№47 (399) 22 декабря 2008 года

Ручная работа Бастракова

№47 (399) 22 декабря 2008 года
«Фокус для меня – это не мошенничество или ловкость рук. Это разновидность развлечения. Зритель желает отдохнуть, повеселиться, отвлечься от всего!».

Искусство фокусника достаточно редкое, окруженное ореолом таинственности, магии, волшебства. Но, чего греха таить, для большинства простых людей фокусники – обманщики и шулеры. Так ли это?

Об этом и многом другом мы попросили рассказать известного мага и чародея Валерия БАСТРАКОВА. Он появился в нашей редакции не во фраке и цилиндре, а в обычном «цивильном» костюме и всем своим обликом мало походил на Хоттабыча. Обычный человек. Только необыкновенно обаятельный. Его главный инструмент – руки – также не выказывали ничего необычного. На первый взгляд, это не руки пианиста или хирурга. Впрочем, на руки тракториста они также мало походят. Вот в этом и скрывается, на наш взгляд, главный фокус Бастракова.

Валерий Бастраков родился в 1955 году в Чусовом. Окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (школа Михаила Харитонова) в Москве. Заслуженный артист России (1999). Лауреат 17 международных конкурсов. Почетный член Международной ассоциации артистов оригинального жанра (США). Член Российской ассоциации фокусников (1982), в которую входят около

400 человек. Бастраков имеет членский билет № 24. В разное время с программами «Час чудес», «Урок занимательных фокусов», «Коробейник», «Магик-шоу», «Русский сувенир», «Появление трехметровых матрешек» побывал более чем в сорока странах. Автор 18 изобретений. Входит в десятку лучших магов мира.

Фокусник – не шулер

Его должность в штатном расписании Пермской краевой филармонии, в которой вот уже более тридцати лет служит наш герой, значится как «артист оригинального жанра», очевидно, потому, что настоящие фокусники и манипуляторы сидят в совершенно других местах, например, в Думе, в Законодательном собрании, наконец, в многочисленных казино.

На вопрос нашего корреспондента, не хотел ли когда-нибудь Валерий Бастраков «обуть» казино, например, в покер или блэк-джек, он ответил, что «в этих заведениях своих фокусников хватает и обыграть их невозможно. Крупье сдает карты, кто не знает, одним пальцем, а таким приемом не обманешь. Хотя получал несколько раз приглашения в качестве консультанта: учил крупье, как правильно сдавать и тасовать карты. Например, как из карт можно красиво выложить слово «казино».

Напоминаем, что герой нашего рассказа – фокусник, а шулер – это совершенно другая «профессия». Например, после того как Валерий Бастраков, будучи гостем редакции, показал несколько карточных фокусов, один из наших журналистов решил сыграть с маэстро в элементарное «очко», причем, его же колодой. Раздавали по очереди. Счет 1:1.

Любовь к химии

– Валерий, как вы стали фокусником?

– В чусовском ДК «Металлург», как все дети, посещал сразу несколько кружков: кукольный, волейбольный, цирковой, акробатики, шахматный. А когда появился кружок фокусников, решил записаться и туда. Очень понравилось. Попробовал – стало получаться. Самое интересное, что его открыл артист Ивановской филармонии, проработавший на сцене сорок лет. К нам в город он попал за то, что где-то на гастролях «химичил» с «левыми» билетами. Попался. Ему дали три года «химии», потом досрочно освободили. Вот этот «зэк» и сумел меня заинтересовать и увлечь.

Кстати, «химией» в советские годы называли стройки народного хозяйства, чаще всего это были предприятия химической промышленности, отсюда и название. Работали на «химии» бесконвойные зэки, осужденные за мелкие преступления.

– Среди фокусников есть манипуляторы, есть иллюзионисты. В чем разница?

– Иллюзионисты в основном пользуются коробками, ящиками, машинерией и другими подобными атрибутами, при них всегда ассистенты. На мой взгляд, это больше администраторы, чем артисты. Их задача – содержать коллектив, руководить им. Конечно, здесь тоже нужен талант, хотя многие иллюзионисты не могут показывать микромагию, когда фокус показывается близко от зрителей. Многие не владеют манипуляцией. Лет двадцать назад по телевидению выступал один иллюзионист. Его, естественно, попросили что-нибудь показать. А он не смог. За него многое делают ассистенты, а их тогда при нем не было.

А манипулятор все делает своими руками. Ему сложнее, но – интереснее. Зрителю тоже.

– Вот вы говорите, что иллюзионист – это, прежде всего, администратор. Но ведь вы тоже работаете не в одиночку. Вы руководитель театра «Улыбка».

– Это просто название. Мы с женой Надеждой еще в 1989 году, уже работая в филармонии, первыми из артистов перешли на полный хозрасчет. Наш театр – это своеобразный семейный подряд: я, жена Надежда, сын Илья и теперь жена сына Настя. На сцену выходим все вместе. Все показываем фокусы, кроме, естественно, нашего администратора.

Волшебная палочка

Любимый фокус Бастракова – волшебная палочка. Она черного цвета и напоминает собой счетную палочку для первоклашек. Маэстро разработал ее еще в 1985 году. Фокус заключается в том, что путем манипуляций на ней появляется сначала один камешек, затем второй, а в финале вся она усыпана «бриллиантами». Фокус пользуется неизменным успехом, особенно у дам. Но главный «фокус» заключается в том, что, манипулируя, он передает палочку любому желающему, в руках которого на ней также появляются «брюлики».

– Валерий, это настоящие бриллианты?

– Нет, конечно. Они из чеш-ского стекла. Хотел сделать из настоящих. Но мне отсоветовали. Палочка тогда будет очень дорогой. Вдруг кто-нибудь из зрителей того… (смеется). Но она мне дороже любых алмазов. Палочка мне очень много раз помогала. Например, на таможне.

– Это как? Провезли «левый» груз без досмотра?

– Нет, конечно. Покажу пару фокусов, развеселю таможенников. Меня и пропускают без очереди. Перевес багажа – для меня самая большая проблема на таможне. В 1993 году я впервые побывал на фестивале «Шари-Вари» в Чехии. На чешской таможне меня запомнили. 1994 году я еще раз в Чехию собрался на этот же конкурс. Причем, поехал без официального приглашения, виза тогда была не нужна. У меня был лишь рекламный проспект фестиваля, куда я от руки вписал свою фамилию. В Шереметьеве это дело «прокатило», а в Праге подлог заметили. Вызвали к начальнику. Он меня увидел и радостно воскликнул: «О, Шари-Вари!».

Привет, фокусник!

Совсем недавно маэстро Бастраков и его театр «Улыбка» побывали на приеме у мэра города Монте-Карло и премьер-министра Монако, где познакомились с наследным принцем Монако АЛЬБЕРОМ II. В это маленькое европейское княжество театр «Улыбка» был приглашен на престижный фестиваль «Магия звезд», который раз в году собирает лучших иллюзионистов планеты.

На элитный смотр-конкурс Бастраков и его помощники попали лишь с третьей попытки, настолько серьезным и дотошным был отбор. А ведь ловкостью рук пермских фокусников еще два года назад восхитилась известный промоменеджер Моника НАКАЧАН, которая увидела их на Всемирном конгрессе иллюзионистов в Стокгольме.

Пять дней в «Театре принцессы Грэйс», который получил свое название в память о матери принца, погибшей в автокатастрофе, за право называться лучшим из лучших скрещивали «волшебные палочки» иллюзионисты из Китая, Италии, Испании, Франции и Нидерландов. Среди них и были разыграны главные призы – символические жезл и цилиндр.

Венчал вечер гала-концерт, где царили девять мэтров из разных стран. Россию представлял Бастраков и театр «Улыбка». Его труппа дала пять представлений, «гвоздем» которых стал новый номер с трехметровыми матрешками. «Таких номеров, как наш, в мире очень мало. С фольклорным материалом работаем только мы, китайцы и индусы. Остальные предпочитают традиционные фраки».

С принцем Альбером Валерий Бастраков встречался три раза: перед выступлением и после – на банкете, когда наследник наговорил массу приятных слов о таланте пермяков: «Very, very, very nice!».

На память о знаменательной встрече театр «Улыбка» презентовал монаршей особе сувенир – маленькую балалайку. А через несколько дней иллюзионист случайно столкнулся с принцем Альбером на ярмарке «Русская магия», хотя, по словам Валерия Бастракова, ничего магического на ней не было – типично гастрономическая распродажа. «Завидев меня, – рассказывает маг, – Его Высочество заулыбался и сказал: «Привет, фокусник!».

От редакции

Искусство иллюзии является самым удивительным и зрелищным эстрадным жанром. Не случайно, что среди всей эстрадной программы именно выступление иллюзиониста, как правило, становится главным событием вечера и запоминается ярче всего.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка