№23 (375) 30 июня 2008 года

Гайва: территория экстрима

№23 (375) 30 июня 2008 года
Читатель может не поверить, что на ремонт пермских дорог выделяются такие деньги. И никто в это не может поверить.

Водительский стаж моей племянницы – всего два года. Но маневренной ездой она овладела мастерски! Думаю, где-нибудь в Европе она продемонстрировала бы высокий класс вождения. А все потому, что дорога на семейную дачу пролегает через Гайву. Какие здесь возможности! Это вам не автобан какой-нибудь. На улице Гайвинской, например, порой невозможно найти и двух метров гладкой дороги, – лавируй, повышай квалификацию, правда, не забывай и о других участниках дорожного движения, которым тоже приходится маневрировать между ям и рытвин.

Николай Н., водитель такси: «Что тут можно сказать? Нету их, все разбито. Раньше хоть кирпичом ямки прикрывали, это тоже смешно, но сейчас и этого не делают. Сейчас, говорят, какой-то мощный асфальт придумали, этого тоже у нас почему-то не делают. Видно, не выгодно: ведь тогда один раз сделают – и все, этот подрядчик – без работы на много лет. Не выгодно им это между собой».

Пассажир: «Каждый год должны делать ремонт дороги».

Н.: «Ее один раз положено сделать и как следует, а не каждый год народ смешить…».

В конце 2007 года заместитель главы администрации города Алексей ХРАПКОВ, возглавляющий блок «Городское хозяйство» отрапортовал: город выполнил все годовые планы по дорожному строительству. В муниципальной организации «Пермблагоустройство» нам назвали целый список Гайвинских улиц и отремонтированных на них квадратных метров.

Ул. Новогайвинская – 511 кв. м; Набережная – 1371 кв. м; серпантин – 1176 кв. м; ул. Репина – 650 кв. м; ул. Вильямса – 179 кв. м; ул. Писарева – 350 кв. м; ул. Барнаульская – 72 кв. м; ул. Медведева – 121 кв. м; ул.Гайвинская – 1600 кв. м; ул.Карбышева – 3 кв. м; ул.Пулковская – 34 кв. м; ул. Толбухина – 17 кв. м; ул. Кабельщиков – 10 кв. м; ул. Мелитопольская – 806 кв. м

Кому из гайвинцев ни покажу этот список, у людей просто глаза на лоб, извините, да и у меня тоже. А не начать ли нам ездить не по гайвинским дорогам, а по чиновничьим сводкам? Может быть, где-нибудь и были залатаны три квадратных метра, еще где-то семь квадратов, но большинства из приведенных улиц в 2007 году дорожный каток не касался. А между тем, в бюджете Перми на 2007 год на ремонт и реконструкцию дорожных объектов было выделено 1 млрд 100 млн руб. Из них Гайве причиталось три с половиной миллиона рублей. Это много или мало? На ямочный ремонт хватит.

Александр В., водитель такси: «Здесь хоть центральные дороги, хоть второстепенные – дыра на дыре, как после бомбежки. Несколько лет назад пару дырок заштопали и все, капитально-то ничего не делают. Есть места, где даже объехать, славировать куда-то невозможно – некуда. Деньги вроде бы каждый год на это выделяют, а куда они их девают? Коттеджи себе строят, что ли?»

Я не дорожник, и не чиновник, сказать точно, куда они их девают, не могу. Но вот пару лет назад при ремонте одной центральной дороги в городе, притворившись обыкновенной прохожей, спросила у одного из рабочих, который был старшим, как мне показалось, в этой группе гастербайтеров: как им работается, сколько они зарабатывают и как делают, по последним ли технологиям.

Ответ был такой: «Да как тут будешь делать? Как мы можем особенно стараться? Нас заставляют дать откат два миллиона. Нам на зарплату еле хватает. Экономно делаем, как еще…».

Все это не новость, конечно, и любой дорожник вам скажет: путем сжимания различных параметров, «утруски-усушки-утоньшения», можно преспокойно сэкономить до 30% от выделенных денежек. Да еще «откат». Он всегда не менее 20% от суммы, то есть равняется НДС. Такая вот арифметика.

В 2007 году в дорожной сфере была внедрена новая система управления качеством городских дорог. Это было объявлено событием. Согласно этой системе оплата деятельности подрядных организаций должна рассчитываться не просто за объемы работ, а за соответствие этих работ стандартам содержания территории города. Подрядчик должен представить гарантийный срок на качество выполненных работ – не менее пяти лет. Тогда же глава города Игорь ШУБИН подчеркнул, что недобросовестные подрядчики к выполнению дорожных работ допускаться не должны – «все они должны быть занесены в реестр недобросовестных подрядчиков в управлении федеральной антимонопольной службы». Пожалуй, при такой системе можно и без подрядчиков остаться. Ведь надо же еще и поинтересоваться, каков был их «откат»? Тогда, по крайней мере, будет ясно, возможно ли было на оставшиеся средства сделать качественную дорогу.

Однако – вернемся на Гайву.

Наиль Д., частный автовладелец: «Я вот припоминаю, в феврале к нам приезжали губернатор Чиркунов и мэр города на кабельный завод – по случаю открытия нового цеха что ли. Так вот они, видимо, даже зимой что-то под собой неладное почувствовали. Пообещали тогда сделать летом ремонт дорог на Гайве, но что-то я этого не вижу».

Действительно, маршруты на дачи губернатора и мэра города пролегают совсем в другой стороне. Иначе и быть не может, иначе дороги были бы давно не просто отремонтированы, а капитально отремонтированы, и даже новые проложены, примерно так же, как участок дороги в Шустовке, ведущей в Заозерье…

Игорь П., владелец «Мерседеса»: «Я на Гайве живу, потому и машину такую взял, мне эти ямы не очень страшны, но все равно, это разве дело? Налоги все платят, деньги на ремонт дорог выделяются, так в чем дело? Я считаю, это неумение управлять, возможно, и другое, конечно... А технологии укладки дорог сейчас хорошие, можно сделать один раз хорошо и надолго. Но не делают…».

В 2008 году в бюджете Перми на ремонт и реконструкцию дорог заложено 1 млрд 200 млн руб. Сколько из них должно быть освоено на Гайве? Ответ получен в МУ «Пермблагоустройство».

На ремонт внутриквартальных дорог – 900 тысяч рублей. Ремонт дорог в частном секторе (всего Орджоникидзевского района) – 6 млн рублей. Проезд от ул. Репина до Карбышева – 1 млн 700 тыс. рублей, ремонт тротуара там же – 86 тысяч рублей.

На ремонт дорог на Гайвинской, Мелитопольской, Вильямса выделено 27 миллионов 700 тысяч рублей. На эти дорожные работы уже объявился подрядчик, это «Пермдорстрой».

Поживем, поездим. Да, а знаете ли вы, что за качеством всех дорожных работ могут наблюдать не только специалисты городской дорожной лаборатории, но и общественность? Существует такая якобы комиссия общественного контроля. Это не организация с какими-либо полномочиями, а просто группа активистов «скорбящих о пермских дорогах», членом которой может стать любой из вас. Почему это явление назвали громким словом «комиссия», для меня осталось не совсем ясным. По-видимому, главе города Игорю Шубину на совещании в марте, посвященном началу сезона дорожных работ в городе, хотелось показать, что есть у нас и демократичность, и прозрачность. Благородное желание, но на миг и иллюзорное. Ну, а будут ли учтены ваши наблюдения, предложения – на это гарантий никаких, и обсудить их негде, разве что сбросить эмоции на автомобильных сайтах.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка