№31 (530) 6 августа 2011 года

Туризм начинается с туалетов

№31 (530) 6 августа 2011 года
Представителям российского турбизнеса нравится отдыхать в Пермском крае, – о работе здесь говорить не приходится.

Туроператоров из разных регионов несколько дней возили по Пермскому краю. Рекламный тур проходит не впервые – в прошлом году иногородних гостей привозили на «Камву». Нынче они побывали на «Пилораме», в Кунгуре, посмотрели Пермь. После насыщенной программы собрались за круглым столом с представителями принимающей стороны и вынесли Пермскому краю вердикт.

Куль осинский, гусь бардымский

По программе приветственное слово предоставлялось министру культуры Николаю НОВИЧКОВУ, но перед гостями выступил Александр ПРОТАСЕВИЧ. Забыв о регламенте встречи, и.о. министра полчаса вещал собравшимся о том, как «развилась» туристическая привлекательность региона в течение 5 лет. Гости уже начали скучать, а он все не унимался:

«Город Лысьву вы все, наверно, помните по электроприборам: утюгам и плитам. Так вот, этот город уже становился центром культуры Пермского края: в нем отреставрировали сквер со скульптурами советского периода, а сейчас идет реконструкция дома Шувалова, где будут проводиться балы и праздники».

Что и говорить, приврал про свой родной город Протасевич. Дом Шувалова два года назад лишь обтянули баннерной тканью и выселили оттуда мастерские местного политехнического колледжа. С тех пор и стоит он ободранный.

Апофеозом пламенной речи было упоминание о памятниках, установленных в Осе и Барде, – «Куль осинский» и «Гусь бардымский». Что и говорить – воистину жемчужины Пермского края.

Александр Протасевич: «Пермский край – это одна большая жемчужина, состоящая из маленьких жемчужинок – муниципалитетов».

К слову сказать, в прошлом году на все это «ожерелье» (читай – развитие территорий и культуру) было потрачено 2,4 млрд руб.

Никого не слышу

Говоря о перспективах развития туризма, краевые власти в упор не слышат мнения пермских предпринимателей, занимающихся этим бизнесом. Хотя Пермская туристическая гильдия была создана специально для диалога. Эксперты несколько месяцев пытались добиться встречи с представителем министерства культуры, который курирует туризм, но безуспешно. Исполнительный директор гильдии Лариса БАРАНОВА подтверждает, что за последние годы не увеличилось количество экскурсий по краю: «Сейчас пропагандируется фестивальный туризм, но на фестивали в Пермь не ездят даже пермяки из других районов. В этом году мы не смогли организовать даже автобусные туры на фестиваль, потому что не было спроса».

О неразвитости пермской инфраструктуры говорит и Галина ТЕКЛЮК, директор ООО «Туристическая фирма «Кумир», организатор самого успешного на данный момент фестиваля Пермского края «Небесная ярмарка»: «Если несколько лет назад мы могли принять всех гостей «Небесной ярмарки», то сейчас нет. Из 20 тысяч зрителей – организованных туристов из других регионов всего около 3 тысяч. Гостиниц в Кунгуре мало. В этот раз приходилось людей размещать даже в студенческих общежитиях. Если раньше нам хватало городского стадиона, для того чтобы проводить мероприятия, продавать билеты с местами, то сейчас это сложно».

Контрольный выстрел в

пермскую стратегию развития туризма сделал директор московской туристической компании «Роза ветров» Сергей ЗЕНКИН, напомнив, что бизнес не сделать на одной «культурности»: «Мне понравился тур, но по факту этого тура не было сделано конкретных предложений. Богатую Москву с ее запросами трудно заинтересовать. Даже посещение Кунгурской пещеры не всегда стоит 12 тыс. руб., которые турист заплатит за перелет.

Туроператору нужен конкретный туристический продукт, который он может продать, но здесь такой продукт не создан. 100 фестивалей – это перебор с точки зрения туристического бизнеса. Нужно сформировать всего несколько туристических брендов, но ярких и узнаваемых».

Выходит так, что за годы «развития» туризма не было составлено стратегии этого самого развития. Туроператоры приехали на пустое место, так как край до сих пор не готов к тому, чтобы турбизнес занял значительное место в экономике региона.

Ни поездов, ни самолетов

Как отметил Сергей Зенкин, массовый туризм начинается с туалетов. О какой туристической привлекательности можно говорить, если на районных вокзалах и автостанциях Пермского края до сих пор «туалеты прямого падения»?! Нет нормальных залов ожидания. Памятник архитектуры вокзал Пермь I несколько лет закрыт. Аэропорт «Большое Савино» много лет ждал передачи в краевую собственность, а после передачи никак не дождется инвестиций. На станции Кунгур, где недавно открылось отреставрированное здание вокзала, не останавливается большинство поездов дальнего следования.

Сколько раз говорили пермяки, которые путешествовали дальше Прикамья, что в Перми нет инфраструктуры для принятия гостей: ни дорог, ни гостиниц, ни общепита. Мы-то привыкли, а вот когда туристы из соседних регионов, поддавшись на уговоры губернатора Олега ЧИРКУНОВА и сотоварища Марата ГЕЛЬМАНА, все-таки приезжают, то приходится краснеть за блеск и нищету «культурной столицы».
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка