№39 (391) 20 октября 2008 года

Школьные годы «чудесные»

№39 (391) 20 октября 2008 года
Эти проблемы видны без лупы, однако чиновники от образования не торопятся созывать прессу, чтобы отрапортовать об их решении.

В общем, образование наши дорогие чиновники дооптимизировали. До такой крайности, что некогда весьма эффективная и хорошо отлаженная система пришла в абсолютную негодность. Не будем касаться подушевого финансирования, ЕГЭ и прочих многократно обсужденных, раскритикованных в силу очевидной несостоятельности и, тем не менее, внедренных идей. Не будем доказывать, что уровень компетенции (новомодное образованческое слово) современного выпускника, в среднем, год от года становится все ниже. Официальные лица на раз докажут, что это не так, а на очевидное несоответствие их статистики реальному положению дел наплюют с высокой колокольни. Просто попробуем подвести очередные промежуточные итоги системы на основе фактов и тенденций, которые может наблюдать каждый. Итак…

Мы строили, строили и…

О трагедии в Оренбургской области, когда рухнувшая фасадная стена школьного здания убила пять школьниц, знают все. Знают и то, что причиной трагедии стал ремонт, не законченный к началу учебного года (трещины, а затем и обрушение стали следствием демонтажа оконных рам первого этажа). И чиновники (в том числе и пермские) в экстренном порядке начинают очередную проверку учебных заведений. А не чиновники нервно выясняют у своих детей, а не идет ли в их школе какого-нибудь ремонта. И кое-кто узнает, что – да, идет. Например, мой сын пятиклассник почти год проучился в таких условиях. И в новом учебном году снова – здравствуй, ремонт! А в целом по региону учебно-ремонтные процессы наблюдаются в десятках школ. А кое-где (если такое совмещение невозможно) учащихся распихивают по соседним образовательным учреждениям. Какое качественное образование выходит в результате, думается, понятно.

Впрочем, понятны и корни ситуации – традиционная нехватка средств или их несвоевременное выделение. На последнее, кстати, директора школ, опоздавших с ремонтом, жалуются чаще всего. И причин не верить им – нет. А школы тем временем разрушаются. А школьников гоняют туда-сюда, и конца этому не видно.

Папа решает…

Другая тема, дополняющая особыми красками общеобразовательный контекст, имеет более прямое отношение к учебному процессу. Характерный пример: ученик, приходя домой, озадачивает родителей зубодробительными темами для самостоятельного изучения. Это напрягает, поскольку не всегда понятно даже, где и что искать. Такие задания часто грешат некорректностью формулировок, расплывчатостью, но обоснованы современной образовательной концепцией, по которой на семью перекладывается добрая половина функций, которые прежде (до оптимизации) вполне эффективно осуществляла школа. Какие-то родители справляются, а какие-то и нет, вливая новые «инвестиции» в цветущий махровым цветом рынок репетиторства.

За чертой

А чиновники решительно борются с поборами в школах. Даже методичку издали соответствующую, широко ее разрекламировав. И рассказывают на пресс-конференциях как теоретически можно удержать в образовании нормальные, квалифицированные кадры. А учителя, тем временем, бегут. Это очевидно, стоит только посмотреть на списки вакансий в любом кадровом агентстве или на специализированном сайте в интернете. И в ближайшее время побегут еще активнее, поскольку финансовый кризис, уже сожравший еще не состоявшееся повышение учительских зарплат, ожидаемо больно ударит по социалке, и не успевшие устроиться в жизни бюджетники окажутся крайними.

В смысле, за чертой бедности.

Хотите наглядных примеров, их есть у меня. И они не являются плодом авторского воображения. Все это предлагают на самом деле!

Вакансии взяты из тематического раздела портала prm.ru. Преподаватели математики, немецкого языка, гимнастики приглашаются на работу. Гарантированная заработная плата – 2000 рублей. Так что вполне можно еще где-нибудь подрабатывать. Или вот: педагог-психолог. Зарплата 2500–4000 рублей. Или: учитель биологии, высшее образование, разряд — 8-13, зарплата 2108–3253 руб., режим работы — в одну смену.

Не особо напрягаясь, удалось найти еще несколько десятков подобных объявлений, и это только по Перми, краевому центру, с достаточно солидным средним уровнем зарплат. Очевидный вывод – в школах, выставляющих такие вакансии, серьезный (и вполне закономерный) некомплект педагогов. Да и те, что еще не сбежали, едва ли будут усердно гореть на работе. А значит, качество получаемого нашими детьми образования упадет еще ниже.

PS. Еще в бытность свою начальником городского комитета по образованию и науке Николай КАРПУШИН заявлял, что в приоритетных задачах – привлечение кадров в систему. Как это делается, мы сегодня можем увидеть собственными глазами.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка