№28 (380) 04 августа 2008 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№28 (380) 04 августа 2008 года | Мироздание
Юрий Еловиков

Духовная эволюция и синергетика

С этого номера «Пермского обозревателя» мы открываем новую рубрику, посвященную духовным вопросам нашего бытия. Начинают ее богословские тексты Юрия Еловикова, в которых он пытается совместить такие гигантские сферы человеческой жизни,

как наука и религия. В дальнейшем слово будет предоставлено другим авторам,

имеющим свою ярко выраженную точку зрения на предмет разговора.

В конце XX-го века в науке сформировалась новая научная парадигма, которую назвали синергетикой. Мир состоит из сложных систем. Синергетика – это наука о сложных процессах в системах различной природы: физических, химических, биологических, социальных. В результате исследований было обнаружено, что процессы самоорганизации систем разной природы могут происходить по одинаковым сценариям или моделям. Системы бывают открытые или закрытые. Эволюция системы – это процесс, который имеет определенное направление. Если системы открыты для обмена с окружающей средой энергией, веществом или информацией, то в режиме самоорганизации они могут усложняться. Для закрытых систем второе начало термодинамики указывает направление процесса с ростом энтропии в сторону упрощения или примитивизации.

Поскольку истину духовную или научную тоже можно рассматривать как процесс, значит, она должна быть открытой системой, свободной для обмена информацией с обществом и обязательно развиваться во времени. Один из основоположников синергетики в области неравновесной термодинамики лауреат Нобелевской премии Илья ПРИГОЖИН в своем послании потомкам призвал гуманитариев шире пользоваться понятиями, вводимыми современными науками. Такие понятия, как нелинейность и неравновесность, фракталы, хаос и энтропия, бифуркации и флуктуации, которыми оперирует синергетика, изменяют мировоззрение человека. Они же позволяют толковать Библию в духе времени языком науки.

Материя существует в движении. Все во Вселенной движется: везде протекают те или иные процессы. Все в видимой Вселенной имеет свое начало и свой конец, как сказано в Библии, «всему свое время, и время всякой вещи под небом». В наше время толкование Библии в соответствии с данными современной науки позволяет утверждать, что Бог творит не одномоментно, а путем развития через процессы, эволюцию разных систем. Ученые говорят об эволюции Вселенной, в том числе об эволюции галактик и эволюции звезд, о биологической эволюции на планете и культурной эволюции человечества. И если не противопоставлять науку и религию, то можно говорить о духовной эволюции, которая происходит через христианскую церковь.

Разумеется, библейскую историю об Адаме и Еве нельзя понимать буквально, ее нужно понимать как аксиому об изначальной греховности человека. Наличие зла в природе человека является следствием биологической и культурной эволюции. Такие проявления греха, как агрессия, грабежи и насилие, похоть, помогали выжить племени, этносу и человеку как виду, однако стали тормозом в дальнейшем его духовном развитии. Появились заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради… Духовная эволюция происходит в условиях постоянного роста энтропии, которая работает как принцип естественного отбора. Поэтому, чтобы спасти душу для вечной жизни, человек должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться: развивать интеллект и очищать свою совесть, научиться делать добрые дела и контролировать процесс своего мышления.

Процессы биологической эволюции и культурной эволюции развиваются с увеличением сложности, чего нельзя сказать о духовной эволюции. Известно, что вначале христианская церковь была лучше, чище, откуда следует вывод, что со временем она деградирует, то есть процесс развивается по термодинамической модели для закрытых систем с ростом энтропии. Из Евангелия понятно, что история христиан-ской церкви заканчивается ее деградацией. Отсюда следует, что духовная деградация церкви – это вопрос времени, а не принципа. Тогда в виде гипотезы можно допустить, что деградация церкви уже произошла. Такое допущение в качестве стандартной процедуры позволило автору сделать исчерпывающее толкование Апокалипсиса, которое не оставляет вопросов.

Книгу пермского автора «Толкование Апокалипсиса» можно приобрести в магазинах системы «Библиосфера» или посмотреть на сайте www.enoch.ru

Просмотров: 275


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Гражданский сектор
Точка зрения
Было Дело
Отрицательный реестр
Проблема
Конфликт
Ну и ну!
Событие
Ситуация
Мироздание
Образование
Мероприятие
Олимпиада

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.