№57 (709) 5 июля 2014 года (PDF)

Сиротский край

№57 (709) 5 июля 2014 года
Если общероссийский показатель брошенных детей не превышает 2,4%, то в Прикамье он достигает 3,2% Если общероссийский показатель брошенных детей не превышает 2,4%, то в Прикамье он достигает 3,2%

Прикамье – на первом месте в ПФО и в тройке в стране по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

На заседании Общественной палаты Пермского края детский омбудсмен Павел МИКОВ поделился новостью: на днях он будет ходатайствовать перед комитетом Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей о скорейшем принятии закона, согласно которому российским детским домам появится альтернатива в виде профессиональной семьи. Но что она будет представлять собой и сможет ли заменить сиротское учреждение, детский омбудсмен не пояснил.

 

Зато рассказал об основных требованиях к будущим кандидатам в профессиональные родители. Так, они должны будут иметь профессиональное медицинское или педагогическое образование, и пройти курсы повышения квалификации перед тем как возьмут ребенка в семью.

 

Для Пермского края новая законодательная инициатива, обсуждающаяся в Госдуме, особенно актуальна, так как наш регион – лидер в ПФО по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И если общероссийский показатель брошенных детей по отношению ко всем остальным не превышает 2,4%, то у нас достигает 3,2%. По итогам прошлого года из 600 детей-инвалидов, оставленных родителями, в семьи взяли только 19.

 

Но если детский омбудсмен эту ситуацию считает катастрофичной, его оппонент замминистра социального развития Пермского края Сергей БОЛЬШАКОВ придерживается иного мнения: «Методика расчета везде разная. И даже если брать ныне существующую, то показатель по Пермскому краю получается чуть ниже того, что назвал Павел Владимирович, – 2,9%».

 

К тому же, как заметил чиновник, эти дети, которые не взяты в семьи и проживают в детских дома, далеко не «ангелочки», а имеют множество психических заболеваний и нуждаются в реальной помощи.

 

Смогут ли эту помощь оказать новоиспеченные профессиональные семьи, пока непонятно. Многие бывшие воспитатели когда-то организовывали семейно-воспитательные группы. Тогда тоже планировалось разгрузить детские дома с помощью таких вот групп, а потом и вовсе закрыть их. Но через несколько лет от такой методики распределения детей по семьям отказались, а эксперименты на детях, спустя пять лет, продолжились.

 

 КОММЕНТАРИИ

 

Дмитрий ЖЕБЕЛЕВ, председатель общественного совета при минздраве Пермского края:

– Если мы видим какую-либо проблему, то предлагаем ее решение. Начнем с профилактики социального сиротства. Общаясь с такими семьями, мы сталкиваемся с тем, что помощь им оказывается формально, как с точки зрения соблюдения показателей, так и направленности. И основная сложность в том, что когда услуги таким семьям оказывает государство или коммерческие организации, то мотивация данных учреждений не позволяет это сделать максимально эффективно.

У НКО есть существенное отличие. Во-первых, общественная организация – не некоммерческая, у нее совершенно иная мотивация и больше возможностей оказывать адресную поддержку, а не работать типовыми методами. Если коммерческая организация стремится извлечь прибыль, то задача НКО – вывести семьи и детей из кризиса.

НКО могут разрабатывать пилотные проекты по работе с семьями, по предупреждению кризисов. И от государства нам нужны три вещи. Во-первых, согласование этих проектов, чтобы они были максимально эффективными. Во-вторых, ограниченный госзаказ в формате конкурса. В-третьих, если мы докажем результативность работы с каждой семьей, успешность проекта, то его необходимо будет распространять более широко.

 

Павел МИКОВ, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

– Нельзя говорить о том, что все детские дома являются переуплотненными. Так, в 10 детдомах края воспитывается 544 воспитанника. Есть два наиболее крупных детдома: краснокамский, где воспитывается 98 детей-сирот, и детдом № 3 в Перми, где проживает около 120 детей. Почему такая ситуация с детдомом № 3: там реализуется программа по кадетской воспитательной технологии. И если количество детей сократить, то применение этой технологии станет бессмысленным.

Да, детей можно отправить в другие учреждения, например в Оханский детдом. Но мы должны учитывать, откуда ребенок прибыл: зачем его отправлять в сельскую местность, если в городе у него остались родственники?

Основной упор надо делать на ранней профилактике социального сиротства, не допускать ограничения или лишения родительских прав, а максимально помочь семье на стадии раннего кризиса и сохранить ребенка в родной семье. С 2008 года я добивался того, чтобы в нашем регионе появился закон о профилактике детского неблагополучия. К счастью, он принят, и теперь всем надо осознать подходы, заложенные в нем. Вместе с ним был подписан закон и о передаче органам местного самоуправления государственных полномочий. И теперь в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних появятся специалисты по межведомственной координации по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении. И это уже ответственность не НКО или коммерческих структур, а органов местного самоуправления.

С этого года началась системная целевая поддержка клубов молодых семей и семейных клубов, созданных по месту жительства. Есть и общественные объединения замещающих родителей. Мы большие надежды возлагаем на них. Еще в прошлом году в рамках общественного совета было принято решение с рекомендацией предусмотреть в специальных госпрограммах целевое финансирование социального сиротства. Не пересмотрели. А мне ответили, что не будут создавать преференции каким-то НКО.

Но если общественный свет целого округа принимал это решение, значит, оно родилось не на пустом месте?

 

Сергей БОЛЬШАКОВ, замминистра соцразвития Пермского края:

– Общероссийский показатель количества сирот – 2,4 – рассчитан по формуле, по которой у нас получается не 3,2, а 2,9. И Пермский край уже не самый худший, но в тройке худших. Планы таковы, чтобы на конец года этот показатель достиг 2,7, а на конец следующего года – 2,5. Но выполнить все намеченные мероприятия силами только бюрократических структур мы не сможем. Поэтому надо использовать весь широкий спектр социально ориентированных НКО.

Надо сокращать число случаев лишения родительских прав. Важно избежать не лишения родительских прав, а ситуации, когда нет другого пути. Но кто это сделает?

Социум, а не органы опеки. На днях мы завершаем анализ происхождения социального сиротства. Собраны материалы со всех территорий. Но то, что мы увидели, не дает ответа на вопрос: какая категория людей чаще всего бросает детей.

Предлагаю создать постоянно действующий круглый стол НКО в сфере детства, чтобы корректировать совместные действия и отслеживать режим взаимообязательств. Надо поддерживать семейные клубы, организовывать мероприятия с участием детей. Общество, да и государство, недостаточно доброжелательно относится к семье и детям. Нам всем надо поработать над доброжелательностью.

Если в каждом муниципалитете появится своя НКО, заинтересованная в реализации национальной стратегии в интересах детей, то мы сильно продвинемся в этом деле.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка