О чем знают депутаты Законодательного собрания, но не знают жители Пермского края.
Разве нет коррупционной составляющей в перемещении одних и тех же людей из бизнеса в органы власти, принимающие для этого бизнеса важные решения, и, наоборот – из власти в бизнес? В конце концов, круг претензий пермяков по необоснованным нормативам, завышенным тарифам на жилищно-коммунальные услуги должен сузиться именно до этого вопроса: кто правит бал, по чьей вине в платежках пермяков появляются именно эти – дикие – цифры? Ведь это вечное правило: искать, кому выгодно.
Итак, кому выгодно, чтобы тарифы и нормативы безудержно росли? Вряд ли власти как таковой – к чему лишняя социальная напряженность? Вряд ли управляющим компаниям и ТСЖ – они всего лишь посредники между населением и ресурсоснабжающими организациями… Значит, ресурсникам, монополистам – ведь от тарифов зависит их бизнес, их прибыль.
И вот здесь Региональная энергетическая комиссия (РЭК), по идее, должна быть регулятором, созданным государством для защиты интересов населения. Но этого не происходит.
РЭК почему-то занимает сторону монополистов. Судите сами: у той же «Пермской сетевой компании» (ПСК) растут потери на сетях (в 2008-м – 370,4 тыс. Гкал, а в 2010-м – 454,7 тыс. Гкал), но РЭК не снижает им плановые показатели, включаемые в тариф, – удовлетворяет все «хотелки». И это несмотря на то, что каждый год для компании утверждают в составе тарифа так называемую «инвестиционную составляющую», тратить которую она должна на работы, ведущие к снижению потерь.
Но как при таком добродушном подходе РЭК будут снижаться потери?
Энерголоббисты
Тарифы на тепло, воду, газ, свет в Пермском крае утверждает РЭК. Прочтите, с кем она «дружила» и «дружит», и ответьте: в чьих интересах формируются тарифы в Пермском крае?
Начиная с 2000 года, с работой комиссии были тесно связаны:
Аркадий КАЦ – был председателем РЭК Пермской области в 2001-2004 годах, сейчас депутат Пермской городской думы, бывший сити-менеджер (глава администрации) Перми.
В 2001-2006 годах избирался в состав совета директоров АО «Перм-энерго». В 2010 году ушел в энергетику, принял предложение от ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (ТГК-9) войти в состав совета директоров. Возглавил при совете профильный комитет.
Сергей БОГУСЛАВСКИЙ – был исполнительным директором РЭК. В 2003 году ушел и до 2008-го работал директором по управлению проектами ОАО «Российские коммунальные системы», вице-президентом ООО «Евразийское водное партнерство». Заместителем руководителя филиала ЗАО КЭС по теплоснабжению назначен в ноябре 2008 года. В 2011-м стал директором пермского филиала ОАО «ТГК-9». 4 декабря 2011 года избран депутатом Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5.
Алексей ХРАПКОВ – тоже поработал в РЭК, сейчас министр градостроительства и развития инфраструктуры правительства Пермского края.
А. Храпков – из серии политиков-чиновников-«газовиков»: в 1997-2001 годах – экономист филиала ООО «Межрегионгаз» в Пермской области, с 2001 по 2003 год – начальник отдела ценных бумаг ООО «Пермрегионгаз», в 2003-2006 годах – заместитель председателя, председатель РЭК. В 2000-2003 годах – депутат Пермской гордумы. В 2006 году – начальник управления ЖКХ администрации Перми. В сентябре 2006 года назначен заместителем главы администрации Перми (курировал вопросы, конечно же, коммунального хозяйства, благоустройства и транспорта). В 2010 году назначен первым замминистра градостроительства Пермского края. В 2011 году стал министром.
Олег ЖДАНОВ – РЭК подчинялась ему, когда он был первым заместителем губернатора Пермской области. А сейчас он директор филиала ОАО «МРСК Урала» – «Пермэнерго» и депутат ЗC Пермского края.
С 2004 года штатное расписание РЭК утверждалось губернатором Пермской области Олегом ЧИРКУНОВЫМ. Учредителем РЭК является правительство Пермского края, возглавляемое до недавнего времени Валерием СУХИХ, а сейчас Михаилом АНТОНОВЫМ. РЭК, кстати, и цены на лекарства регулирует – а «главный фармацевт» в крае известно, кто…
Максим ШЕЙФЕЛЬ – с 2006 по 2008 год руководил РЭК. Потом ушел в департамент экономического развития аппарата правительства Пермского края. Но и там долго не задержался, уволился в 2008-м же году, по собственному желанию. Теперь он директор по тепловому бизнесу компании «КЭС-Холдинг», объединяющей энергетические активы «Реновы» Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА.
Вот так просто открывается этот ларчик…
В 2010 году председателем РЭК Пермского края назначен Павел ИВАШКИН. Он родился в 1974 году. Окончил ПГТУ по специальности «инженер-электрик». С 1996-го работал электромонтером в Пермском районном нефтепроводном управлении ЛПДС «Пермь», затем в Пермском ЛПУМГ ООО «Пермтрансгаз», МУП «Пермгоркоммунтепло». С 2006-го – начальник отдела развития энергетики министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края. С октября 2009-го – и.о. председателя РЭК Пермского края. С 2010-го – председатель РЭК Пермского края. Ивашкин, скорее, зиц-председатель, как Фунт в «Золотом теленке».
А кто реально определяет правила игры и руководит РЭК – это те, чьи интересы представляет группа энерголоббистов. Подсказка: это не население Пермского края.
Судиться с ними?
Ассоциация ТСЖ «Пермский стандарт» объявила на прошедшей неделе о том, что намерена судиться с РЭК по вопросу пересмотра тарифов на тепло в 2012 году. Основывать свой иск пермские ТСЖ будут на данных, озвученных Контрольно-счетной палатой Пермского края. Напомним, аудиторы КСП провели проверку и признали необоснованно завышенными тарифы на тепло в 2008-2011 годах. В связи с этим, представители общественности пытались договориться с правительством края о введении моратория на повышение тарифов в текущем году, но переговоры пока не увенчались успехом.
Набираются добровольцы для подачи исков на РЭК Пермского края – как ТСЖ, так и отдельные собственники. Контакты можно узнать в редакции «ПО».
Финансовое обеспечение деятельности РЭК (2008-2011 гг.)
Показатель
|
2008
|
2009
|
2010
|
Экспертный расчет на 2011 г.
|
Штатная численность РЭК, ед.
|
22
|
19
|
19
|
26
|
Фактическая численность РЭК, ед.
|
16
|
18
|
18
|
18
|
Фактические расходы на содержание РЭК, тыс. руб.
|
10 585,1
|
11 000,0
|
10 159,1
|
13 068,8
|
Фактическое содержание 1 единицы, тыс. руб.
|
661,6
|
611,1
|
564,4
|
726,0
|