№37 (288) 18 сентября 2006 года

Интересно девки пляшут

№37 (288) 18 сентября 2006 года

Национальный проект или национальный позор? (К приезду в Пермский край министра сельского хозяйства А. В. Гордеева).

Год назад в России с помпой было объявлено о четырех приоритетных национальных проектах. В их ряду оказалось многострадальное сельское хозяйство. «Наконец-то!», – наверное, воскликнули все, кто видит беспросветный развал села, потерю продовольственной безопасности страны, гибель тысяч российских деревень и ее глубинки. Приоритетный – значит, важнейший и первоочередной; национальный – значит, стратегический и масштабный, требующий сплоченных действий государства и нации.

Прошел год. Каково же на самом деле значение проекта «Развитие АПК», его роль в возрождении «угробленной» отрасли?

Над пропастью во лжи

Согласимся с мнением аграрного министра А. Гордеева (статья «Перспективы обнадеживают», журнал «Экономика сельского хозяйства», №12, 2005 г., что сама постановка вопроса свидетельствуют о пропасти, в которой оказался аграрный сектор экономики. Констатация этого факта, пожалуй, – единственный положительный момент в предложениях правительства.

Скажем прямо – национального проекта «Развитие АПК», как такового, не существует. Намечены лишь некоторые меры организационного и финансового плана, позволяющие оказать поддержку одному проценту личных подсобных хозяйств, двум процентам фермерских хозяйств и выполнить ряд текущих мероприятий в области животноводства.

Для огромной, сорокамиллионной социальной среды сельских жителей это капля в море.

Подлинно национальный проект, прежде всего, должен иметь глубокий научный анализ причин развала аграрного сектора экономики. Среди них: – отказ президента, парламента и правительства РФ от стратегии развития коллективных хозяйств, от государственного регулирования рыночных отношений. Необходимо материально-технологическое реформирование отрасли на основе научных концепций и государственной поддержки.

Существует же молчаливая поддержка властями растущего диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, позорная политика шоковой терапии в отношении сельских предприятий с низким ограниченным строением капитала (сезонность сельского производства, удаленность хозяйств, зависимость от природно-климатических и почвенных условий и т.д.), отсутствие правовой защиты сельхозпредприятий в условиях тотальной госкоррупции и теневого криминала, монополия энергетических и перерабатывающих компаний, игнорирование многовекового уклада жизни и менталитета российской деревни.

Только цифры

В результате такой антикрестьянской политики в стране быстро и неуклонно сокращаются посевные площади: от 117,7 млн. га в 1990 году до 78,6 млн. га в 2005 году (на 39 млн. га).

Разрушение колхозов и совхозов, старение материально-технической базы, подрыв кормовой базы и убыточность животноводства привели к сокращению поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах России в 3,6 раза, коров в 3 раза, свиней в 3,8 раз, овец в 9 раз, птицы в 2,1 раза. К 2005 году сельское хозяйство РФ в целом сократило производство в 2 раза, и оно ежегодно продолжает падать. Среди сельхозпредприятий страны 78% несостоятельные и неплатежеспособные и лишь 22% финансово благополучные.

Сравним: накануне смены политической системы и форм собственности в России (1991 г.) рентабельность хозяйств в 30-40% обеспечивала расширенное сельхозвоспроизводство. К 2006 году сельское производство привели в полный упадок, социальная сфера села разрушена, утрачена продовольственная безопасность государства (34% продовольствия завозится из-за рубежа). Международный опыт показал, что ни одна страна мира не оставляла сельское хозяйство без экономической поддержки, госрегулирования и общественной заботы.

А как у них?

Так, в 2002 году президент США Дж. БУШ убедил конгресс принять самый высокий за все годы уровень финансовой поддержки АПК, заявив: «Мы не станем обращаться с нашей сельскохозяйственной индустрией, как с второстепенной отраслью. Я слишком хорошо понимаю, как важна сельская экономика для будущего нашей страны». Такого понимания важнейшего значения АПК нет ни у президента, ни у правительства, ни у парламента России.

Сельское хозяйство должно быть действительно приоритетной отраслью народного хозяйства, поскольку оно обеспечивает население самым необходимым – пищей и одеждой, охватывает производственной и социальной структурой огромные территории и их жителей, образуя геополитический каркас государства, во многом определяя общественное самосознание граждан.

Предельно конкретно

Предлагаемые же правительством меры под названием «приоритетный национальный проект по селу» полностью несостоятельны, рассчитаны на обман народа, создание видимости заботы о населении перед выборами Госдумы РФ в 2007 и Президента РФ в 2008 году, т. е. носят не стратегический, а конъюнктурный характер. В чем же несостоятельность проекта «Развитие АПК»?

Нереальный срок

Ни один национальный проект развития любой отрасли народного хозяйства и, тем более, сельского хозяйства не может охватывать столь короткий временной отрезок – 2 года. Без планирования будущих периодов за это время сделать практически ничего нельзя, кроме подготовительных мероприятий.

Национальный или выборочный?

Национальный проект не может разрабатываться и предназначаться только для 1,2% хозяйств одного уклада (ЛПХ) и 2,3% хозяйств другого уклада (КФХ), занимающих вместе 12% земли. А где другие основные виды крупных предприятий, всего более 27,2 тысяч (частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности), производящие основную часть товарной продукции села? Их число сократилось за 2002-2004 годы на 2430 хозяйств или на 8,2%.

Несчастные копейки

На реализацию проекта в АПК при стабфонде более 2 трлн. рублей будет выделена мизерная сумма – 30,6 млрд. рублей. Из них 17,4 млрд. руб. (56,3%) предназначены не для сельского хозяйства. Они пойдут на увеличение уставного капитала акционерных обществ «Росагролизинг» (8 млрд. руб.) и «Россельхозбанк» (9,4 млрд. руб.). Эти организации, паразитирующие на сельском хозяйстве, для получения своих прибылей будут и дальше «прокручивать» бюджетные деньги, закабаляя разрушающееся село.

Неудобные вопросы

Провозглашая тезис ускоренного развития животноводства, планируется купить за 2 года 100 тыс. голов (1%) племенного поголовья за рубежом. При этом ничего не сказано о возрождении погубленного овцеводства. А как государство будет поддерживать имеющиеся госплемзаводы, совхозы или селекционные племцентры? Недавно прекратили свое существование еще три госплемзавода. Почему разрушали, и когда будет восстановлена система отечественных племзаводов?

Сколько средств на это будет выделено? Об этом молчок.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка