№31 (333) 13 августа 2007 года

Искусство, которого не хватает в жизни

№31 (333) 13 августа 2007 года
Завершил работу второй международный этнофутуристический фестиваль «Камва».

«Город мастеров» на стадионе «Юность»

В Перми гала-концертом 4 августа на стадионе «Юность» завершил работу

II международный этнофутуристический фестиваль «Камва», хотя официальное закрытие прошло в селе Архангельском Юсьвинского района Коми округа 6 августа.

В этом селе уже на протяжении нескольких лет местные жители в начале августа отмечают праздник первого снопа – зажинки. Этот праздник относится к земледельческому культу и в старые времена проводился повсеместно у славянских и финно-угорских народов, занятых выращиванием хлеба. Обряд зажинок, восстановленный известным собирателем коми-пермяцкого фольклора писателем Василием Климовым, построен на песнях, ритуалах благодарения, заговорах и заканчивается праздничным ужином и гуляньями.

Днем раньше фестивальный «десант» высадился в Хохловке, где проходил праздник Нового хлеба: реконструкция древних обрядов, связанных со сбором урожая и началом жатвы, фольклорные выступления, игры, забавы, сюрпризы.

Что касается самого гала-концерта, то перед зрителями выступили почти все заявленные в фестивале музыкальные коллективы и исполнители, а также модельеры продемонстрировали образцы своих нарядов.

Кроме того, для придания концерту духа старины, состоялся бой русских витязей: шлемы, кольчуги, мечи и щиты были настоящие. А на территории стадиона была развернута выставка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства, названная Городом мастеров.

Модель всеобщего праздника

Что такое «Камва», читателям более-менее понятно. По мнению многих этно-графов – но не всех – это один из финно-угорских вариантов произношения слова Кама.

А вот что означает слово «этнофутуризм», зрителям еще предстояло разобраться. К литературно-художественному течению в искусстве начала XX века это слово не имеет никого отношения. Вот что сказал по этому поводу один из участников фестиваля, руководитель ансамбля «Песенная артель» Валерий ЖУК. «Этнофутуризм – это то, что в будущем. Это искусство, которое, на первый взгляд, кажется непривычными и непонятным, но в нем – наши корни. Это искусство, которого нам сегодня так не хватает».

Впервые зрителям фестиваль «Камва» был представлен в прошлом году в рамках программы «Пермь – культурная столица Поволжья-2006» и был, на наш взгляд, самым интересным ее проектом. Не считая, конечно, существующих более десятка лет «Арабеска», «Флаэртианы» и «Рок-лайна».

По мнению гостей, «Камва» – это уникальное событие в современной этнокультуре России. В первую очередь, благодаря атмосфере фестиваля, уровню и качеству организации, смелым масштабам и насыщенностью событий. Они отметили и свое-образный стиль фестиваля, в котором одновременно сочетались уважение к традиционной культуре и экспериментальные формы соединения новых технологий и темы прошлого. «Фестиваль стал отличной моделью всеобщего праздника с позитивным зарядом добра и интереса».

Говорящие руны

Несмотря на то, что обе «Камвы» по самой организации, и регламенту, и подбору коллективов и их репертуаров «один в один» повторили друг друга, фестиваль оставил самое приятное впечатление.

Оба фестиваля начинались с пресс-конференции, где, по «законам» этого «жанра», организаторы и гости желали фестивалю процветания и долгих лет, зрителям – красивых зрелищ, журналистам – объективного освещения в своих газетах. Далее – дегустация блюд коми-пермяцкой кухни. Затем – следующие мероприятия (открытие выставок), а вечером – концерт фольклорной группы, венчающий на этой мажорной ноте первый день работы.

На следующий день – выезды на «природу», то есть в Хохловку, выходы в «народ», то есть показ некоторых проектов в городских скверах, поездка в один из городов края, а также мастер-классы и «круглые столы» для специалистов. И просмотр новых фильмов.

Под занавес фестиваля – гала-концерт и выставка-продажа. Да и большинство участников нынешнего фестиваля, например, ансамбль «Кукушка» из одноименной коми-пермяцкой деревни Кочевского района, пермские ансамбли «Иньва» и «Песельная артель», группа «ВеданЪ КолодЪ» из Красноярска, театр-студия «Мимикрия» (Пермь), коллектив из Ижевска «Птица Тылобурдо» выступали в прошлом году примерно с теми же самыми проектами.

Шайтан да шаман

Но есть и отличие. Если в прошлом году в фестивале принимали участие в основном фольклорные коллективы, исполнявшие аутентичную (не изуродованную современными обработками) музыку, то в этом году основной упор был сделан на реконструкцию различных народных обрядов и праздников. Это упомянутые нами праздник Нового хлеба, программа «Живой поток времени» в Кудымкаре со спектаклем «Гузи да мази», поставленным по мотивам коми-пермяцких былин, шоу костров на реке Иньве…

Но не только финно-угорским этносом жила «Камва». Например, в прошлом году участие в фестивале приняли… тибетские монахи, а также представители северных народов, как девушки из ансамбля ирландского танца «Дойл Академия» из Оксфорда, а также гуру российского этноса Назим НАДИРОВ, коми-пермяцкую музыку не исполнявший никогда.

В этом же году «не имели никакого отношения к культуре северных народов России» театр-студия индийского танца «Апсара» (Санкт-Петербург), московский ансамбль «Киркинчо SP», исполняющий подлинную музыку «доколумбовой» Америки (Боливия, Чили, Мексика) во всем ее разнообразии, что придало нынешнему фестивалю особый колорит.

Настоящим «гвоздем» «Камвы-2007» стало выступление артистки театра и кино с Алтая Чейнеш БАЙТУШКИНОЙ, которая в сопровождении «мастера варгана и саксофона» из Москвы Дмитрия ГРУДИНИНА продемонстрировала искусство так называемого горлового пения. Как говорит сама певица, «Чейнеш» – это не только имя, это искусство. Это союз двух творческих людей, пребывающих в постоянном поиске нового». От своей бабушки певица узнала множество народных легенд и песен, которые и стали основой ее программы «Узоры Пазырыка».

Так что зрители, попавшие в этот жаркий и душный день на стадион «Юность», можно сказать, услышали музыку народов мира.

Обосновался ли фестиваль «Камва» в Перми всерьез и надолго, как того желают организаторы, будут ли о нем знать в каждой пермской семье, как того хочет Наталия ШОСТИНА, покажет время.

Но несомненно одно – значение «Камвы» в том, что она объединяет не только культуры, она объединяет народы.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка