№121 (19) 26 мая 2003 года

Звезда балета - в школе

№121 (19) 26 мая 2003 года
Екатерина МАКСИМОВА: "Не могу сказать, что мне нравится, когда на балетную сцену выходят "топ-модели".

Народная артистка СССР Екатерина Максимова прибыла в Пермь всего на несколько дней. Во-первых, для того, чтобы принять госэкзамены в Пермском хореографическом училище (Максимова - председатель госкомиссии), во-вторых, чтобы принять участие в Международном фестивале "Дягилевские сезоны". Здесь она посмотрела несколько балетных премьер, а также впервые поставленную Пермским театром оперы и балета на русском языке оперу "Лолита". По ее словам, все премьерные постановки театра ей показались заслуживающими внимания. Корреспондента "ПО" особенно интересовало, в каком направлении движется современный балет?

- Екатерина Сергеевна, насколько необходимо, на Ваш взгляд, создание единого культурного пространства?

- Совершенно необходимо. Все стремятся к созданию более плотного пространства. Развивающиеся технологии этому способствуют. И это не отменяет сохранения индивидуальности каждой школы, потому что они хороши своим отличием. Искусство ведь очень индивидуально, здесь нет и не может быть никаких единых, объективных критериев, следуя которым можно сказать, что хорошо, что плохо. Взгляд на искусство - очень относительная вещь.

Желание объединяться - это стремление не к подавлению индивидуальности, потому что чем больше человек знает, чем больше впитывает в себя культур, разных школ, тем становится умнее, глубже и разностороннее. Это так же, как с чтением книг: чем больше вы их прочитали, тем глубже и интересней становитесь сами. А не растворяетесь в гениях. Они не раскалывают ваше сознание на сознание Достоевского, Толстого, Чехова, а делают более сложным ваше собственное.

- Возможно ли восстановить хореографию Петипа?

- Думаю, что нельзя. Театр - это не музей. Он жив тем, что идет наравне со временем. Актеры сегодня говорят по-другому, танцуют по-другому. Качалов, Мочалов - гениальные актеры своего времени, но если бы они вышли на современную сцену, то их вряд ли кто-нибудь понял и, вообще, стал бы слушать. Искусство все время развивается, обогащается, накапливает опыт.

Сегодняшнее поколение не танцует так, как это делали мы. Сейчас на первый план выступает техника. Балетная пластика берет много от гимнастики, испытывает влияние других видов искусства. Я знаю массу вещей, которые менялись в классических балетах еще тогда, когда я танцевала. Все время появляется новая эстетика, она изменяется не менее стремительно, чем мода.

Скажу больше. Когда Петипа ставил балеты, мужского танца не было, дама делала два тура, мальчики танцевали мазурку. Сегодня на таком балете вы просто заснете и больше в театр не придете. Новую эстетику вносят талантливые балетмейстеры и артисты-новаторы, революционеры в своем деле. Нижинский, например, который начал совершать прыжки на сцене. Но если бы сейчас танцовщики прыгали на ту высоту, на которую прыгал он, то их из театра бы просто выгнали.

Восстановить хореографию Петипа можно так, ради любопытства, она будет выглядеть, всего лишь, как старые картинки.

- Новаторам всегда приходилось нелегко:

- Да, естественно. Когда Владимир Васильев в первый раз танцевал Дон Кихота, не поменяв, но усилив некоторые вещи, это был целый скандал. Придя за кулисы после спектакля, я увидела его в окружении сотрудников театра и молодежи. Они сошлись, словно стенка на стенку. Я думала, что или Васильева растопчут, или будет побоище. Молодежь говорила, что то, как он танцевал, - потрясающе. Они увидели, что надо теперь делать в танце, к чему стремиться. А группа более консервативных людей возмущалась, Васильева обзывали мальчишкой и требовали покинуть театр. Это были 60-е годы, еще не было видео и такого количества поездок за границу. Но когда мы приехали в 1964 году на конкурс в Варну, увидели, что почти все артисты па-де-де танцевали так же, как он. И при этом говорили, что танцуют Петипа. Да, это не меняло стиль и индивидуальность открытий хореографа, а вносило в его хореографию новые краски, динамику. Не секрет, что многие известные люди говорили, будто не надо экспериментов, не надо покушаться на святое!.. То же самое было, когда в балет приходили Нижинский, Чабукиани, Плисецкая, они вносили в театр свою эстетику. Потом все танцевали так, как они, и никто не хотел возвращаться к старому.

- Специалисты говорят, что сейчас маленьких девочек в балет не берут. Это что, высокая мода, эталон красоты так повлияли на балет?

- Дело даже не в этом. Люди стали просто выше, совсем маленьких почти нет. Но, должна сказать, что когда на сцену выходят "топ-модели", мне не нравится. Хотя среди высоких балерин есть очень изящные.

- А в каком направлении движется балет сегодня?

- Вперед: Искусство не развивается плавно, равномерно. Все происходит волнами. Вдруг появляется плеяда великолепных танцовщиков, потом рождаются талантливые композиторы. Сейчас, на мой взгляд, таких, чтобы "ах", нет, но они непременно появятся.

- Как Вам кажется, цивилизация и искусство антагонистичны? Цивилизация против искусства?

- Цивилизация за искусство. Искусство людям нужно. Если бы это было не так, то мы бы наблюдали пустые залы. Когда началась перестройка, я с ужасом смотрела на то, что в зале сидят одни бабушки. Но прошло каких-нибудь два-три года, и в театрах снова появилась молодежь. И сейчас залы полны молодежи.

- Каков уровень молодого поколения танцовщиков в Пермском училище?

- От госэкзаменов, которые я принимала в этом году, у меня хорошие впечатления. Есть неплохие классы, мальчики и девочки хорошие. Материал, естественно, неровный. Но чувствуется высокая культура школы и ее традиции.

- Вы часто бываете в Париже. Насколько русский балет там актуален?

- Судя по тому, что наши артисты все время приглашаются в Париж, интерес есть. В репертуаре театров присутствует вся русская классика: "Лебединое озеро", "Спящая красавица"... И не только балет, но и драматические спектакли. Чехов, Достоевский по-прежнему интересны европейскому зрителю.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка