Одна из причин, из-за которой 2 тысячи пермяков 19 ноября требовали отставки губернатора Олега Чиркунова, это нерациональное расходование средств бюджета края.
На протяжении последних лет в Перм-ском крае снижаются реальные денежные доходы населения. «Реальные» – это те, которые остаются после уплаты налогов и всех обязательных платежей.
Из года в год
Вот и в этом году за 9 месяцев (отчетный период) реальные доходы снизились – потребительские цены росли быстрее. В результате инфляция составила 109,8%, а рост доходов 107,6%.
В результате падения реальных доходов населения произошло снижение покупательской способности почти по всем товарам и услугам. Да еще и стоимость фиксированного набора товаров и услуг (потребительской корзины) в Пермском крае остается одной из самых высоких в Приволжском федеральном округе: 9165,2 руб., это на 71 руб. выше, чем в среднем по России.
Подпольный бюджет
Исполнение бюджета, пишут аудиторы Контрольно-счетной палаты Пермского края (КСП), происходит по схеме, аналогичной предыдущим отчетным периодам: при значительном перевыполнении доходной части бюджета (2,6 млрд руб.) сохраняется недофинансирование расходов (на 6,6 млрд руб.).
Доходы бюджета составили за 9 месяцев этого года 57 млрд 693 млн 749 тыс. руб., это почти на 5% больше, чем планировали, и на 13% больше, чем за такой же период в прошлом году.
Расходы краевого бюджета составили 52,5 млрд руб. В этом году тратили деньги еще хуже, чем в прошлом, – от запланированного истратили только 88,9%.
«Мы что, еще один, какой-то подпольный бюджет формируем?» – удивился недавно на заседании комитета Законодательного собрания края депутат Валерий ЧУПРАКОВ.
Чупракову все равно, он может теперь удивляться смело – он уже живет в Краснодаре. Но остальные депутаты из «единороссовского» большинства молчат, не обсуждают постоянные проблемы с бюджетом.
Эксперты «ПО» теряются в догадках – почему так происходит, зачем губернатору такое неэффективное планирование и такое – ежегодное – неисполнение бюджета?
Аудиторы КСП с упорством храбрых в каждом заключении на отчет об исполнении бюджета говорят про отсутствие стратегического планирования, про непродуманность, про то, что очевидные вещи не учитываются при составлении бюджета, например прогнозы развития социально-экономической ситуации, например реальные цифры…
Как результат – ежегодное нецелевое расходование, ежегодные потери бюджета, ущерб, наносимый региону.
Но самая большая беда – неэффективное расходование бюджетных средств.
Что значит неэффективное? Когда мы тратим деньги, мы получаем что-то взамен: колбасу ли, прическу ли – неважно. Мы хотим за наши деньги получить качественный результат, но нам дают протухшую колбасу, вместо красивой стрижки бреют налысо… То есть «что-то» дают, но это «что-то» ни к селу ни к городу. А значит, деньги потрачены напрасно, зря, неэффективно.
Так, например, произошло с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Деньги поступили в районы и муниципалитеты из края слишком поздно, к концу года. В результате на местах не успели выполнить свои планы по поддержке бизнеса, не успели потратить средства…
Планы не выполнены
Все главные распорядители бюджетных средств (управления, министерства) не справились с планом по освоению бюджетных средств. Из 37 ведомств 25 справились с планом менее чем на 90%.
Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа израсходовало только 30,6%, министерство развития торговли и предпринимательства – 61,8%. Худшее исполнение сложилось по бюджету развития – остались неосвоенными более 1,8 млрд руб., что свидетельствует о низком уровне перспективного развития края.
Как и в прошлые годы, основные причины недоосвоения бюджетных средств – это причины организационного характера:
– отсутствие заявок на финансирование (отчетов) от органов местного самоуправления,
– отсутствие договоров, счетов и других документов на оплату товаров, услуг,
– несвоевременное проведение конкурсов,
– перенос сроков мероприятий.
На счетах целее будут?
Министерство регионального развития Пермского края не справилось с реализацией программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Депутаты края выделили для депрессивных, проблемных шахтерских территорий 540 млн 215 тыс. руб., а исполнительные власти перечислили в местные бюджеты только 72 млн 142 тысячи. Из этой малости муниципальные образования успели потратить чуть больше половины, остальное на счетах. А 493 млн 590 тысяч остались на едином счете краевого бюджета. Так эти деньги, видимо, лучше решат проблемы занятости в шахтерских городах!
Приучить к хорошему
Оказывается, жители Перми не ринулись использовать медицинские сертификаты по пилотному проекту «Добровольное медицинское страхование работников бюджетной сферы». В связи с этим средства субсидии на возмещение затрат по проекту составили только 43% к плановым назначениям.
В то же время губернатор Олег Чиркунов в своем блоге пишет: «Похоже, один из самых наших прорывных проектов. Очень позитивные отзывы, например педагогов. Когда общаешься на эту тему, главный вопрос: «Не закроете ли проект?». Готовы даже за свои деньги страховаться, говорят учителя, лишь бы цена страхования осталась доступной. Нормативные документы на следующий год готовятся. Пока предполагается, что бюджет будет компенсировать 2/3 стоимости страховки, но не более 5 тыс. руб. в год. Важно, чтобы люди привыкли к новым стандартам обслуживания, в том числе, к улыбкам персонала».
На то, чтобы приучить бюджетников к платным клиникам, истрачено почти
75 млн руб. (меньше половины плана). Удобнее и дешевле, чем вкладывать средства в ремонт, оборудование и улучшение работы муниципальных больниц.
«Так они сами не просят!»
Министерство здравоохранения Пермского края за 9 месяцев потратило 93% средств от плана (10 млрд 186 млн 405 тыс. руб.). Почему-то неиспользованными оказались средства резервного фонда правительства края, предусмотренные на реабилитацию (восстановительное лечение) пострадавших в клубе «Хромая лошадь». Якобы не было заявок от пострадавших. Заявки-то были, вот только то, что действительно нужно пострадавшим, край оплачивать не готов. Лучше оставить средства неизрасходованными (подробнее об этом на стр. 6-7).
«В связи с отсутствием обращений» вообще не освоены средства краевого бюджета на лекарства для тружеников тыла, из реабилитированных лиц только 3,4% получили лекарства за счет бюджета.
Заместитель краевого совета ветеранов Петр БОНДАРЧУК задал этот вопрос представителям правительства края на комитете по социальной политике, прошедшем в Законодательном собрании. «Представитель министерства здравоохранения сказала мне, что якобы они отоварили тружеников тыла по другим каналам… Никто не понял, по каким. Я попросил создать комиссию для проверки, почему эта статья бюджета не расходуется, но мое предложение принято не было. Значит, будем проверять самостоятельно», – пояснил Петр Иванович.
Исполнение по ежемесячным денежным выплатам пенсионерам, имеющим большой трудовой стаж, составило всего 17,4 тыс. руб. – 22% к плановым назначениям, причем запланировано-то было всего ничего – 78 тыс. руб.! Как следует из заключения аудиторов КСП, «низкое освоение средств связано со снижением численности получателей в связи с заявительным характером денежных выплат». Как пояснил Петр Бондарчук, заявки на получение компенсаций, может, и были бы, но «их выплачивают только малоимущим, а малоимущих в связи с «дотягиванием» пенсий до прожиточного минимума практически не осталось. Поэтому и деньги не истрачены. Конечно, мы против такого понятия, как малоимущность пенсионеров с большим трудовым стажем».
В Пермском крае вообще льготы оставлены только малоимущим – многодетные должны быть малоимущими, чтобы получить какую-то поддержку, одинокие матери должны быть малоимущими, пенсионеры тоже должны быть малоимущими... Это значит, что пенсия или зарплата должны быть меньше прожиточного минимума. А остальные – те, кто платит налоги, работал или работает на благо государства, сам растит детей, – ни на что не могут рассчитывать.
Продолжение в следующем номере.