За 8 минут депутаты гордумы Перми приняли новый Устав города. Документ вносит кардинальные политические изменения в структуру органов власти муниципалитета.
Депутаты Пермской гордумы на заседании 25 августа приняли новый Устав Перми. Для принятия необходимо было 24 голоса. Из 29 присутствовавших народных избранников «за» проголосовали 28, «против» – 0, воздержался – 1.
Доклад председателя комитета гордумы по МСУ Натальи РОСЛЯКОВОЙ по проекту решения занял не более 5 минут. Вопросов у депутатов не оказалось, обсуждать важнейший для города документ тоже никто не стал. Вся процедура вместе с голосованием заняла порядка 8 минут.
Напомним, главными особенностями нового Устава являются введение пропорциональной системы на выборах депутатов гордумы и отсутствие прямых выборов главы Перми.
Проект документа неоднократно критиковался экспертами и общественностью. Глава города Игорь САПКО, наоборот, посчитал, что разработчики документа учли мнения как экспертов, так и общественности:
– В рамках подготовки устава пройдены все необходимые процедуры, предусмотренные федеральным законодательством. Прошли публичные слушания, на которых были предложены 170 поправок. В итоговом документе поправок чуть более 90, многие носят чисто редакционный характер.
Предложения по структуре городской думы широко обсуждались с экспертами, внутри депутатского корпуса, с привлечением специалистов. Полагаю, новая схема избрания депутатов наиболее оптимальна для состава гордумы VI созыва. Считаю, что присутствие партийной составляющей положительно скажется, в том числе, в разрезе тех вопросов, которые будут волновать депутатов думы следующего созыва.
Глава не от народа
Осветим важнейшие особенности новой «конституции» города. Из обсуждения экспертов выпала, пожалуй, самая главная грань Устава: отсутствие прямых выборов главы города. Правда, закон, отменяющий всенародную выборность глав крупных муниципалитетов, был принят на уровне Пермского края еще в марте, о чем «ПО» писал 25 апреля. Так что разработчикам Устава нужно было просто продублировать эту норму в своем документе.
Напомним: три года назад, на волне «либерализации» после общероссийских (и пермских в том числе) протестов, Игорь Сапко всенародно обещал новый Устав Перми с институтом всенародно избираемого мэра и без института назначаемого главы администрации Перми. Даже собиралась специальная экспертная группа с участием общественников и ученых для разработки действительно демократического устава. Однако эта работа была свернута. По данному поводу на «альтернативных» общественных слушаниях, которые прошли 6 июля, высказался руководитель фонда «Дедморозим» Дмитрий ЖЕБЕЛЕВ: «Такой проект Устава меня унижает».
Он имел в виду отмену выборов мэра и непубличные методы разработки устава. В общем, главу города нам теперь будет назначать комиссия.
А, комментируя мартовские поправки в федеральное и краевое законодательство, которые сделали неизбежной отмену прямых выборов главы Перми, политолог Константин СУЛИМОВ заметил: «В долгосрочном периоде эта модель будет вести к еще большему ухудшению качества управления. Совершенно очевидно, что идет отрицательный отбор. Сам отбор персоналий по конкурсу – отрицательный, почти классический его вариант. Потому что стимулы улучшать управление неочевидны. Любой вышестоящий уровень будет отбирать кандидата по уровню договороспособности. В долгосрочной перспективе это приведет к ухудшению качества управленцев».
Троянский конь
Вторая важнейшая особенность нового Устава – серьезнейшая смена схемы формирования гордумы. Ее будут формировать, как и сейчас, из 36 депутатов, но по смешанному принципу: 22 депутата будут избираться по одномандатным округам, еще 14 – по партийным спискам.
«Обсудив самые разные варианты, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальной для Перми является пропорциональное соотношение 61-39, где 22 депутата избираются по одномандатным округам и 14 по партийным спискам», – заявила в июне на презентации проекта Устава глава пермского отделения «Ассоциации юристов России» (разработчик документа) Яна ДОРО-
ФЕЕВА.
Эту новацию детально разобрала на тех же гражданских слушаниях 6 июля политконсультант Людмила ОЗНОБИШИНА.
Введение партийной части в гордуме разработчики и заказчики (та же самая гордума) объясняют федеральным трендом, дескать, «сверху» требуют вводить партийную составляющую. Однако Л. Ознобишина вспомнила предысторию вопроса. «Действительно, в 2012 году закрепляется в законодательстве норма, что представительные органы крупных муниципальных образований формируются не менее чем наполовину по пропорционально-партийной системе. Это связывают с медведевской «оттепелью», когда у нас периодически говорили о строительстве партсистемы, о партийной конкуренции», – пояснила она.
Однако уже в 2013 году был принят закон, который эту жесткую норму – «не менее 50% по партспискам» – отменил. Почему? Результаты выборов показали, что поддержка «Единой России» снижается на выборах с четкой партийной составляющей. Появился риск потери большинства. Как только закон был принят, сразу же поменялись федеральные тренды. Из 20 столиц крупных регионов 14 вернулись к мажоритарной системе.
Вывод прост: федеральный тренд заключается не в навязывании партийного представительства, а в предоставлении вариативности в организации представительной власти в городах.
Следующий довод разработчиков нового Устава: привязка 22 будущих мажоритарных округов к 11 «пермским» округам ЗС. То есть один округ ЗС будет в себя включать примерно два округа гордумы. А хитрость в том, что «пермские» округа ЗС нарезаны без привязки к районному делению Перми, а гордумовские его всё же учитывают. Например, округ № 4 Заксобрания включает в себя не только часть Перми, но и часть Пермского района.
Устав за 5 минут
Разбила Л. Ознобишина и тезис о необходимости развития партий. На муниципальном уровне в мировой практике, в принципе, не принято давать место партийному представительству. Местное управление связано, прежде всего, с хозяйственными вопросами конкретной территории, а не с общими, стратегическими, которые и составляют суть политики.
Хорошо, пусть партиям в гордуме быть. Но почему соотношение партийной и одномандатных частей – 39 на 61% (те самые 14 на 22 места), а не 50 на 50, как принято в мировой практике, да и в федеральной гордуме?
Простая арифметика: при барьере прохождения в 5% малые, оппозиционные партии получат максимум одно место в такой думе. «О каких фракциях и коалициях может идти речь?» – указала Л. Ознобишина.
А политолог Олег ПОДВИНЦЕВ высказал мнение, что вышеописанная новация была введена специально с сугубо ситуативной целью: чтобы создать больше проблем группе депутата Владимира ПЛОТНИКОВА на выборах в гордуму в следующем году. Наверное, потому и депутаты особо не возились с документом. Надо будет – следующий устав примут. За 5 минут.