№38 (390) 13 октября 2008 года

Карабас барабас

№38 (390) 13 октября 2008 года
Похоже, скоро билет на пермский балет будет купить так же просто, как в трамвае.

В балетной труппе Пермского академического театра оперы и балета продолжается скандал, связанный с именем руководителя балетной труппы Натальи АХМАРОВОЙ. Театр покидают лучшие артисты. Старшее поколение солистов балета недовольно тем, что лучшие роли достаются молодым танцовщикам. Кроме того, по их мнению, Ахмарова допускает в своих оценках много ошибок, которые дорого обходятся труппе.

Скандал начался четыре года назад. Тогда его удалось пригасить весьма оригинальным образом: художественный руководитель Георгий ИСААКЯН издал приказ о создании коллегиального органа, в состав которого помимо него вошли Ахмарова, педагоги-репетиторы и ведущие солисты балета. Распределение ролей и гастрольных поездок, вознаграждения и наказания должны были обсуждаться коллегиально, а не единолично.

О приказе забыли

Сначала так оно и было. Но потом, как это принято повсеместно, о приказе забыли, а театральный профсоюз в лице председателя Константина БОЛЬШУХИНА не стал перечить администрации.

Похоже, проблему эту рано или поздно придется решать «хирургическим путем».

Наш корреспондент встретилась с работниками театра и артистами, в том числе соучениками Ахмаровой. Все они пожелали остаться неизвестными.

Артисты говорят, что Наталья Ахмарова недотанцевала, недополучила славы и признания в свое время. Из Америки, где она проработала восемь лет не в самых лучших труппах, балерина вернулась не победительницей. И может быть, обида, сидевшая глубоко в сердце, теперь вы-плескивается наружу? Возможно, желание взять реванш с помощью административной дубинки, предназначенной для недавних коллег, привело к скандалу?

За время ее почти шестилетнего руководства не появилось ни одного нового спектакля. Сплошь римейки, то есть повторы, или, как их называют артисты балета, «восстановительные работы по возрождению классики». Это «Щелкунчик», «Привал кавалерии», «Шопениана», «Дон-Кихот». Готовится к выходу на сцену «Жизель» (премьера состоится 15 ноября, постановка Татьяны ЛЕГАТ из США).

И, разумеется, «Лебединое озеро» – визитная карточка русского балета. При этом, когда по всей России пытаются классику возродить, в Перми же ставятся старые спектакли западных хореографов, например, одноактные «Времена года» и «Шопен-Концерт» Дж.РОББИНСА. Одноразовые, не репертуарные спектакли. Посмотрел один раз – и больше не надо. Иными словами, нет своеобразия репертуара, нет авторских спектаклей.

«Перестановки», то есть новые редакции – это видимость работы художественного руководителя балета. Есть свой «Дон-Кихот», но приглашается другой постановщик, который делает, естественно, совершенно другой спектакль. «У художественного руководителя должна быть перспектива в голове. Ее нет», – считают артисты.

Периферийный театр

В театре своя стилистика, выработанная десятилетиями, но уменьшилось количество спектаклей. Это при том, что Ахмарова всюду заявляет, мол, надо стремиться к лучшему, чтобы пермский театр не называли периферийным.

Здесь стоит привести мнение, данное нашей редакции известным хореографом, который несколько лет назад поставил в Перми спектакль «Мастер и Маргарита». Это Давид АВДЫШ: «Балетный репертуар в пермском театре такой же, как везде. Это серость, которая, к сожалению, правит бал в стране. Ахмарова идет по пути наименьшего сопротивления. И это – проблема не только пермского театра и его руководителей. Это проблема города, его хозяев. К большому сожалению, театр потерял свое лицо».

За все эти годы, что труппу возглавляет Ахмарова, под ее руководством не выросло ни одной балерины, ни одного танцовщика, хотя хореографическое училище – под боком. Стратегия вроде бы правильная – молодежь должна танцевать, а вот тактику, то есть воспитание этой самой молодежи, она выбрала неверную.

«На сцене –можно сказать, «дети», – так назвала молодых артистов на премьере «Корсара» одна зрительница. – Они не понимают, над чем работают. Их не учат. Меняются педагоги, меняются партии. Только уровень пермского балета падает. Единственное, что хорошо делает Ахмарова, – это улыбается. Причем она улыбается не только сама, но учит этому молодых артистов. Чем больше балерина или танцовщик улыбается, тем лучше спектакль. Нет и репертуара, на котором молодежь действительно смогла бы о себе заявить».

Последний концерт

Кроме того, Ахмарова, похоже, просто не способна найти общий язык с артистами. Можно в этой связи вспомнить Ярославу АРАПТАНОВУ, уехавшую на заработки в Турцию. Или Екатерину ТАРАСОВУ. А ведь какая могла быть балерина! Ранее труппу покинули несколько молодых солистов, отправившихся в Испанию работать по контракту.

На очереди Елена КУЛАГИНА, единственная на весь театр народная артистка России. Она однозначно покидает театр. Это невосполнимая потеря. Ее творчество – не просто танец, а содержательная актерская игра. Последнее ее выступление на нашей балетной сцене состоится

12 ноября. Это будет прощальный творческий вечер. А ранее она выступит 19 октября в Ballet Imperial и «Сомнамбуле».

Елена Кулагина решила посвятить себя педагогике в частной балетной школе. Думается, что там ей будет более комфортно.

Одно радует — что совсем недавно депутаты Законодательного собрания Пермского края одобрили выделение дополнительных средств для завершения строительства дома на ул. Горького, 5. Эта подвижка в истории знаменитого долгостроя особенно важна, если вспомнить, что примерно пятая часть театрального коллектива живет в общежитиях и на съемных квартирах.

Учились бы – на старших глядя

Наталья Ахмарова является не только руководителем балетной труппы, но и супругой одного из учредителей фонда «Жемчужина Урала» (главного спонсора театра), нынешнего главы медицинской корпорации «Медлайф» Вячеслава ЛОГИНОВА, что также не может не вызывать неприятия у подчиненных ей артистов. Иными словами, в деньгах она не шибко нуждается. И это при том, что ею в «воспитательных целях» была введена система денежных штрафов.

Артисты балета не раз обращались со своими проблемами в администрацию края. Поэтому глава региона Олег ЧИРКУНОВ, конечно, знает о театральном скандале, но считает, что все «это баб-ские дела – и театр сам должен в них разобраться». И мы догадываемся, почему он так говорит. Есть информация, что губернатор поддерживает бизнес Вячеслава Логинова, мужа Ахмаровой. В результате мы сможем еще некоторое время наблюдать, как будет загибаться знаменитое пермское искусство балета, созданное более полувека лучшими мастерами мировой сцены.

Какие «лебеди», когда тут птицы такого полета — с конкретными интересами...

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 18.04.14 - Председатель Земского собрания Краснокамского района был задержан полицией
  • 18.04.14 - Гендиректор в Пермском крае уклонился от уплаты налогов на 4,6 млн рублей
  • 18.04.14 - «Дельта» исключена из членов КЦ РОСС
  • 18.04.14 - Пермь станет площадкой для лучших скрипачей и виолончелистов
  • 18.04.14 - В Перми появится памятник в виде реального самолета МиГ-31
  • 18.04.14 - Окольцованная Вело-Пермь
Рассылка
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"