Будущее нации
№32 (233) 22 агуста 2005 года

Беспредельно, но не беспрецедентно…

№32 (233) 22 агуста 2005 года

Деспотизм главных режиссеров по отношению к артистам – норма культурной жизни?

Должность главного режиссера театра – должность деспотическая. Скорее, это даже не должность. Это собственное особое мировосприятие. Положение «Я тут Бог и Властелин» предполагает следующее: остальные в театре – подчиненные. С одной стороны, это правильно. Только деспот может организовать такое хрупкое, изощренно-талантливое и (иногда) излишне обидчивое существо, как актер.

Но… У актера есть чувство собственного достоинства. И ломать это чувство не всегда правильно.

В редакцию «Пермского обозревателя» пришло письмо актера березниковского театра драмы с просьбой опубликовать. Что мы и делаем.

Бескультурная культура

Факт беспрецедентный. Березниковский артист драмтеатра Валерий БОЛЬШАКОВ отказался играть спектакль, организованный в рамках гастролей, проводимых департаментом культуры Пермской области в населенном пункте Елово 18 июля сего года, за что и был тут же уволен по статье КЗот РФ 81 п. 6а (прогул). Но, говоря юридическим языком, прогула не было, поскольку артист находился на рабочем месте. Была банальная забастовка. Конечно, это крайняя форма выражения наемным работником протеста, но что делать, если администрация театра на контакт с актерами не идет и понимать артиста упорно не желает?

Так имеет ли право артист протестовать, и против чего? А дело в том, что на спектакле просто не было зрителя. Точнее, за пятнадцать минут до начала спектакля было продано всего два билета. Да билеты и не продавали, поскольку не знали, соберется ли зритель вообще. Оно и понятно – разгар лета, жара, все купаются или возятся в огороде. Кому придет в голову париться в душном зрительном зале? Однако главному режиссеру театра Владимиру ХРУЩЁВУ захотелось погонять своих артистов порожняком. Пусть, мол, привыкают к пустым залам. Ведь его «шедевры» зритель не очень-то разбежался смотреть, пусть и на чужом спектакле (а давался в тот вечер водевиль В. Сологуба «Беда от нежного сердца» прежнего режиссера театра) не будет зрителя. Не так обидно (всегда можно сказать, что пусть на моих спектаклях 30 человек, а вот на его всего 8 было).

Бывало, что и он сам (наш главный) отменял свои спектакли. Но его почему-то никто увольнять за это не стал. Ну, и так понятно, он же главный, он имеет право строить репертуар, ставить спектакли, давать или не давать роли, оценивать свое творчество и расхваливать себя в газетах. Другое дело – наемный артист. Артист не имеет права иметь свое мнение, отказываться от роли, даже если она явно не ложится на природную фактуру, темперамент, пол и возраст. Артисту вообще все должно быть равно… Артисту-то для чего зритель нужен? Платят зарплату, и пусть радуется, пока платят…

Нет, я только одного не понимаю. Ведь коллективным искусством занимаемся, а почему не можем найти творческого диалога? Почему командный принцип «я начальник, а ты дурак» неискореним? Но культурные же мы люди! Должны уважать чужое мнение и искать компромиссы… а не хамить. Ну, почему приставка «главный» так портит человека?! Я бы вообще упразднил в театре должность главного режиссера и главного артиста. Надо восстановить должности очередных режиссеров, художественный совет и производственное собрание коллектива. Хватит растить диктаторов.

Нет, ну а если серьезно взглянуть на эту проблему. Неужто опять потемкинские деревни строим с мертвыми душами? Кому мозги-то компостируем? Может, пора уже серьезно разобраться с театром? А то прямо неприлично. Бюджет Березниковского драмтеатра из года в год сокращается, штатные должности ужимаются, прокат спектаклей урезается, а план упорно перевыполняется, а потому премии в размере оклада администрацией театра получаются регулярно. А вот артисты с этой аферы ничего не имеют. Посадили на голый оклад, который в среднем – две тысячи рублей. А как же губернаторские 30 процентов за выслугу? Неужто тоже прикарманили?

Вообще-то, в нормальных театрах зритель сам на спектакли валом ходит, а не силком его загоняют бригадой распространителей билетов. Ну, для этого ведь всерьез надо искусством заниматься, а не халтуру ежемесячно стряпать. Артистов и режиссеров профессиональных приглашать надо, а не открывать липовые курсы «артистов театра и кино» при музыкальном училище. Нет, оно понятно, так дешевле получается городу содержать театр. Но каков театр, таков и город.

А Березники – город не бедный. Более десятка кафе и игорных заведений только за последний год появилось на наших улицах. И процветают же, черти! А театр хиреет, несмотря на то, что и вывеску, и помещение, и занавес сменили… Но, господа, ведь юбилейный, семидесятый театральный сезон в этом году открываем! Стыдно должно быть! А еще объявили наш город территорией высокой культуры, чуть ли не культурным центром всего Прикамья претендуем стать. Свое театральное здание за 70 лет так и не построили, зато с единственным потомственным березниковским артистом разделались театрально красиво – прислали трудовую книжку с приказом об увольнении заказным письмом. Ну, вот и получите ответ в газете. Эпистолярный жанр, видимо, опять входит в моду.

К вашим услугам, безработный артист 12 разряда Валерий Большаков
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка