№49 (250) 19 декабря 2005 года

«Семья» не тонет?

№49 (250) 19 декабря 2005 года
Одна из крупнейших торговых сетей края, аффилированная к губернатору, кажется,

близится к банкротству.

Олег Чиркунов любит говорить об эффективности и прозрачности пермского бизнеса и его привлекательности для инвестиций. Любит говорить о том, как благотворно влияет на экономику региона ее демонополизация. Он не раз подтверждал, что управляет областью как бизнесом. Значит, глядя на состояние дел в его компании, можно судить о настоящей и будущей экономической ситуации в Пермском крае. Каково же положение дел в ритейловой сети «СемьЯ»? На первый взгляд, все обстоит более чем благополучно. Вот и совсем недавно, 15 декабря, состоялась церемония награждения победителей конкурса «Лучшая марка Прикамья-2005». Конкурс проводился согласно распоряжению губернатора от 2 марта этого года. Победителем стала торговая сеть «СемьЯ».

Тем временем, бизнес Чиркунова близок к состоянию, напоминающему банкротство.

Официально Олег Анатольевич, находясь на госслужбе, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Однако не раз, будучи уже ВрИО губернатора, заявлял журналистам о том, что «Семья» – его детище, что оставлять его на произвол судьбы он не намерен. Тем более что компания, по его словам, не только эффективна, но и работает на благо всего Пермского края. Так ли это?

Как и кто управляет?

Учредителем ООО «Семья» является ООО «Управляющая компания «ЭКС», учредителем этой числится ОАО «Э.К.С. Интернешнл». А она, очень известная в Пермском крае компания, большей частью принадлежит некой швейцарской компании «Норпексаль». По сути, это и есть конечный владелец всей сети «Семья». Значит, грубо говоря, «Семья» трудится на и без того сытую Швейцарию.

Как-то мне довелось слышать от одного общественного деятеля Перми фразу: «Как губернатором Пермского края может быть человек, семья которого живет в Швейцарии?!». Действительно, его семья и «Семья» официально проживают в Швейцарии. Причем две «семьи» переплетены очень и очень тесно. Судя по информации швейцарских регистрирующих органов (по состоянию на 18.12.2000, позднее данные не обновлялись), собственником компании «Норпексаль» является Татьяна ЧИРКУНОВА. Аффилированность Олега Анатольевича Чиркунова к своей собственной супруге оспорить невозможно.

Таким образом, губернатор Пермского края через свою су-пругу может управлять сетью одних из самых известных супермаркетов города. Однако, судя по официальным данным, управление ими осуществляется далеко не эффективно. По итогам прошлого года большинство супермаркетов (оформленные на различные ООО) оказались убыточными.

Довольно прибыльным оказалось лишь главное ООО «Семья», чистая выручка компании составила 6 млн 234 тысячи рублей, что для владельца такой крупной сети супермаркетов просто смешные цифры. ООО «Большая Семья» получило чистой прибыли за год всего чуть выше миллиона рублей. Бизнес, имеющий такие показатели, эффективным по определению быть не может.

То же касается и рассчитанных по нормативам коэффициентов рентабельности супермаркетов. Из всех максимально рентабельным является «Семья на Комсомольском, 64» (около 3%). Ее показатель в принципе соответствует нормальной рентабельности предприятия розничной торговли. Кроме этой «Семьи», двухпроцентную отметку перевалила только «Семья на Крупской», у остальных цифры существенно ниже.

Бизнес Чиркунова неэффективен – и это очевидный факт, который сложно оспорить. Публичные высказывания губернатора явно расходятся с публичными же результатами деятельности его структуры. Все разговоры о том, что Пермским краем управляет успешный бизнесмен, являются не более чем мифом.

Ну, а если краем управляют, как компанией, – то понятно, почему мы имеем все более ухудшающиеся экономические показатели. Но на «неэффективность» бизнесмена Чиркунова можно посмотреть и с другой, более специфической стороны. Для некоторых российских предприятий видимая «нерентабельность» не более чем результат «оптимизации» налогообложения. Похоже, «Семья» входит в их число.

Оптимизация?

Достаточно взглянуть на валовую прибыль всех супермаркетов, чтобы понять истинное положение дел в сети. Одна из двух крупнейших ритейловых сетей Перми получает огромные деньги. Почти все супермаркеты по итогам года заработали (валовая прибыль) от 3 до 117 млн рублей.

Только вот почему-то вся эта прибыль уходит на некие коммерческие расходы, подразумевающие затраты на реализацию продукции: упаковку товаров, их транспортировку, оплату труда грузчиков, рекламу. Разумеется, расходы эти весьма значительные. Но не такие же огромные! В большинстве супермаркетов на них уходит до 90% процентов прибыли!

Многие из современных российских «предпринимателей» таким образом уходят от налогов, переводя большую часть прибыли на не существующие в реальности расходы. Не думаем, что что-то мешает «Семье» поступать так же. Тем более, что Олег Чиркунов является одним из лучших в стране специалистов по налогообложению, особенно по его оптимизации.

Вызывает вопросы и статья управленческих расходов (на оплату труда сотрудников). В Госстате по большинству супермаркетов информации по этому виду расходов вообще нет. Исходя из этого, возникает высокая степень вероятности использования «серых» схем при выплате зарплат.

Может быть, кажущаяся «неэффективность» бизнесмена Чиркунова не результат отсутствия способностей управлять, а как раз наоборот – результат стремления максимально «оптимизировать» свою деятельность?

Не придут

Так или иначе, слова губернатора и мифы о нем оказываются не более чем блефом. По официальной информации губернаторский бизнес глубоко убыточен. Судя по отчетности всех «Семей», бизнес этот довольно непрозрачен. Как пойдут инвестиции в регион, которым управляет либо неумелый, либо чересчур «расчетливый» бизнесмен? Скорее всего, инвесторы предпочтут обойти обладающий такой привлекательностью Пермский край.

Справка ПО

Сравним московский «Седьмой континент» и пермскую «Семью». Сразу оговоримся, что, естественно, в столице и покупательская способность выше, и цены превышают пермские, и расчеты в долларах.

Московский ритейлер «Седьмой континент» имеет в своем распоряжении 77 магазинов. «Семья» – более 20. У «Седьмого континента» по всей сети за 2004 год выручки оказалось в размере $496 млн. Чистая прибыль 77 магазинов столичной сети составила $27 млн.

У 13 магазинов (по которым есть официальные данные о выручке) «Семья» товарооборот составил 2 млрд 13 млн рублей. Однако по итогам года у этих магазинов прибыли не было, а убыток превысил сумму в 7 млн рублей. Рентабельность «Седьмого континента» – около 5%. Ни о какой рентабельности «Семьи» речи не идет, компания убыточна. Стоит отметить, что «Седьмой континент» максимально прозрачная компания, ее годовые отчеты можно легко найти в Интернете. О «Семье» же трудно найти полную информацию даже в органах государственной статистики.

Некоторые показатели хозяйственно-финансовой деятельности отдельных магазинов сети «СемьЯ»

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 17.12.13 - Помощницу депутата «Единой России» упрекают в том, что из-за нее район потерял хирурга
  • 17.12.13 - Дмитрий Малютин: «В центре города беспредел – пробки, ДТП, припаркованные машины»
  • 17.12.13 - К 1 июля 2014 года в общественном транспорте Перми введут электронную оплату проезда
  • 17.12.13 - Дефицит бюджета Перми в 2013 году составит 1,3 млрд руб
  • 17.12.13 - Перечень потенциально опасных объектов претерпел изменения
  • 17.12.13 - Ольга Выгузова: «Гордимся, что мы – пермяки»
Рассылка
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"