№37 (288) 18 сентября 2006 года

Скупой платит мало

№37 (288) 18 сентября 2006 года

Контрольно-счетная палата (КСП) Пермской области опубликовала заключение о ходе исполнения областного бюджета за первое полугодие 2006 года.

Текущая работа по исполнению бюджета на сегодняшний момент вызывает самые серьезные опасения областных ревизоров. Причем большинство проблем, выявленных специалистами КСП при анализе сводных экономических показателей за первое полугодие, носят, скорее, традиционный характер. Как и в случае с предыдущим периодом при довольно высоком уровне исполнения доходных статей, с расходной частью бюджета дела обстоят значительно хуже.

Дебет

Исполнение краевого бюджета по доходам за первое полугодие составило 19 707, 304 млн руб. Что составляет 54,7% к годовым назначениям. Основными налогоплательщиками в Прикамье, пополняющими краевой бюджет с опережением, остаются предприятия крупной и средней промышленности. По данным Пермстата, сумма прибылей этой категории организаций за первые пять месяцев 2006 года увеличилась, по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, в 1,4 раза и составила 39 631,4 млн. руб.

Однако при всем этом имеет место запоздание с пополнением бюджета по статье «Налог на имущество организаций», годовые назначения по которому исполнены на 40%. За первое полугодие доходная часть перевыполнена на 13% от планируемых на этот период показателей. По материалам Минэкономразвития РФ, направленным в субъекты федерации для формирования прогнозов развития экономики, среднемировая годовая цена на нефть сорта «Юралс» при любых условиях развития российской экономики в 2006 году составит не менее 62 долл. за баррель. Учитывая показатели за первое полугодие, можно смело предполагать, что снижения цен на нефть и, как следствие, ухудшения финансового положения предприятий, работающих на нефтяном рынке, не ожидается. А значит, наполнение бюджета по основным статьям останется стабильным и прогнозируемым.

Кредит

В то же время совершенно иная ситуация складывается с расходной частью областного бюджета. Задержки с освоением средств, распределяемых исполнительной вертикалью, становятся хронической патологией региона. За отчетный период реальное исполнение расходной части областного бюджета составило 39,7% от утвержденных годовых назначений. Общая сумма неосвоенных средств за первое полугодие – почти 4 млрд. руб. (3 967 917,6 тыс. руб.)

Уровень освоения средств по разделам областного бюджета разный, но ни в одном разделе не выполнены плановые показатели. Наибольший процент исполнения в разделе охраны окружающей среды – 91,8%, наименьший в сфере ЖКХ – всего 42,6%. Примечательно, что муниципальные власти Прикамья, на плечи которых указом губернатора возложена ответственность за подготовку жилищного фонда к отопительному сезону, провести все необходимые работы за счет местных бюджетов просто не в состоянии.

Значительные отставания в бюджетном финансировании имеют место также в сфере транспорта. Фактические расходы в этой области не превышают и половины запланированных на полугодие. Общая сумма дебиторской задолженности к 1 августа выросла по сравнению с началом года более чем в 7 раз!

Как все это соотносится с постоянно декларируемыми принципами приоритетности сферы дорожного строительства в региональной политике, по меньшей мере, не совсем ясно. Финансирование статьи «Социальное обеспечение населения» за полугодие не выполнено и на треть (27,2%). До населения не дошло более 27 млн. руб. И так далее…

Сдал. Принял

В свом заключении КСП приводит перечень основных причин, приведших к такому низкому уровню исполнения расходных статей бюджета. Среди них: 1. Недостатки планирования при формировании областного бюджета и в ходе его исполнения. 2. Отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок финансирования. 3. Несвоевременное проведение конкурсов и заключение контрактов. 4. Невыполнение договорных обязательств и отсутствие сопутствующей документации.

Помимо того, органами главного управления финансами и налоговой полиции не выполняются условия ст. 223 бюджетного кодекса РФ о процедуре утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Что, в свою очередь, снижает ответственность их руководителей за выполнение плановых назначений. В предложениях правительству Пермского края специалисты КСП рекомендуют: проанализировать причины неисполнения расходной части бюджета c привлечением к дисциплинарной ответственности руководителей органов исполнительной власти, систематически допускающих неисполнение бюджетных обязательств.

Отпечатки пальцев

К сожалению, подобного рода проблемы с исполнением расходной части областного бюджета возникли не в один момент. «Пробуксовывание» механизма реализации бюджетных обязательств в Прикамье стало на сегодняшний день явлением обычным настолько, что представители государственной власти зачастую перестали воспринимать его как нечто в принципе ненормальное.

А между тем симптомы подобного рода являются прямым следствием несостоятельности чиновничьего аппарата в его сегодняшнем виде.

Вячеслав ВАХРИН, депутат Законодательного собрания Пермской области:

– Эта порочная практика существует у нас из года в год. Причем при ТРУТНЕВЕ ее не было, она появилась при ЧИРКУНОВЕ. Происходит неисполнение бюджета, причем по уже фактически утвержденным расходам. Ведь все есть. Деньги есть, они выделены. Депутаты приняли решение. Но деньги эти не доходят до социальных объектов: больниц, учреждений образования и так далее, и так далее. И конечно, вина в этом исполнительной власти. Мы пытались в прошлом году привлекать к ответственности работников администрации: вице-губернаторов и так далее. Однако Чиркунов встал и заявил, что просил бы не наказывать его сотрудников, потому что он лично несет ответственность за все происходящее. И уж если предъявлять претензии, то лично к нему. А он со своими уж как-нибудь разберется. Но, однако, мы видим, воз и ныне там.

Конечно, помимо субъективного фактора, «нерадивого чиновника», существуют и другие. В частности, сама система реализации бюджетных обязательств с ее излишней централизацией. Переход на казначейскую систему финансирования привел в результате к тому, что механизм получения средств бюджетными организациями зачастую принимает затяжной характер. Притом, что те или иные средства могут понадобиться бюджетополучателям в краткосрочной перспективе. При существующей системе согласование документов и перевод средств с бюджетных счетов на счета организаций могут занять довольно длительный срок. В особенности, если речь идет о периодах официальных государственных выходных дней.

В частности рождественские каникулы, когда все финансисты не работают в течение целой декады, оборачиваются простоем механизма реализации расходных статей бюджета и год от года приводят к серьезным отставаниям в этой сфере финансовой политики. А как результат, все чаще и чаще звучат голоса, призывающие относиться к подобным негативным явлениям как к некой неотъемлемой части экономической жизни Прикамья. И происходит это на фоне популистских заявлений о необходимости реализации в крае крупных региональных проектов. Что само по себе возмутительно.

Материал подготовлен по данным «Заключения КСП Пермской области на информацию о ходе исполнения бюджета Пермской области за 1-е полугодие 2006 года».

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка