№51 (601) 22 декабря 2012 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№51 (601) 22 декабря 2012 года | Проект
Екатерина ОБОРИНА

Изнутри наружу

... а Петер Цумтор считает, что каким бы ни было новое здание галереи, деревянным богам в нем будет хорошо
... а Петер Цумтор считает, что каким бы ни было новое здание галереи, деревянным богам в нем будет хорошо

Швейцарский архитектор Петер Цумтор представил свою концепцию нового здания Пермской художественной галереи.

История знакомства швейцарского зодчего с пермскими чиновниками началась года два назад, при губернаторе Олеге ЧИРКУНОВЕ и «культурном» министре Борисе МИЛЬГРАМЕ. Им и пришла в голову идея поручить Цумтору проект новой галереи. За деньгами дело не встало. Швейцарец взялся за идею. Проект уже почти был готов (как и множество других дорогих «картинок», сделанных при Чиркунове), но сменился губернатор… К теме вернулись в конце нынешнего лета, проект галереи заложили в бюджет, правда, сумму урезали в три с лишним раза, теперь она составляет «всего»

1 млрд 200 млн руб. против семи запланированных ранее. Министр строительства и архитектуры Дмитрий ШАПОВАЛ и вице-премьер Надежда КОЧУРОВА съездили в страну банков, часов и сыра, поговорили с Цумтором, и тот вернулся к своему проекту в «новых» финансовых условиях.


Мысли художника

18 декабря он представил на суд небольшой группы представителей общественности (в основном, архитекторов) свой проект.

Губернатор Виктор БАСАРГИН, открывая заседание, отметил:

– Было много споров: будем продолжать – не будем, будем продлевать контракт – не будем?.. Вопрос непростой. Но независимо от сегодняшней встречи, будем сотрудничать.

Собственно, новый проект – даже не проект, а скорее концепция, набросок, эскиз – мысли художника в виде компьютерной графики.

Петер Цумтор подошел к экрану, и когда на нем возник первый набросок, торжественно сказал:

– Мы подписали контракт пару часов назад. Моя работа была приостановлена на несколько месяцев из-за смены политической ситуации. Поэтому сейчас я рад тому, что у меня снова появился заказчик. Работа идет, и мы можем ее обсудить. Поехали!

Итак, новое здание будет двухуровневым. Пока неизвестно, какова его площадь и из каких материалов оно будет сделано. На первом, подземном, этаже – вспомогательные помещения: хранилища, библиотека, лектории, кафе и так далее. На втором – непосредственно выставочные залы. Здание должно располагаться на склоне Слудской горки от Соборной площади к Каме, к выходу на набережную. Высота – всего 12 м, из них пять – высота подвала (цоколя), высота наземного сооружения у здания ВКИУ – семь. Но высота этих выставочных залов непо-стоянна: в одних залах, в зависимости от экспозиции, высота по 4 метра, в других – по пять, в третьих – по шесть и так далее.

– Я полюбил вашу деревянную коллекцию. Мы ее перемещаем на расстояние непосредственной близости к историческому месту – рядом с собором. Это место имеет и каноническое значение. Мое намерение – добиться соседства, которым можно гордиться.


Город в городе

Сама выставочная территория музея – своеобразный «город в городе», со своими «улицами», «домами» и «скверами». Здесь все сделано не как в обычных музеях, где «из зала в зал переходя, движется народ». Здесь все по-другому, возможно, в этом и кроется «фишка» швейцарца.

«Дома» (замкнутые пространства) – это постоянная экспозиция, в центре каждого – ценнейший экспонат деревянного зодчества, «улицы» – меняющаяся экспозиция. Возможно, на «улицах» и будут вывешены живописные полотна, правда, Цумтор этого не уточнил. В своем выступлении архитектор непонятно почему коснулся только деревянной скульптуры, совсем обойдя своим вниманием, к примеру, живопись.

– Мое видение нового музея таково. Мы должны идти изнутри наружу. Мы должны беречь старое и не забывать о нем, создавая новое. Это должен быть аутентичный музей. Я посмотрел множество русских храмов, и если мне повезет, то я смогу построить музей, похожий на них.

Правда, на храм новый музей не похож совсем. В плане, если смотреть сверху, оно напоминает одноклеточную инфузорию-туфельку. Со стороны же Камы, если опять же судить по эскизам Цумтора, музей выглядит как сплошная стена или экран, огороженный забором.

– Мне грустно, когда музей считают забором. Не мне об этом говорить, но когда я где-то что-то строю, то туда едут люди и смотрят на это здание, – улыбаясь, проговорил он в ответ.

Хуже не будет

Поскольку Цумтор делал свои «мысли архитектора» в Швейцарии по памяти да по фотографиям, то, снова прибыв в Пермь и посетив место «дислокации», поменял свое представление. Лестница от Соборной площади к набережной должна быть сдвинута в сторону Речного вокзала, а сама «инфузория» – в сторону ВКИУ, чтобы не заслонять вид с площади и Комсомольского проспекта на Каму.

По словам Цумтора, он все предусмотрел, и теперь ждет не дождется, что скажет общественность.

Не всем представителям общественности идеи Цумтора пришлись по душе. Правда, все замечания касались, в основном, технической стороны, например, согласован ли вопрос строительства с руководством железной дороги, не будет ли музей загораживать Кафедральный собор, не помешает ли музей виду на Каму со стороны Соборной площади, и так далее. Единственная, кто рассыпалась в дифирамбах швейцарцу, была президент ПГХГ Надежда БЕЛЯЕВА.

Два часа обсуждения пролетели незаметно. Подвел его итоги сам Цумтор:

– Через два месяца я смогу показать вам уже готовый проект. Хуже, чем этот, он не будет. Будет готов макет, много макетов, они будут выставлены на всеобщее обсуждение.

Мы не знаем, будут ли вы-ставлены макеты нового музея на всеобщее обозрение или нет, но одно известно точно: Цумтор не привык работать с общественностью, он, в основном, выполняет частные заказы, в нашем же случае его единственный заказчик – губернатор. Похоже, что проект губернатору понравился. Во всяком случае, так следует из его слов:

– Это будет речной фасад Перми. Сам проект рассчитан на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в это пространство. Каждое дальнейшее движение будет обсуждаться. Дай бог, чтобы всё получилось, и галерея обрела новую жизнь.

 комментарии

Юрий ЛАПШИН, художник:


– Я очень хорошо знаю художественную ситуацию в Перми и в России. Много раз выставлялся в галерее, и мне всегда не хватало места. Никогда настоящий архитектор не выйдет на общественную аудиторию, если не знает на 80-85 процентов, кто и из чего будет строить. Я бы пожелал продолжить работу именно в этом направлении.





Андрей БЕЛАВИН, доцент ПГПУ:


– Париж привыкал к Эйфелевой башне 50 лет, пермяки, может быть, тоже привыкнут.


Геннадий ИГОШИН, бывший главный архитектор Перми (1970-1997):


– Мы видим здесь работу мастера. Но меня не убедили его аргументы. Мы загоняем себя в тупик. Со стороны Камы мы увидим забор. В Москве снесли гостиницу «Россия» потому, что она заслоняла собой вид на храм Василия Блаженного и на Кремль. Получается, что г-н Цумтор обращается с нами не по-товарищески. Хотя для такой концепции галереи трудно найти подходящий участок.





Олег ОЩЕПКОВ, бывший министр культуры (при котором впервые заговорили о строительстве нового здания ПГХГ):


– Мне надоела открыточная Пермь, а это – новая возможность взглянуть на Пермь иначе.





Надежда БЕЛЯЕВА, президент ПГХГ:


– Мы вас любим, Петер! Только вы можете сделать это. Я раз в месяц проезжаю по Камскому мосту, вижу здание галереи и военного института. Они сейчас не в лучшем состоянии. Одному зданию 250 лет, другому – 50. И вот тут возникает этот прозрачный корабль, который будет светиться и днем и ночью. Он поведет нас в новое время, в интересное время сочетания XX и XXI веков. Петер сегодня делает смыслы, и эти смыслы несут в себе новое восприятие жизни!





Петер ЦУМТОР, архитектор:


– Я работаю над проектом как поэт, который создает поэму. Мои заказчики не должны разбираться в поэзии, но они должны знать, что поэзия существует. Если они это знают, мы можем работать вместе. Своих заказчиков я учу, и постепенно до них начинает доходить смысл. Но для начала они должны быть открытыми для понимания того, что такое хорошая архитектура.

 

Просмотров: 796


Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
репортаж
комментарии НЕДЕЛИ
ну и ну!
Я же говорил!
имущественный спор
аватар
противостояние
Проект
итоги
колонка редакции
герой времени

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта