№14 (615) 6 April 2013
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№14 (615) 6 April 2013 | Территории
Влад Павлов

Чинить реформу

Игорь ВАРУШКИН:
Игорь ВАРУШКИН:

 

В Пермском крае полным ходом идет муниципальная реформа. Зачем и кому она нужна? 

Работа ведется в нескольких направлениях. Как отмечает глава Лобановского поселения Игорь ВАРУШКИН, это “краевой тренд”. Задает тренды, очевидно, губернатор Виктор БАСАРГИН, заявивший о необходимости реформы еще прошлым летом.

Следует напомнить, что это уже вторая волна муниципальной реформы в Пермском крае. Первая проходила в 2004-2006 годах, и по ее итогам в крае была создана двухуровневая система местного самоуправления, состоящая из 347 муниципальных образований.

В конце января новый глава администрации губернатора Дмитрий САМОЙЛОВ выступил с докладом на заседании политсовета. Он рассказал, чем эта система не устраивает краевые власти, указал на существующие проблемы – низкий налоговый потенциал, высокий уровень дотационности, дефицит управленческих кадров, недовольство населения, постоянные конфликты между главами районов и поселений. И предложил несколько вариантов реформирования территорий. Однако на многих территориях реформирование превратилось в политическую игру местных элит.

 

Укрупнение через объединение

В настоящее время в Пермском районе происходят два объединения. Одно крупное – объединяются Лобановское, Кояновское и Мулянское поселения, и одно поменьше – Савинское и Соколовское. Несмотря на то, что официально объединения только должны состояться, говорят о них уже как о состоявшихся. И заместитель главы администрации района Владимир ЗАЛАЗАЕВ и глава Лобановского поселения Игорь Варушкин к объединению относятся оптимистично и с энтузиазмом.

Игорь Варушкин в беседе с “ПО” рассказал о том, что в начале февраля проходило совещание глав поселений, на котором глава Пермского района Александр КУЗНЕЦОВ предложил поселениям рассмотреть возможность объединения. Те обсудили между собой возможные варианты и согласились.

Владимир Залазаев рассказывает, что объединения в Пермском районе администрация начала производить еще в 2009 году, и пока об этом никто не пожалел. Все территории района – дотационные, зачастую собственного дохода хватает только на содержание аппарата администрации, а объединившись, у поселений появляется множество возможностей.

“Объединившись, у территорий появляется общий бюджет, с помощью которого у них получается постепенно решать вопросы газификации, благоустройства, переселения граждан из ветхого жилья”, – рассказывает Залазаев.

Кроме того, объединение поселений позволяет сэкономить расходы на содержание чиновничьего аппарата. “Были три администрации – стала одна, – объясняет Владимир Залазаев. – В первую очередь, сокращаются расходы на бухгалтерию и общих специалистов”.

Игорь Варушкин рассказал, что решение об объединении было принято демократическим путем – депутаты вышли к населению с предложением, провели публичное слушание, а после этого уже приняли решение об объединении. “Главное – донести до народа, что от этого станет только лучше. Бюджет больше, возможностей больше”, – поясняет Игорь Варушкин. – У Лобаново есть деньги, у Мулянки – земли. Территория Лобановского поселения окружена федеральными землями. Вывод федеральных земель в любой другой вид собственности – сложная процедура. Почти такая же ситуация и в Кояновском поселении. А вот в Мулянском поселении кардинально другая ситуация. Там достаточно серьезный муниципальный земельный ресурс, который дает возможность привлекать инвесторов для жилищного и производственного строительства”.

Изначально к новому Лобановскому поселению должно было присоединиться еще и Юговское, но в последний момент депутаты этого поселения от объединения отказались. Глава поселения Анатолий ПЕТУХОВ объяснил это удаленностью будущего центра (п. Лобаново) и финансово-экономической невыгодностью.

От проведения референдумов поселения отказываются – это дорого и долго.

По итогам объединения поселения должны будут получить общий бюджет и единую централизованную власть. А в поселениях останутся управы. Их преобразуют из нынешних администраций, оставив только специалистов нужных в поселении. К реализации этого варианта директор Центра избирательных технологий Людмила ОЗНОБИШИНА относится отрицательно и со скептицизмом заявляет, что управы просуществуют недолго – потом их сократят, и жителям придется ездить в центральное поселение.

 

Создание городских округов

После своей победы на выборах новый глава Краснокамского р-на Юрий КРЕСТЬЯННИКОВ одной из первоочередных задач называл создание городского округа – еще один возможный вариант реформирования, при реализации которого сельские поселения присоединяются к городскому и образуют общую административную единицу. Многие ставили актуальность этой инициативы под сомнение – дескать, какой смысл проводить реформу накануне выборов мэра.

Людмила Ознобишина рассказала, что власти в этом году проводить реформу не планировали, но тут появились краснокамские депутаты Игорь МАЛЫХ и Ольга КОЛОКОЛОВА, которые реформу решили использовать в своих политических целях.

Действовали они по принципу “ни себе, ни людям”. Дело в том, что Ольгу Колоколову называют основным оппонентом действующего мэра Юрия ЧЕЧЕТКИНА на будущих выборах.

Колоколова продвинула через своего отца, депутата земского собрания Краснокамского р-на, инициативу реформирования самоуправления по “ленинградскому” варианту, при котором мэр становится фигурой номинальной и реально власти не имеет. Очевидно, ее такой вариант устраивает, однако абсолютное большинство городских депутатов это предложение не поддержало.

Людмила Ознобишина: “В Краснокамске еще будут будоражить народ, но решение принимают депутаты гордумы. Опрос, который проводил Александр НОДА (социологическое агентство СВОИ – прим. ред.), показал, что народ поддерживает создание округа. Но считаю, создавать его надо после выборов главы городского поселения. Эта работа требует подготовки и, самое главное, разъяснительной работы с людьми”.

С ней не соглашается политтехнолог Александр ПАХОЛКОВ. По его мнению, в Краснокамске много самостоятельных политиков, которые не смогут объединиться для принятия такого решения. Он считает, что в районе скорее сработает “ленинградский” вариант.

 

“Ленинградский” вариант

Суть его в том, что все местные (поселковые и городские) полномочия передаются на уровень районной администрации. Свое название он получил за то, что широко используется в Ленинградской области.

Именно этот вариант был рекомендован для реализации реформирования в Добрянском р-не.

Добрянский район готов к тому, чтобы пойти по “ленинградскому” пути, там как минимум два крупных поселения – Добрянка и Полазна, традиционно конкурирующих друг с другом, и было бы правильно не перетягивать каждому из них одеяло на себя, а передать полномочия исполнительной власти на районный уровень”, – поясняет политконсультант Николай ИВАНОВ.

Подготовка к объединению началась еще полгода назад, но так как в случае объединения произойдет сокращение чиновников Добрянки и их хозрасходов, нашлись недовольные. Эта команда развернула активную кампанию против реформы, предложив вариант отделения Добрянки от района по примеру таких крупных городов, как Березники. При этом использовались классические выборные технологии – агитация, заказные публикации в СМИ и собственные газетки, в которых рассказывалось, как хорошо будет жить город после отделения.

В настоящее время работа по отделению прекращена. Прошли общественные слушания по вопросу создания единой администрации. Теперь на очереди депутаты, которые должны принять решение.

“На мой взгляд, рабочий вопрос улучшения качества управления в территориях попытались превратить в выборную кампанию”, – комментирует ситуацию Людмила Ознобишина.

На этом можно подвести некоторый итог. Неплохая изначально инициатива превратилась в еще один способ продвижения своих политических интересов и сведения счетов между различными местечковыми элитами, которых интересы простых граждан, похоже, совсем не интересуют.

 

Николай ИВАНОВ, политконсультант:

– Я убежден, что муниципальная реформа в Пермском крае необходима. В свое время губернатор Олег ЧИРКУНОВ слишком буквально, на мой взгляд, реализовал в регионе ФЗ № 131, известный как “закон Козака”. В итоге, вместо заявленного этим законом приближения власти к народу, мы получили рост количества поселений и, соответственно, чиновников в геометрической прогрессии.

Кроме того, с муниципального на поселенческий уровень были переданы многие важные полномочия, которые не получили никакого финансового обеспечения. Реализация закона привела лишь к росту протестных настроений, поскольку люди увидели только рост числа чиновников, которые не могут решить их проблемы, а лишь конфликтуют между собой, перекладывая ответственность за решение проблем с районного уровня на поселенческий и наоборот.

Поэтому укрупнение властных органов на территориях жизненно необходимо. И здесь администрация губернатора взяла абсолютно верный курс. Другой вопрос – как и по какому сценарию такое укрупнение должно происходить.

Просмотров: 815


Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Добавлено: 08.04.13 | Автор: 
Почти как в известной басне? \"... А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь\".
Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
Ну и ну!
Территории
Откровенный разговор
Бизнес
Безопасность
Аватар
Масс-медиа
Здравоохранение
Жилищный вопрос
Колонка редакции
Ситуация
Наш герой
Комментарии недели

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта