№35 (186) 13 сентября 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№31 (182) 16 августа 2004 года | Тенденции
Екатерина Лебедева

Реклама вне закона

Качество рекламы в Прикамье не улучшается, а вот закон «О рекламе» – нарушается.

Человек, как известно, слаб. Ну, хочется ему всегда получать побольше, но при этом тратить поменьше. А такая схема срабатывает далеко не каждый раз: закон часто мешает. Кто-то мужественно перебарывает искушение, а кто-то не справляется с желанием нарушить определенную статью. Причем нарушения эти присутствуют во всех сферах деятельности. Не является исключением и рекламный бизнес.

И рекламодатели, и рекламораспространители с завидным постоянством нарушают один и тот же закон: «О рекламе». Причем, в Перми оригинальничать не любят: все нарушения, которые фиксируются в Прикамье, весьма типичны для России.

Любимая водка «Звезды»

Совсем недавно в пресс-релизах Пермского Управления Федеральной антимонопольной cлужбы (УФАС) «засветилось» ООО «Редакция газеты «Звезда». Ошиблась областная газета.

В номере от 31 июля была опубликована следующая информация: «Уважаемые читатели! ДОСРОЧНО по старым ценам вы можете подписаться на газету «Звезда» на первое полугодие 2005 года». Само по себе такое сообщение полностью невинно. Но вот фоном для указанной информации служила весьма не невинная фотография. На ней был изображен один из номеров «Звезды» и… бутылка водки Nemiroff.

Какое отношение имеет газета к подписке – понятно, а вот как соотносятся водка и подписка – это уже вопрос. Поэтому неудивительно, что комиссия УФАС расценила материал как рекламу, которая формирует и поддерживает интерес к конкретному виду алкогольной продукции – водке Nemi-roff. А это уже прямое нарушение закона РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В этом законе прописано, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ о рекламе.

Нетрудно догадаться, что ООО «Редакция газеты «Звезда», которое выступило в роли рекламораспространителя, не является организацией, осуществляющей деятельность по производству или обороту алкогольной продукции. Поэтому «звездинцам», наверное, придется поплатиться за свой необдуманный шаг. Все оправдания типа «не досмотрели» и «не знали» выглядят неосновательно. Даже обыватели знают, что использовать изображение конкретной спиртной продукции в рекламных модулях запрещено законом. Должна была знать это и редакция газеты «Звезда».

Bad БАД

Из известных брэндов в списки нарушителей попала не только «Звезда». «Отличилась» и биологически активная добавка к пище (БАД) «Юй-Шу». Рекламу этого «чудодейственного» средства пермяки могли лицезреть на телеканалах ТНТ и СТС во время пермских включений. По мнению сотрудников УФАС, в рекламе БАДа присутствуют не соответствующие действительности сведения, которые вводят потребителя в заблуждение. И с этим трудно не согласиться.

В соответствии с регистрационным удостоверением, «Юй-Шу» рекомендован в качестве средства для лиц, контролирующих массу тела. Тем не менее, реклама БАДа содержит информацию, в которой перечисляются дополнительные положительные свойства препарата: «оказывает оздоровительный эффект на весь организм за счет регуляции важнейших функций внутренних органов, способствует восстановлению обмена веществ, способствует выведению шлаков из организма, поддерживает организм питательными элементами». Одним словом, рекламодатель (ООО «МастэрТоргСервис-Пермь») обещал потребителю то, чего в действительности дать не мог.

В июне 2004 года против ООО «МастэрТоргСервис-Пермь» было возбуждено еще одно дело по той же статье, что и первое. Теперь ООО «раскручивало» средство для ухода за волосами марки «101 Чжангуан» (рекламу также размещали на телеканалах СТС и ТНТ).

Реклама содержала следующие высказывания: «101 – это новая революционная формула лечения всех стадий облысения и лечения волос. «Лосьон 101» доктора Чжангуана полностью решит проблему облысения, и вы сможете делать любые прически, носить длинные густые волосы, и все это благодаря «Лосьону 101».

В действительности чудо-лосьон оказался не таким «лечебным и полезным». Из санитарно-эпидемиологического заключения и сертификата соответствия следует, что рекламируемый товар относится к парфюмерно-косметической продукции и, следовательно, никакими лечебными свойствами не обладает. Как ни крути.

Вообще-то, дела о недобросовестной рекламе являются одними из самых популярных в рекламном бизнесе. Подобные нарушения всегда умышленны, так как рекламодатель является собственником регистрационных документов, в которых, как говорилось ранее, и указывается назначение и потребительские свойства товара.

Период действия

Бывают случаи, когда закон «О рекламе» нарушают, скорее, по неведению, чем по злому умыслу. За летний период такими горе-рекламодателями стали четыре предприятия: ООО «Химкор», ОАО «Пермметалл», ООО «Цементная торговая компания ЖБК-1» и ОАО «Стройпанелькомплект».

Суть нарушений заключается в том, что в рекламе этих компаний стояла цена товара без указания срока действия рекламы. На практике это выглядит следующим образом. Вы читаете газету и вдруг видите рекламу некоего предприятия, в которой вам предлагают товар стоимостью, например, 500 рублей. Через месяц вы решаете купить предлагаемый товар, приходите по указанному в рекламе адресу, но… интересующая вас продукция стоит уже не 500, а 700 рублей. Оказывается за то время, что вы решали купить или не купить, цены на бензин выросли, сырье подорожало и т. д. Реклама же в таком случае выступает в роли приманки. Хотя по закону любой рекламодатель должен указывать не только стоимость товара, но и период времени, на протяжении которого цена гарантированно не изменится. Связано это с тем, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты. Поэтому рекламодатель обязан указать срок действия рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий.

Почти все рекламодатели выполняют указанный закон. Правда, сообщение о сроке действия рекламы всегда написано таким мелким шрифтом, что невнимательный потребитель самого важного предложения просто не увидит. Но тут уж ничего не поделаешь. Приходится лишь признать, что рекламодателю куда важнее сообщить о цене продукции, чем о сроке ее действия. Все-таки для любого рекламодателя потенциальный покупатель – это рыба, которую легче поймать на живца.

Для вас или для всех?

В заключение, вернемся к СМИ. Правда, в этой истории известная газета объявлений «Работа для Вас» выступила в роли потерпевшего. А ответчиком по делу выступает индивидуальный предприниматель Спехова Л. Н., которая является учредителем издания «Работа для всех в Перми».

Даже далекий от филологии человек может заметить, что выражения «работа для Вас» и «работа для всех» чрезвычайно похожи. Такая схожесть в названиях товарных знаков и дала основание для возбуждения дела в соответствии с законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров».

В вину ИП Спеховой Л. Н. вменялось то, что она осуществляла продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и тем самым приобретала преимущество в предпринимательской деятельности. Причем нельзя исключать и того, что своими действиями г-жа Спехова Л. Н. причиняла убытки своему конкуренту ЗАО «Работа для Вас».

Еще в июле комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела, решила признать ИП Спехову Л. Н. нарушившей ст.10 Закона «О конкуренции…» и выдать ей предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Но со стороны г-жи Спеховой Л. Н. было заявлено ходатайство об отложении срока исполнения предписания в связи с подачей в арбитражный суд искового заявления о признании решения и предписания антимонопольного органа недействительным. Видимо, очень уж дорожит Спехова Людмила своим детищем – газетой с милым названием «Работа для всех в Перми».

Пермский Труффальдино

А еще в СМИшной среде есть хвастунишки. К ним, например, относится газета «Телесемь-Пермь», в рекламных листовках которой содержится следующая информация: «Лучший телегид страны – ТЕЛЕСЕМЬ!» и «Самая полная телепрограмма».

Как известно, хвастовство никто не любит. Не поддерживает его и закон «О рекламе». В нем прописано, что недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально. Одним словом, кричащие лозунги газеты «Телесемь-Пермь» могут быть отнесены к понятию недостоверной рекламы. По крайней мере, дело по признакам нарушения абз.15 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» уже возбуждено.

P. S. Надеюсь, эти примеры доказали, что закон «О рекламе» у нас нарушать научились. А вот когда в Перми научатся делать качественную рекламу, не знает никто.
Первая полоса
Услуги
Диагноз
Акционеры
Территории
Проблема
Обзор рынка
Персона
Образование
Память
Культура
Спорт
Ресторация
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100