№20 (420) 1 июня 2009 года

Тайна гениального ирландца

№20 (420) 1 июня 2009 года
Точка зрения известного театрального критика Александра Соколянского – из зрительного зала.

«Странно после спектаклей Сергея ФЕДОТОВА пытаться объяснить, кто такой Мартин МАКДОНАХ, ведь театр «У Моста» знает о нем гораздо больше, чем кто бы то ни было. Он его открыл, им наигрались, нашли к нему самый точный и очень заразительный ключ.»

Тайну ирландского драматурга и пытается разгадать театральный критик, один из главных авторов театрального журнала «Страстной бульвар, 10» Александр Соколянский, побывавший в Перми в начале мая.

Сумасшествие по Мак-Донаху

29 января театр «У Моста» представил на суд зрителей премьерный спектакль по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана». Это был четвертый спектакль театра, поставленный по произведениям модного автора.

«Сумасшествие по МакДонаху продолжается. Благодаря нашей «провокации», в стране не осталось ни одного города, где бы сейчас его не ставили, - рассказал художественный руководитель «У Моста» Сергей Федотов. - О «значимости» этого драматурга говорит и тот факт, что его фильм «Залечь на дне в Брюгге» был выдвинут американскими киноакадемиками на «Оскар», а сам МакДонах признан ими «явлением года». При этом, инсценируя МакДонаха, наш театр остается верен своему «мистическому» курсу. Театр «У Моста» – театр психологического гротеска, и Мак-Донах своими комедиями ему в этом помогает. Жанр «комедия по-ирландски» придуман нашим театром, сам же автор не определяет свои пьесы как комедийный жанр».

Смыслопорождение

После просмотра «Калеки» Александр Соколянский высказал мысли, которые вызвал у него спектакль театра.

Первый момент, это чехов-ская традиция. Например, «Вишневый сад», считает Соколянский, вмещает в себя одновременно и насмешливое отношение к безвольным обитателям этого сада, и трагическое переживание людей, которые не могут расстаться с чем-то предельно родным… В этом и состоит загадка «МакДонаха театрального» – проблема воплощения на сцене этого гармоничного противоречия.

Момент второй. Язык и структура его пьес. Драматург умеет создавать интригу, в его текстах всегда есть что-то от детектива, возможность невероятного, не-ожиданного открытия. Всегда в финале пьес оказывается, что герои знают друг о друге гораздо больше, чем мог заподозрить зритель. И «умостовцы» чудесно и талантливо отыгрывают это.

Третья «информация к размышлению», которая родилась благодаря пермскому спектаклю, это сосуществование в пьесах МакДонаха бытовой достоверности и поэтической реальности. Их точное соотношение, пропорция, ритмы слияния, противоборства подобны тем, в каких находятся водка и томатный сок в «кровавой Мэри».

Далее. Мартин МакДонах – это автор, мало работающий с вещами. Александр Соколянский: «В театре действует закон: чем больше в сцене вещей, мало задействованных в самом действии, тем больше смысла она получает. Так, например, череп в «Гамлете» почти ничего не значит с точки зрения действия, но это символический знак, самый запоминающийся образ, вбирающий в себя всю метафизику пьесы и конфликта. В «Черепе из Коннемары» Федотов придумывает череподробилку, которая становится центром действия и смыслопорождения.

События за сценой

«Лично для меня так и остается неясным, почему самые страшные события «Черепа», «Красавицы», «Калеки» остаются у МакДонаха за сценой. А в любимой пьесе драматурга «Лейтенант с острова Инишмор» эта логика меняется кардинально… И есть у меня ощущения, что если Сергей Федотов поставит и эту пьесу МакДонаха, то он откроет и эту тайну гениального ирландца…», - сказал в завершении Александр Соколянский.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка