№8 (558) 25 февраля 2012 года (PDF)

«Жуков»: правда и вымысел

№8 (558) 25 февраля 2012 года
Римма Лицман: «Человек живет не только ради страны, но и ради своих детей».

На Первом канале прошел фильм, посвященный маршалу Победы. Сериал из 12 частей рассказывает о жизни Маршала Советского Союза Георгия ЖУКОВА с июня 1945 года до его кончины в 1974-м (1896 г.р.).

24 июня 1945 года 49-летний маршал принимал на Красной площади легендарный парад Победы. После войны он стал настоящим национальным героем. Дома его ждала заботливая жена Александра Диевна Зуйкова (Елена Яковлева) и две дочери Эра (Мария Буравлева) и Элла (Кристина Брыкова). А с фронта в Москву вместе с ним вернулась любимая подруга Лидия Захарова (Любовь Толкалина), разделившая с ним все тяготы военного времени. Последнюю любовь в жизни Георгия Константиновича – врача Галину Семенову – сыграла Анна Банщикова.

После войны маршал впал в немилость – сначала Сталина, потом Хрущева, а затем и Брежнева. Был снят с поста министра обороны страны и отправлен командовать Одесским военным округом, затем Уральским (УрВО). После смерти Сталина и ареста Берии был вновь назначен министром обороны, но вскоре опять снят с должности.

Всю жизнь его сопровождали женщины, страдающие от этой политической чехарды так же, как и он. Вот, собственно, о чем фильм «Жуков». Именно любовной тематикой он и отличается от всех остальных «жуковских» фильмов про войну.

Дирижер и санинструктор

Сейчас почти не осталось в живых тех, кому посчастливилось видеть маршала воочию. Мы встретились с одним из таких людей. Это Римма Александровна ЛИЦМАН (на фото), вдова известного пермского музыканта Владимира ЛИЦМАНА (1920-2009), много лет возглавлявшего военный духовой оркестр пермского гарнизона.

– Мой муж неоднократно встречался с Жуковым. Поэтому в какой-то мере с ним была знакома и я. Когда мы приехали в конце 1950 года в Пермь, Жуков был командующим Уральским военным округом. По сути, отправлен был сюда в ссылку. Владимир Иванович в то время руководил военным оркестром в Красных казармах. Назывался он так: военный духовой оркестр войсковой части такой-то.

Муж окончил ускоренные курсы института военных дирижеров в Москве в 1949 году. Учился всего два с половиной года вместо положенных в мирное время пяти. Тогда, после войны, мужиков было мало, вот и стремились их быстрее выпустить в жизнь.

Володя закончил войну в Праге… санинструктором. Тогда все музыканты и штабные писари, то есть те, кто не ходил в атаку, имели по две воинских специальности.

Когда закончилась война, маршал Конев предложил Владимиру Ивановичу там, в Праге, организовать оркестр из освобожденных советских военнопленных. Что и было сделано. Это был первый оркестр моего мужа.

Сам Владимир Лицман родом из Украины. 1933 год выдался на редкость голодным, и его мать, чтобы он не умер с голоду, отдала его воспитанником в кавалерийское училище, где был оркестр. Играл Володя на валторне и барабане. Затем окончил музыкальный техникум в Тамбове. Затем – война.

– Вообще, его жизнь – уникальна, он человек интереснейшей судьбы: мальчишка-безотцовщина прошел всю войну от и до, и сам, без чьей-либо помощи, дослужился до полковника. Армия, как это сейчас ни кажется странным, сделала из него человека.

Когда Володя работал, нам некогда было предаваться воспоминаниям. Только после выхода на пенсию он стал мне все это рассказывать. Мы с ним прожили неразделимо почти шестьдесят лет. Я знала все его дела, образ жизни. По профессии я химик, проработала всю жизнь на заводе им. Калинина. Но вошла в его профессию, и даже не знаю, где свободнее себя чувствую – в музыке или химии? Я люблю его профессию, меня даже работники культуры считают своим человеком.

После работы каждый день спешила к нему – в Дом офицеров, где проходили танцы для военных. Одно время номера там объявляла 16-летняя Екатерина ШАВРИНА, известная ныне певица. Или в казармы – на репетиции. Ездили мы с ним и по гарнизонам в разные города.

Все аранжировки он делал сам, иногда Генрих ТЕРПИЛОВСКИЙ ему помогал, когда его сослали в Пермь в конце 40-х.

Три встречи с маршалом Победы

– Когда Жуков приехал в Пермь, навел шороху. Генералов ставил по стойке «смирно». Стал проводить бесконечные учения и проверки. Со 2 мая по 2 ноября 1951 года решил провести масштабные окружные учения в Челябинской области. Центром был выбран Бишкиль – деревня километров в семидесяти от Челябинска.

Офицеры, как и солдаты, жили в палатках и глиняных хибарах, где из мебели были лишь стол, стул да узкая кровать. Когда Жуков приезжал в Бишкиль, его все страшно боялись. Но очень уважали. Особенно офицеры-фронтовики. К тому времени их еще не всех разогнали и посадили. И мой муж с ним встречался.

Понятно, что маршала победы интересовала не музыка, а сами учения. Но Жуков очень любил музыку, даже сам играл на баяне.

…Вот зашел он однажды в палатку, спросил Володю, где тот воевал. Он ценил тех, кто воевал, кто прошел войну, относился к ним очень тепло. Спросил, как служба, как жизнь. «А баян у вас есть?» Играть особо, конечно, он не умел, но сыграл вальс «На сопках Манчжурии».

Вот так состоялось первое знакомство моего мужа с маршалом Жуковым.

Вторая встреча с маршалом связана с более торжественными событиями.

– Владимир Лицман приехал в Пермь из Вены, где командовал Парадным оркестром Группы советских войск. Привез много нот – марши, вальсы. Втянулся в работу. Оркестр нравился командиру, и тот выделил Володе комнату, случай по тем временам невиданный.

В конце 1951 года на конкурсе УрВО Володин оркестр занял первое место, и маршал Жуков лично вручил ему грамоту со своей подписью. Сейчас она хранится в краеведческом музее.

Это было второе наше знакомство с маршалом. В 1953 году Сталин умер, Жукова снова перевели в Москву, и по службе они больше не встречались.

Но была еще и третья встреча – в 1961 году.

– Мы тогда отдыхали в Гаграх «дикарями». За рубль снимали комнату и жили как вольные птицы… Идем как-то по набережной, и вдруг Володя видит Жукова. Он был в «гражданке», с третьей женой Галиной Александровной. Вроде, подойти поздороваться – неудобно... Поэтому мы за кустами обежали и вышли как бы навстречу.

Володя учтиво поздоровался, но узнал его Жуков или не узнал – сказать трудно, хотя на приветствие ответил.

Еще помню, что разговоры о Жукове шли на протяжении всей его службы в Свердловске. Говорили разное, но больше все же было правды. Жуков обладал манией величия, и это не всем нравилось. Будучи в Свердловске, он дал команду, и ему организовали конюшню, поскольку сам очень любил ездить верхом. Обучал верховой езде и своих дочерей Эру и Эллу, – как рассказывал майор Дворин, начальник той конюшни. Когда Жукова снова перевели в Москву, конюшню закрыли, а Дворина перевели в Пермь, где мы и подружились.

Фильм – правда

– Что можете сказать про фильм? Правдоподобно?

– В первой серии мне показалось, что Балуев не создает образа уверенного в себе маршала. У меня перед глазами стоял Михаил Ульянов, который очень походил на Жукова не только внешне, но и характером. Но от серии к серии, мне кажется, Балуев вошел в образ маршала очень точно. И в последних фрагментах мне он очень понравился. И неважно, что актер не слишком похож на Жукова. Иногда игра компенсирует несходство с прототипом. Балуев же в роль вошел, понял всю личность маршала. Я смотрела с огромным интересом, сопоставляла.

– А как другие исполнители роли Жукова? Например, в «Ликвидации» его роль сыграл Владимир МЕНЬШОВ.

– Меньшова не видела, да и других исполнителей тоже. Вообще-то, я кино по телевизору не смотрю, хожу в «Премьер», там несколько раз в неделю показывают классику и старые советские фильмы. А тут взяла телепрограмму – «Жуков»! Как не посмотреть? – сравнить с тем, что я знаю.

– В фильме маршал представлен как бы с другой стороны. В центре – личная жизнь, его взаимоотношения с женщинами, которых, как выяснилось, у него было несколько. Вас не смущает такая, скажем, легковесность персонажа, которого все привыкли видеть героем, полководцем?

– Что тут сказать?.. Это – жизнь. Кто еще поддержит мужчину, как не женщина? А на фронте у всех генералов были ППЖ – походно-полевые жены из врачей медсанбата или связисток из штаба.

Фильм тем и интересен, на мой взгляд, что Жуков представлен в новом качестве, но не героя-любовника, а человека неор-динарного, мятущегося, переживающего свое личное, как государственное. Его работа, взаимоотношения с руководителями страны, сослуживцами – фон, сцена, на которой и развивается личная жизнь. Ведь личная жизнь, каким бы ты ни был государственным деятелем, – все-таки главное. Человек живет не только ради страны, но и ради своих детей, ради своих близких.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка