№37 (288) 18 сентября 2006 года

«Подарок» к юбилею

№37 (288) 18 сентября 2006 года
...или «как на примере еще одного театра в Перми уничтожается культура».

Мы уже писали в прошлых наших публикациях о притеснении пермского музыкального театра «Бенефис» со стороны местных властей и возвращаемся к этой теме, так как в судьбе театра за прошедший год практически ничего не изменилось. Нет, читатели, не подумайте ничего плохого, театр, несмотря на жесткое административное давление, существует и по-прежнему дает концерты, а 29 сентября открывает свой юбилейный XX сезон. И вот какой «замечательный» подарок приготовили к его юбилею местные власти.

«Бенефис» – это 183 премьеры!

В этом году в театр «Бенефис» пришло письмо городской администрации за № 09-01-68/157 от 4 апреля, подписанное бывшим на то время главой пермской культуры Валерием СТАРИКОВЫМ, по поводу арендуемой театром комнатенки. Письмо «о снижении арендной ставки с применением коэффициента 0,002», а также департамент радостно сообщил, что готов оказать материальную помощь на проведение «Славянского фестиваля» в размере – даже подумать страшно – 10 тысяч рублей. Это при общей сметной его стоимости – 400 тысяч. Ладно, как говорится, и на том спасибо.

Но радовался директор театра Александр МАКАРОВ недолго. Пришедший на смену Старикову новый «культурный» глава Илья ШУЛЬКИН уже в другом письме от 3 августа (№И-01-03-03-2334) увеличил коэффициент в 100 (!) раз. Теперь он уже составляет 0,2.

Надо сказать, что театр «Бенефис» за все время своего существования дал в общей сложности 183 премьеры, только в прошлом году их было семь. Семь новых программ классической и народной музыки! Справедливости ради надо сказать, что для проведения трех из них краевая администрация оказывала помощь. Однако при этом руководство КДЦ предоставляло актовый зал для выступлений театра согласно установленным расценкам (12-15 тысяч за концерт). Так что все «административные» деньги уходили в кассу КДЦ. Заполняемость зала на концертах «Бенефиса» почти стопроцентная, а это около тысячи зрителей.

«Этому дам, тому не дам»

Как ни странно, при губернаторе Юрии ТРУТНЕВЕ, который ввел в крае тоталитарный метод руководства, как говорит Макаров, театр «Бенефис» «жил» лучше, во всяком случае, концертный зал и помещение под офис ему были предоставлены безвозмездно. А при его преемнике Олеге ЧИРКУНОВЕ с театра, по признанию его руководителя Александра Макарова, дерут три шкуры. «Я, деятель искусства с 43-летним стажем, считаю нецивилизованным и позорным поползновение городской власти пополнять казну за счет поборов с культуры, в частности с театра «Бенефис».

Кстати, нынешний пермский мэр ничуть не лучше; будучи начальником «Пермрегионгаза», отказал Макарову в спонсорской поддержке, однако при этом был готов отдать чуть ли не «последнюю рубаху» пермскому театру оперы и балета (письмо №1694/10 от 29.04.2004). Теперь он также игнорирует театр.

Настоящему искусству микрофоны не нужны

Во взаимоотношениях между театром «Бенефис» и властью чувствуется какое-то недопонимание, и вытекает оно, прежде всего, из ошибочно сложившегося мнения, что «Бенефис» не совсем театр в его традиционном понимании. Из наших бесед с чиновниками от культуры слышится утверждение, что «Бенефис» – «сборная» команда оперных певцов, собравшихся вместе, чтобы дать сначала один концерт, затем другой. Но это, смеем вас заверить, совсем не так.

Давайте послушаем самого Александра Макарова, представим его видение современного оперного театра:

«Мне понадобились годы, чтобы по-новому взглянуть на оперный театр. Возможно, с моим мнением многие не согласятся. Я считаю, что традиционный театр – это иллюзия. В словаре русского языка Ожегова сказано, что это обман чувств, нечто несбывшееся. Идти в театр, чтобы обмануться? С помощью декораций, бутафории, грима, света и т.д. на сцене создается некая образная модель человеческой жизни. Это ярко проявляется в традиционном театре, особенно в оперном, так как основные оперные образцы были созданы еще в XVIII-XIX веках и ныне представляет собой своеобразный «музей», и «экспонаты» этого музея нужно бережно сохранять. Люди сегодня стали прагматичны, их не интересует условный, примитивный жанр, и одним балаганом их в театр не заманишь. Кроме того, рейтинг классической музыки значительно упал. Не случайны ли отсюда «современные» нововведения в классические оперы, которые так настойчиво предлагает оперный театр? Я же предлагаю совершенно новый жанр, который создан на стыке оперетты, мюзикла, эстрады, той же оперы с разумным сочетанием классической, народной и современной музыки, без всякой излишней мишуры, с пением вживую. Настоящему искусству микрофоны не нужны».

Главный судья – время

За последние годы в стране исчезло более 10 тысяч драматических театров и хореографичеких коллективов. В России на 1 тысячу населения в 10 раз меньше театров, чем в Германии или в Финляндии. Там, на Западе, 10 процентов бюджета идет на культуру. А у нас по-прежнему действует «остаточный» принцип. Этот процесс многие деятели культуры и искусства называют не иначе, как процесс «дебилизации» нации.

В Москве больше ста театров, в Перми от силы шесть-семь. В отличие от Перми, суть культурной политики в Москве заключается, прежде всего, в совершенствовании материально-технической базы учреждений культуры и в поддержке творческих коллективов, чтобы они полнее смогли раскрыть свой потенциал: передача земельных участков и нежилых помещений, помощь в строительстве и ремонте, выделение средств на постановочные расходы и так далее. И еще. В Москве местные власти не отбирают у культуры хотя бы то, что она заработала. Все театры в столице переведены на безвозмездное пользование служебными помещениями и концертными площадками.

Творца, художника, музыканта, артиста всегда судить легко, и, как говорится, обидеть его может каждый. Но что там ни говори, а время расставляет все по своим местам, это единственное, над чем никакая власть не властна. Главное, что должна осознать любая власть: без деятелей культуры нация – стадо дикарей. А из осознания и должно родиться спокойно-уважительное отношение к деятелям культуры. Тот самый минимум созидательной нравственности, который придает обществу устойчивость.

«Самое страшное во взаимодействии власти и культуры – искуснейшее лицемерие и фарисейство, при помощи которых власть манипулирует культурой», – говорит Макаров.

Вместо заключения

Из огромного количества признательных писем и благодарностей мы наугад выбрали одно. Вот что написали работники института Галургии после концерта «Бенефиса»:

«Нас по-настоящему потрясло мастерство артистов театра «Бенефис», их стремление донести до массового зрителя особенности и красоту классического пения. С той встречи многие сотрудники института стали Вашими поклонниками и слушателями».

От редакции. Господа чиновники, разве за 19 лет своего существования театр не заслужил хотя бы собственного бесплатного помещения и концертного зала?

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка