№2 (153) 26 января 2004 года

Эко-приоритеты

№2 (153) 26 января 2004 года
По мнению депутата Никиты Белых, регионы могут проводить самостоятельную экономическую политику.

На последнем заседании Законодательного собрания Пермской области был избран председатель комитета по экономической политике и налогам. Им стал генеральный директор ИБГ "Парма" депутат Никита БЕЛЫХ. В эксклюзивном интервью "ПО" г-н Белых обозначил свое видение основных приоритетов экономической политики региона.

– Есть несколько важнейших позиций. Во-первых, экономическая политика Пермской области должна быть направлена на повышение инвестиционной привлекательности региона, это именно то, что прописано в Стратегии социально-экономического развития Прикамья. Соответственно, все элементы государственного воздействия, а в роли государства в данном случае выступает региональная власть, должны быть подчинены этой цели. Наша задача привести эти элементы в оптимальное соответствие для создания благоприятного инвестиционного климата. Сюда, безусловно, входят налоговые аспекты, поскольку мы заинтересованы, чтобы налоговая система Пермской области стимулировала развитие экономики.

В части бюджетного финансирования большие надежды связаны с бюджетом содействия инвестициям. Он был создан еще в прошлом году, но 2003 год можно считать пробным периодом, когда обкатывались многие механизмы. Надеемся, что, начиная с 2004 года, бюджет содействия инвестициям превратится в реальный инструмент государственной политики и воздействия на экономику. Вторая очень важная составляющая экономической политики – интеграция с Коми-Пермяцким автономным округом, поскольку этот процесс не только политический. Он должен быть достаточно серьезно проанализирован и интересен экономически, и для этого необходимы четкие программы интеграции экономики регионов – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

– На ваш взгляд, региональная экономика способна жить "не нефтью единой", есть ли отрасли, кроме ТЭК, которые способны стать локомотивами роста?

– Одной из основных задач экономической политики является создание таких условий, при которых получат развитие перерабатывающие отрасли – машиностроение, металлообработка и другие. При этом мы ни в коем случае не говорим о снижении роли и значимости топливно-энергетического комплекса и иных сырьевых отраслей, поскольку ТЭК – это то, от чего бюджет Пермской области зависит сегодня, и будет зависеть еще в ближайшие годы. Тем не менее, на фоне всего этого мы должны создать предпосылки для развития тех отраслей, которые сегодня не дают большого вклада в валовой региональный продукт и налогооблагаемую базу, но являются перспективными. Что касается области высоких технологий, проектов, связанных с большим элементом НИОКР, интеллектуальных разработок, то здесь мы как раз надеемся, что в рамках функционирующего бюджета содействия инвестициям получит толчок и фонд содействия венчурным инвестициям, созданный в прошлом году.

Если не рассматривать работу комитета по экономической политике только как поддержку крупной промышленности, то мы, как и раньше, намерены очень серьезное внимание уделять малому и среднему бизнесу. Суммы, которые выделяются на его поддержку, год от года растут, и мы заинтересованы в том, чтобы реальный вклад от малого и среднего бизнеса в социально-экономическую жизнь региона увеличивался. Поскольку малый бизнес не столько явление экономическое, сколько социально-экономическое, и мы не требуем, чтобы он давал 50-60% доходов в бюджет. Пусть он выполняет социальные задачи, то есть обеспечивает максимальное количество занятых, соответственно, снижает бремя государственной поддержки безработных. Если же его доля в валовом региональном продукте и налогооблагаемой базе Пермской области увеличится процентов до 12-13 – это уже будет хорошо, потому что на сегодня мы по этим показателям существенно отстаем от среднероссийского уровня. Конечно, это связано с объективными факторами, ведь регион у нас сильно индустриализирован.

– Насколько процесс укрепления вертикали, о котором сегодня не говорит только ленивый, распространяется и на экономическую сферу? Есть ли у регионов возможности проявлять здесь инициативу, самостоятельно формировать условия?

– Считаю, что такая возможность есть. Прямой связи укрепления вертикали власти с управлением экономикой из федерального центра нет. Политический ресурс сосредоточен в Москве, что же касается экономики… Когда мы говорим об экономической политике, я все время использую выражение "создать условия". В этом основа моих либеральных позиций.

У субъекта Федерации много возможностей и полномочий для созданий таких условий. Кроме того, не надо забывать, что в экономике много неформализированных вещей. Мы говорим, что сейчас очень важно доверие бизнеса и власти. В той непростой ситуации, которая существует сейчас в стране, у нас есть возможность на региональном уровне построить доверительные отношения. Речь идет о социальной ответственности бизнеса, когда бизнес, помимо уплаты обязательных налогов, принимает на себя обязательства еще и формирования самостоятельной социальной политики. Думаю, при соблюдении определенных условий мы можем добиться таких доверительных отношений бизнеса и власти, создать своего рода оазис доверия.

– Вы сказали о стимулирующей налоговой системе. Как выглядят приоритеты в этой сфере, насколько инициативы Прикамья впишутся в рамки реформы россиийской системы налогообложения?

– Мы считаем, что уже сейчас в Прикамье в этом вопросе очень много сделано. Сегодня хотелось бы провести анализ, оценку того, как налоговые льготы, которые работают в Пермской области, влияют на экономику, на бюджет области. Ведь, предоставляя в 2003 году инвестиционные льготы предприятиям по налогу на прибыль, мы не имеем цели подарить деньги, мы предполагали и предполагаем, что эта инвестиционная льгота приведет к увеличению вложений в основные фонды, к созданию дополнительных производств, новой продукции, добавленной стоимости, дополнительной налогооблагаемой базы. Очень важно по итогам прошедшего года проанализировать, удалось этого добиться или нет. По нашим оценкам, до полумиллиарда рублей, которые в виде таких налоговых льгот будут использованы, обернутся 1-2 миллиардами доходов в будущем. То же самое и по налогу на имущество. Здесь так же необходимо оценить экономический эффект для региона.

Что касается малого бизнеса, то, думаю, уже в марте мы выйдем с предложением по расширению перечня видов деятельности, которые могут подпадать под единый налог на вмененный доход, поскольку это тоже прерогатива субъекта Федерации.

Таким образом, мы заинтересованы в создании такой налоговой системы, которая, с одной стороны, будет носить ярко выраженный стимулирующий характер для тех субъектов, на кого это налогообложение направлено – как физических, так и юридических лиц. С другой стороны, за этим, казалось бы, социальным шагом мы видим конкретные экономические задачи. Мы хотим видеть, что эти шаги действительно стимулирующие, а не потребляющие деньги. Налоговые льготы – по факту "подаренные" деньги. Эти средства не получает бюджет, они сознательно отдаются предприятию или человеку, и мы хотим понимать, что регион в перспективе получит налогов в большем объеме, чем сегодня было предоставлено в виде льгот. Если предпринятые шаги подтвердят эту логику, то мы постараемся в дальнейшем систему развивать. Даже понимая, что наши возможности как субъекта Федерации сейчас меньше, чем были ранее, мы, тем не менее, постараемся эти идеи реализовать.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка