набор на эти специальности продолжается.

– Непрерывное образование – понятие, более характерное для Запада. Там оно называется «продолженное». Приживется ли оно в России?

– А иначе никак. Сегодня непрерывное образование – это образование через всю жизнь. Современная действительность требует постоянного обновления знаний, приобретения новых знаний, переобучения, перепрофилирования, повышения квалификации. Меняется все: технологии, методы, трудно даже предположить, что может понадобиться в ближайшем будущем человеку и профессионалу. Поэтому система образования должна быть непрерывной. Но можно учиться в разных организациях, а можно в одной.

– А в чем преимущества получения образования в одной организации? В вашей, например?

– Их много: определенная образовательная концепция, наработанные специализации, дуальная система обучения, которая означает, что теория здесь, а практика на предприятии, готовом предоставлять свою материальную базу, система скидок, система сокращенных сроков обучения. Реформа предписывает, что начальное и среднее профессиональное образование при профильном школьном можно получить в сокращенные сроки, на год быстрее. Сроки получения высшего образования тоже сокращаются примерно на полтора года. Если раньше на дневной форме обучения получение начального, среднего, высшего образования отнимало огромное количество времени, и в этот период очень сложно было работать, то сейчас можно сочетать образование с работой и не терять время.

Еще один плюс: в дальнейшем мы планируем проводить диагностику карьерного роста наших учеников, их способностей и профпригодности на всех ступенях.

– Еще одно новое (или хорошо забытое старое) понятие в образовании – госзаказ. Коснется ли оно вашего института?

– Конечно. Только сегодня это не госзаказ, а региональный заказ. Процесс создания института проходит в рамках реализации реформы образования, согласно которой наибольшая часть учреждений начального профобразования и часть техникумов переданы с федерального уровня на региональный. Если раньше они самостоятельно определяли те направления профподготовки, по которым учили, то сейчас они должны получать заказ на специалистов от промышленных предприятий и объединений работодателей. И в конечном счете от администрации Пермской области. Мы намерены участвовать в конкурсе на получение этого заказа.

И второе важное изменение, предписанное реформой, – преобразовать сферу образования в экономическую, то есть сделать ее из затратной – экономически эффективной. Это возможно тогда, когда деятельность образовательных учреждений становится бизнесом. Чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность, они должны получить больше финансовой самостоятельности. В рамках государственной собственности это сделать сложно, поэтому вторым этапом реформы как раз является преобразование части образовательных учреждений в образовательные организации.

Региональный институт непрерывного образования – корпоративный университет:

Кирова, 226 (профессиональный лицей № 15), тел.: 236-80-03, 236-86-56, 238-33-39.

Комсомольский проспект, 61 (РМЦПК), тел.: 219-62-57, 244-36-78.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка