№41 (343) 22 октября 2007 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№41 (343) 22 октября 2007 года | Информационное пространство
Арсений Николаев

Добро пожаловать в пустыню реальности

«ПО» открывает новую рубрику «Информационное пространство». Беспринципно и методично мы будем следить, каким путем идут печатные и электронные СМИ в Пермском крае. К какому будущему они шагают стройными рядами? Как развивается рынок печатных СМИ? Подписной рынок? На эти и многие другие вопросы найдутся ответы в новой рубрике.

Открывает рубрику материал, основанный на реальных событиях, имевших место 3-4 октября в Москве на форуме представителей региональной прессы.

Вместо слова пустота…

За последнее десятилетие в России наблюдалась устойчивая тенденция падения подписных тиражей печатных СМИ. Появилось множество изданий с анекдотами, сканвордами и прочим, которые можно назвать только газетной бумагой. Новые издания растут как грибы после дождя, но их качество очень сильно оставляет желать лучшего. Перед читателем, который испытывает информационный голод и завален бессмысленной, неинтересной прессой (хотя подобные издания лучше всего нарекать именем знаменитого консервированного мяса – «SPAM»), встает проблема выбора и качества информационного продукта.

«Консервированный» тираж

На состоявшемся в Москве форуме, организованном Межрегиональным агент-ством подписки (МАП) при поддержке Совета Федерации, представители региональной журналистики обсудили проблему качества печатной продукции в России, а также ее доступность для читателей. Этот вопрос еще более приобретает актуальность, если посмотреть, кто и что читает. На сегодняшний день, по итогам подписки на второе полугодие 2007 года, подписной тираж федеральных изданий подрос на 2%. В то же время объем тиражей региональных изданий увеличился на 15% (общий подписной тираж по каталогу российской прессы «Почта России» составил 4,1%). Безусловно, рост тиражей – это хорошо: люди начинают читать больше. Но, с другой стороны, необходимо взглянуть, что происходит с информационным продуктом. Растет доля рекламных изданий, и, соответственно, значительная часть изданий теряет свою социальную ориентированность и значение. Свобода торговли вытесняет свободу слова. Пустые газетные страницы наполняются бесчисленным количеством рекламных сообщений. По словам Александра ОСЬКИНА, председателя правления ассоциации распространителей печатной продукции, сейчас нет баланса между интересами издателя, рекламодателя и подписчика. Естественно, что читательская аудитория уменьшается: кому интересно читать очередную безадресную порция рекламной шелухи?

[Здесь могла быть ваша реклама]

Из сложившейся ситуации выход есть: искать поддержку государства, власти. Иные газеты и журналы так и поступают. В ряде регионов прессу «опекает» власть. Например, в Екатеринбурге областную газету субсидирует губернатор. Это позволило ей выйти в лидеры подписки среди региональных газет за первое полугодие 2007 года.

Но такие пути, как правило, заканчиваются одним – прессе перестают верить. Потому что читать о том, что губернатор, встреченный хлебом и солью, открыл новую дорогу, им самим и построенную, неинтересно, когда под ногами грязь, на дорогах пробки, а сами «высокие чины» вовлечены в очередной коррупционный скандал.

Более того, уже не секрет, что СМИ, которые выходят на дорогу независимости, сталкиваются с барьерами пресловутого административного ресурса. Под надзором вездесущих пресс-секретарей материалы выходят основательно сокращенные, приправленные всеобщей эйфорией и радостью. А чиновникам наплевать на демократию, которая, если верить писателю Умберто ЭКО, нуждается в оппозиции и критике. Но это мнение писателя, а оно может быть спорно. Однако бесспорно то, что независимость, а тем более критическая позиция сегодня не в почете. Миром правит позитив и доброта.

Территория добрых дел

Газеты, имеющие прирост тиражей, с завидной регулярностью публикуют заметки «о добрых делах» интересных людей в «территориях». Помните, Пермский край – это «территория культуры» (Олег ОЩЕПКОВ), «территория конкурентного развития» (Олег ЧИРКУНОВ). А в свете последней акции Николая ЯШИНА наш регион стал не иначе как «территорией добрых дел». Действительно, «благие дела не опорочишь».

Есть и другая проблема – газеты-двойники. В Перми, например, выходит милое издание под именем «Известия Пермского края». Расчудесное издание: большой тираж, профессионалы пера. Оформление газеты выполнено тоже неплохо: как в старые добрые времена тех самых «Известий». И мало кто разберет – то ли это пермская вкладка известного федерального издания, то ли название просто приглянулось. Говорить о качестве прессы в плане информативности, увы, не приходится.

Слово из трех букв

Обратимся к еще одному аспекту «качественной прессы». Не отстают от газет (а порой и превышают тиражами), имеющих общественно-политическую направленность, издания кроссвордов, сканвордов и анекдотов. Простой читатель, по всей видимости, уставший от политической «чернухи» («желтуха» уже отжила свое) перешел на нейтральное чтиво – газеты со сканвордами. Причем на издания подобного рода спрос по подписке растет. Как говорится, интересно, со вкусом и полезно.

Конечно, решать, кому и что читать, не дело журналиста, так как его труд имеет совершенно иную цель. Выбор всегда должен оставаться за читателем. Но тенденция не самая лучшая.

***

Так какой же должна быть качественная пресса? Популярность и высокие тиражи вовсе не означают качество. Что же остается? Вместо качественного информационного продукта – только серая газетная пустыня.

продолжение в следующем номере

Просмотров: 134


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Перестановки
Точка зрения
Жилкомхоз
Детские сады
Эпистолярий
Бюджет
Навстречу урнам
От первого лица
Обзор рынка
Информационное пространство
Финансовые инструменты
Здоровье
Память
Образ жизни
Политкомикс

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.