№34 (386) 15 сентября 2008 года

Добро пожаловать-2

№34 (386) 15 сентября 2008 года

В прошлом номере мы писали о тех культурных событиях, которые должны были произойти на прошлой неделе. Наша корреспондентка побывала на большинстве из них.

Привет с большого БДТ

Спектаклем «Мария Стюарт» Ф.Шиллера 9 сентября открыл свои гастроли санкт-петербургский Большой драматический театр имени Г.Товстоногова (БДТ). Это первые большие гастроли этого театра в Перми за последние тридцать лет. Правда, отдельные спектакли с участием таких «звезд» БДТ, как Алиса ФРЕЙНДЛИХ и Олег БАСИЛАШВИЛИ, в Перми проводились несколько лет назад.

В июне 1978 года БДТ привез в Пермь самые лучшие спектакли своего тогдашнего репертуара, среди которых были такие шедевры театрального искусства, как «Мещане» М.Горького и «История лошади» Л.Толстого. В то время на сцене театра блистали Евгений ЛЕБЕДЕВ, Владислав СТРЖЕЛЬЧИК, Олег БОРИСОВ, Зинаида ШАРКО, Владимир РЕЦЕПТЕР, Николай ТРОФИМОВ, Кирилл ЛАВРОВ, к сожалению, ныне ушедшие из жизни. Нет и самого Георгия ТОВСТОНОГОВА, именем которого и назван театр. Теперь театром руководит Темур ЧХЕИДЗЕ. Сейчас спектаклей Товстоногова в репертуаре не осталось. И не потому, что новый режиссер «по-новому метет», а потому что Товстоногов ставил их на конкретных актеров, которых, увы, больше нет в живых. «Иных уж нет, а те далече» (Александр Пушкин).

Гастролям предшествовала пресс-конференция, на которой присутствовали народные артисты России Леонид НЕВЕДОМСКИЙ и Валерий ИВЧЕНКО (широко известна его роль секретаря райкома в трехсерийном фильме «Адвокат»), заслуженный артист РФ Анатолий ПЕТРОВ, знакомый зрителям по роли продажного мента в сериале «Бандитский Петербург», и молодая актриса Ирина ПАТРАКОВА.

Еще не видя самих спектаклей, можно полюбить этих актеров и сам театр. Из-за их большой любви не только к своему театру, но к Театру вообще. По Станислав-скому, «они любят искусство в себе, а не себя в искусстве». Пермским актерам не мешало бы поучиться у них и высокой культуре, в том числе культуре общения с прессой. Чего нам, «продажным журналюгам», так не хватает.

Бедное «бедное» искусство

Пока местные власти решают, где быть новому зданию Пермской государственной художественной галереи, в речном вокзале (сдан в эксплуатацию в 1940 году) открылся музей современного искусства. Первой его выставкой стала экспозиция под странным названием «Русское бедное». Это крупнейший показ современного российского искусства в Прикамье за последние несколько десятилетий. Всего свои работы представят 36 крупнейших мастеров, известных всему миру. Среди них Ольга и Александр ФЛОРЕНСКИЕ, Валерий КОШЛЯКОВ, Дмитрий ГУТОВ, Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ.

Все эти художники создавали свои шедевры не специально для Перми.Ранее они все вместе не собирались.

Например, Александр Флоренский считает свои работы своеобразным «выпадом в сторону пермской деревянной скульптуры». При этом он считает, что русское искусство далеко не бедное. Его, совместно с женой Ольгой, проект «Скелеты разные» собран из хлама, который они нашли, бродя по пермским улицам и подворотням, благо грязи в Перми хватает. Кроме скелетов, они представили на суд зрителей и «Географические карты». Из всего хлама, из которого состоит это произведение, только три материала куплены в магазине: скотч, клей и болты.

Инициатива вернисажа принадлежит члену Совета Федерации Сергею ГОРДЕЕВУ, известному своими проектами в сфере культуры и архитектуры.

Бедное искусство — это, если так можно выразиться, «поделки» из картона, старых досок, металлолома, резины, угля, кафельной плитки и прочего. Претворить в жизнь все это дело решил московский галерист Марат ГЕЛЬМАН. «Русское бедное» – это попытка отгородиться от гламура. Я не знаю, как развивалось культурное пространство Перми, но в этом городе нет ни одного приличного здания, отданного под художественный музей. Вот почему мы выбрали речной вокзал, пустующий уже несколько лет, – говорит галерист. – Это идеальное место для музея, с моей точки зрения».

Идея создания музея в вокзале принадлежит не Перми. Например, в Париже есть Музей д’ Орсэ, расположенный в здании бывшего железнодорожного вокзала. Подобный музей есть и в Берлине.

Открыло выставку выступление ансамбля Марка ПЕКАРСКОГО. Самое интересное, что набор инструментов у этого коллектива такой же «бедный»: ржавые чугунные батареи, деревянные ящики с молотками, автомобильные сирены, колокола, железнодорожные рельсы, металлические листы. Правда, это не мешало писать для него музыку таким композиторам, как Альфред ШНИТКЕ, Софья ГУБАЙДУЛЛИНА, Владимир МАРТЫНОВ,

Выставка – это первая экспозиция нового музея. Сам музей распахнет двери в будущем году. Причем, это будет не государственная структура. Музеем станет руководить попечительский совет, то есть общественная организация. Как он будет им управлять — неизвестно, так как общественная организация по действующему законодательству не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

А «Русское бедное» в ноябре отправится в Милан. Затем в Петербург, в Русский музей.

«Флаэртиана» завершила работу

И последнее. 11 сентября завершился VIII кинофестиваль документального кино «Флаэртиана». Жюри (председатель Павел ПАВЛИКОВСКИЙ) «огласило весь список». Гран-при достался французскому кинорежиссеру Георги ЛАЗАРЕВСКИ за фильм «Дом у стены».

В номинации «Лучший полнометражный фильм» первое место присуждено режиссеру из Индии Ниште ДЖАЙНУ за киноленту «Лакшми и я» (Индия, США, Финляндия). Режиссер из Ирана Роксареш ГХАММАГХАМИ получил первую премию в номинации «Лучший короткометражный фильм». Его фильм «Цианоз» покорил всех.

Приз ФИПРЕССИ (прессы) достался Младлен МАТИСЕВИЧ (Сербия) за работу «Как стать героем». И, наконец, приз зрительских симпатий увезут с собой в Москву Антон КАТИН и Павел КОСТОМАРОВ.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка