№37 (288) 18 сентября 2006 года

Восемь лет безразличия

№37 (288) 18 сентября 2006 года

Семьи пропавших в Анголе пермских летчиков ждут начала их поисков.

Второе сентября для большинства пермяков – ничем не примечательный день. Только для родственников четырех пермских летчиков, чей самолет именно в этот день был сбит на севере Анголы, начало нынешней осени стало восьмой годовщиной неизмеримой потери. И еще – новым напоминанием о безразличии государственной машины к своим гражданам.

Самолет Ан-26Б (бортовой номер RA-26028), принадлежавший ЗАО «Авиакомпания «Пермские моторы», 2 сентября 1998 года перевозил грузы и пассажиров из аэропорта Луанды в город Кафунфо на северо-востоке страны и обратно. Через полчаса после взлета из Кафунфо, уже возвращаясь в столицу страны, экипаж пермского самолета сообщил по радио о попадании в самолет ракеты, пожаре и поиске площадки для вынужденной посадки. Пилотировали «Ан-26» командир экипажа Виталий ДУДКО, второй пилот Валерий ЧУВЫРИН, штурман Павел ПУШКАРЕВ и бортмеханик Валерий СЕМКОВ.

Версии

Пермский самолет и экипаж были наняты для работы в Анголе местной авиакомпанией, принадлежащей, кстати, соотечественнику Григорию ПОЛЯКОВУ. По одной из версий, этот рейс стал для самолета последним потому, что на его борту должен был находиться высокопоставленный ангольский военный чин. По другой, Ан-26 перевозил крупную партию контрабандных алмазов: город Кафунфо известен как одно из мест добычи ангольских алмазов.

Позднее появились сообщения о том, что к месту аварийной посадки самолета добрались представители властей и обнаружили лишь трупы местных жителей: европейцев среди погибших не оказалось. Это означало только одно: экипаж уцелел и, предположительно, находится в плену УНИТА. Косвенная информация о том, что пермские пилоты уцелели и находятся в плену, доходила и через родственников тех пассажиров, летевших этим злополучным рейсом. Потом представители УНИТА будут предлагать переговоры о возвращении имевшихся у них пленных российских летчиков, в том числе тех, кто оказался под контролем повстанцев ранее, но российская дипломатия отнесется к этому без энтузиазма. Директор авиакомпании-владельца погибшего самолета Александр ЛЕНСКИЙ, начиная с 19 сентября 1998 года, несколько раз побывал в Анголе, безрезультатно пытаясь организовать поиски. В октябре того же года пилот украинского Ан-12, также работавшего в Анголе, сообщил, что во время одного из полетов услышал в радиоэфире голос Валерия Дудко, дословно сказавшего следующее: «Я – Дудко. Мы летаем поперек». По словам летчиков, на пилотском сленге это означает, что экипаж летает под чьим-то контролем. Однако в российском посольстве не стали проверять и эту информацию.

В феврале 1999 года Борис ЕЛЬЦИН дал задание российскому МИДу, СВР, МЧС и Федеральной авиационной службе «обеспечить возвращение российских граждан, пропавших без вести в Анголе».

Летом того же года администрация Пермской области заявила, что удалось создать при администрации президента рабочую группу по поиску пермского экипажа. О намерении заняться проблемой заявил и Валентин СТЕПАНКОВ, в то время депутат Государственной Думы. Вице-губернатор Пермской области Валерий ЩУКИН сообщал о том, что обладминистрация планировала нанять ангольского специалиста для поисков следов пермского экипажа в ангольской глубинке и даже на территории сопредельных государств.

В ангольском плену

В середине января 2000 года УНИТА сообщила, что «в качестве гуманитарного жеста» готова вернуть группу российских летчиков, захваченных этой группировкой в разное время, а через месяц заявила о том, что группа из шести российских пилотов уже освобождена. Впрочем, среди этих шести оказался только один пермяк – Александр ЗАЙЦЕВ, попавший в плен уже позднее экипажа Дудко.

Спустя два года УНИТА объявила о прекращении противостояния, гражданская война в Анголе закончилась. Исчезла последняя, хотя бы немного аргументированная помеха проведению поиска пермского экипажа, но примерно в то же время исчезла практически вся информация, комментирующая ход поисков и освобождения россиян из ангольского плена. Последний известный документ российского МИДа на эту тему – письмо Геннадию ИГУМНОВУ, подписанное замминистра ЛОСЮКОВЫМ, в котором, кстати, впервые прозвучало соображение, что пермских летчиков, возможно, стоит искать на территории Конго, где они могут быть удерживаемы местной оппозицией. Тогда же появилась другая версия происшествия: по ней, якобы, пермский самолет не совершил аварийную посадку, а был просто угнан одной из африканских криминальных структур.

В поисках правды

До своего ухода с должности вице-губернатора области поисками экипажа от администрации области занимался Валерий Щукин. И даже в свой последний день в этой должности, разговаривая с журналистами перед зданием обладминистрации, он подтвердил, что будет продолжать заниматься поиском пермского экипажа независимо от того, где и кем он будет работать. Участие Щукина подтвердила и жена первого пилота Ан-26 Людмила ДУДКО, сказав, что львиную долю забот бывший вице-губернатор взял на себя, оказывая семьям летчиков моральную и даже материальную поддержку.

Впрочем, родственники пропавших в Анголе авиаторов одновременно зарегистрировали в Москве фонд «За возвращение домой». Денег у фонда нет, но есть юридическое лицо: столичные чиновники предпочитают общаться не с простыми смертными, а с организациями. Все, что они сегодня хотят, это начать официальное расследование, которое за восемь лет (!) так и не было начато, отправить на место приземления Ан-26 российских авиационных специалистов, и, по возможности, побывать там самим.

«Это единственное, что мы можем сделать для своих мужей», – говорит Людмила Дудко.

Властям до летчиков далеко

Ангольское посольство, удивленное настойчивостью родственников, уже согласилось помочь им в этом, но проблема, как всегда, в неповоротливости МИДа и в безденежье.

Какую-то помощь семьям в решении этих проблем могла бы и должна была бы оказать администрация Пермского края. В аппарате администрации этим вопросом занимается Эдуард ЛИВШИЦ, чьи комментарии получить пока не удалось. Впрочем, губернатор края Олег ЧИРКУНОВ и без его помощи прояснил позицию администрации края в своем телефонном звонке супруге командира пермского самолета.

Людмила Дудко:

– Он говорит: что вы хотите, вроде и так все ясно, что искать там нечего, надо эту тему закрывать. Я с ним общалась зимой и так и не поняла, что он от меня хотел.

«Закрыть тему» с поисками легко, и есть все признаки, что чиновники выбрали именно это направление.. Даже несмотря на парадные реляции действующего вице-губернатора Валерия СУХИХ, произнесшего после катастрофы самолета в Варандее нечто в духе того, что пермяки, мол, могут быть уверены: краевые власти всегда готовы прийти им на помощь.

В начале августа «Пермский обозреватель» направил официальный запрос сопредседателю Межправительственной Российско-Ангольской комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле Юрию ТРУТНЕВУ, по совместительству – министру природных ресурсов и пермскому экс-губернатору. Мы попросили его рассказать, что к сегодняшнему дню сделано им для прояснения судьбы пермского экипажа. В лучших традициях современного чиновничества (и в нарушение российского закона) запрос был проигнорирован.

Однако своеобразный ответ все же был получен: две недели назад российский министр иностранных дел Сергей ЛАВРОВ побывал в Анголе, где, кроме прочего, обсуждал с руководством страны перспективы поиска потерявшихся на африканских просторах российских авиаторов. Имея в своем активе восемь упущенных для поисков лет, власти, наконец-то заговорили о поисках пропавших россиян, но, видимо, лишь потому, что министра попутным ветром занесло в южное полушарие. Не занесло бы – и не вспомнили бы.

А прессе и того дальше

А затем в подконтрольной краевой администрации газете вышла статейка-симптом, наполненная таким количеством нестыковок, что после ее прочтения остается однозначное послевкусие: власти, похоже, планируют торжественно завершить поиски и уже готовят «дымовую завесу».

Вначале – показательная мелочь: пермский Ан-26 был сбит 2 сентября 1998 года, а не 6-го, как пишет ее автор. Конечно, «танк секретный, физики могли и не знать…», но представление о его компетентности уже имеется. Далее сказано: «о пермских летчиках не было известно ничего». Но было известно многое, имеются даже материалы радиоперехвата переговоров боевиков, сбивших самолет.

Известны потенциальные захватчики экипажа, названо место приземления самолета, заявлено, наконец, что приземление самолета не привело к гибели экипажа. Далее – УНИТА прекратила сопротивление все же не в 2003 году, а годом раньше. Сбитый самолет был обнаружен не в 2003 году, а сразу же после инцидента. По словам ангольского вертолетчика Антонио КАССОМО, обследовавшего предполагаемое место посадки пермского Ан-26, самолет был обнаружен целым, лишь с поврежденным правым крылом и следами пожара. «Местное время» пишет еще более занятные вещи: «самолет… упал в самой незаселенной части Анголы»… и тут же добавляет, что он «лежит …в центре 200-километрового минного поля». Вопрос: зачем кому-то понадобилось минировать незаселенную территорию, да еще такими гигантскими площадями?

Как человеку, отслужившему срочную в инженерно-саперной части и имеющему некоторое представление о тактике установки минных заграждений, поле с минами площадью 200 кв. км представляется мне не более чем «развесистой клюквой» в исполнении корреспондента «местнухи». Можно было бы посмеяться над этим, как и над «обломками самолета в полтора метра», вдруг обнаруженными на месте посадки целого самолета, и забыть, но нельзя. По-видимому, судьбу пермских летчиков планируется решить прямо по Шварцу: «Министры спишутся, я выражу сожаление». А их родные продолжат ждать, верить и искать, как делали все это время, не надеясь на государство…

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка