Кирпич, панель и монолит
Массовое домостроение в Пермской области сдерживается развитием недорогих и эффективных технологий. По прогнозам экспертов, ситуация может измениться в течение ближайших пяти лет.
До последнего времени наиболее активно в Пермской области развивался сектор жилья повышенной комфортности. В то же время строительство средней ценовой категории и недорогая массовая застройка имеют отрицательную динамику.
По существу, кризис в строительной отрасли Прикамья имеет две причины. Первая – административные барьеры, длительное отсутствие четких правил, регламентирующих предоставление площадок под застройку. Фактор этого же порядка – навязывание предприятиям возведения инфраструктуры, в первую очередь, прокладки коммунальных сетей. Другая же причина депрессивных тенденций – отсутствие новых технологий, которые в значительной степени влияют на удешевление объектов недвижимости. В существующих условиях многие предприятия сталкиваются с необходимостью первоначальных и значительных капиталовложений. Например, суммарные затраты на покупку оборудования для каркасно-монолитного домостроения составляют порядка 10 миллионов рублей (при сроке окупаемости в 1,5–2 года).
О перспективах внедрения новейших технологий в Пермской области "ПО" беседует с генеральным директором ЗАО "Камтрансстрой" Ювилем КАЛЛЮ.
– Сегодня в Прикамье появилась опасность того, что многие предприятия покинут строительную отрасль. Действительно ли это может произойти? Кто особенно уязвим в нынешних условиях?
– Эту возможность исключить нельзя. Дело в том, что ситуация на рынке строительства непростая. Рынок уже давно перестал быть активным. С другой стороны, в Прикамье нет достаточного анализа ситуации – не развит маркетинг строительной отрасли.
Например, мы возводим объект по улице Малкова – четыре секции жилого дома (одна из них – кирпичная, остальные – монолитно-каркасные). Первую секцию мы планируем вводить в августе–сентябре, в конце года – еще две, а последнюю – в 2004-м. По этому объекту на сегодняшний день мы заключили договоров на 50%. По ним внесено 60% денежных средств. Остальное – кредиты, а они не такие уж дешевые. Это означает, что развивать новые проекты сложно. А некоторые компании, у которых нет резервов с точки зрения снижения себестоимости, могут стать полноценными банкротами. В условиях падающего рынка свободных инвестиций не хватает. Поэтому сейчас в строительстве наступил непростой момент.
К счастью, с "Камтрансстроем" этого произойти не может – по нескольким причинам. Во-первых, мы стараемся работать сбалансированно. Дело в том, что возможностей работать над большим числом объектов хватает. Но нужно реально взвешивать свои возможности. Поэтому мы возводим пока только пять объектов. Во-вторых, мы четко делим сферы работы с компаньонами. Их задача – искать инвестиции, наша – строить. И в-третьих, мы внедряем технологию монолитно-каркасного домостроения. Она подразумевает резервы для себестоимости строительства.
– Каковы в целом преимущества монолитно-каркасного домостроения перед панельным и кирпичным?
– Практика показала, что каркасное строительство дешевле кирпичного. Хотя, может быть, и не дешевле панельного. Но есть очевидные преимущества. Прежде всего, планировка может быть свободной. Это представляет особый интерес для потребителей. С другой стороны, мы не так зависим от поставщиков. В кирпичном строительстве используются плиты-перекрытия. Нестандартные производят лишь два завода – ЖБК-1 и Оверятский завод железобетонных изделий. Только их плиты подходят для необычных объектов, а значит, для привлекательного строительства. Но возможности не сразу приближаются к потребностям, а это означает дополнительные затраты.
Мы зависим только от бетона и арматуры. И, конечно, в немалой степени от погодных условий. Ниже -15 градусов нельзя укладывать бетон, зато можно заниматься другими делами – арматурой, отделкой. У нас длинная зима, но моментов для строительства достаточно.
Существуют, конечно, дополнительные расходы на содержание бетона, но они незначительны, и то лишь в зимние периоды.
Очень важно также, что монолитное строительство – самое надежное с точки зрения устойчивости. На Урале присутствует сейсмическая активность. С другой стороны, бывают ведь и чрезвычайные ситуации. При взрыве кирпичное здание рухнет, а наше выстоит.
Архитектура зданий тоже выигрывает. Пусть не обидятся коллеги, но при панельном домостроении архитектуру часто изменить нельзя, как при монолитно-каркасном строительстве.
– При очевидных преимуществах технология в Пермской области остается весьма не развитой…
– Сложно ответить, почему. Но я чувствую, что развитие этого метода в ближайшее время начнется. Есть ведь и еще одна проблема. В Пермской области никто не проектировал для каркасного способа строительства. Поэтому мы обменивались опытом с самарцами, тольяттинцами. И сейчас наши проектные институты – "Ураллеспроект", институт "Константа" – могут проектировать для "Камтрансстроя".
А этот способ будет востребован в ближайшие годы. Хотя мы не должны останавливаться на достигнутом. Существуют и другие технологические решения. Например, сочетание монолитного каркаса с использованием плит ЖБК-1 – еще один вариант снижения себестоимости.
С другой стороны, как внедрять новые технологии, когда рынок неактивен? Ведь нужны первичные затраты. А в депрессивный период оборотные средства практически отсутствуют. И брать кредиты рискованно, ведь неизвестно, когда активизируется рынок.
– Как выглядит Прикамье по сравнению с другими регионами в отношении технологических нововведений?
– Я был в Тольятти и поразился. В одном небольшом микрорайоне – здания всех типов строительства: кирпичный способ, каркасно-монолитное, система "куб", панельный способ. Это говорит о том, что люди ищут, какая технология интереснее. Мы же в этом пока проигрываем. Или возьмем для примера Липецк – маленький российский город, там монолитно-каркасным строительством занимаются уже давно. Но внедрение технологии – не самоцель. Нововведения должны соответствовать потребностям потребителя.
Беседовал Иван Колпаков