№30 (430) 10 авнуста 2009 года

Игра в «антимонополию» становится интересной

№30 (430) 10 авнуста 2009 года
«Второй пакет» может изменить экономику Прикамья.

Федеральная антимонопольная служба уже не раз становилась источником беспокойства для любителей подменять рыночные законы административным ресурсом как в масштабе всей страны, так и отдельно взятого Пермского края. Но какими-то особенными успехами ФАС похвастаться не могла – ведомство молодое, законодательство не отрегулировано.

Собственно говоря, никого оно особенно и не пугало, поскольку могло накладывать только административные меры ответственности в виде штрафов, которые можно оспаривать в суде до бесконечности. Антимонопольщики и сами признавали, что их законодательная база «сырая», ответственность надо усиливать, а возможности – расширять. Все это было заложено в так называемом втором антимонопольном пакете, который совершал долгое и трудное путешествие по правительственным коридорам. И вот наконец-то руководитель УФАС по Пермскому краю Дмитрий МАХОНИН в прошлый четверг собрал пресс-конференцию, чтобы с плохо скрываемой радостью заявить: «второй пакет» окончательно согласован, правила игры вот-вот изменятся, и ФАС станет реальной силой, которая быстро научит с собой считаться.

Конкуренция – это жизнь

По слухам, «второй антимонопольный пакет» во многом был списан с американского антимонопольного законодательства, одного из самых жестких (а главное – эффективных) в мире. Почему – понятно, свободная конкуренция является основой американского менталитета. Российский менталитет исторически более авторитарен, поэтому есть большие сомнения, что даже самое распрекрасное законодательство у нас будет работать так же, как в США. Тот же Махонин признал, что многое будет зависеть от правоприменительной практики. УФАС-то свое дело сделает, но что скажут суды?

Тем не менее, четыре нормативно-правовых акта, из которых состоит «пакет», весьма серьезно дополняют прежнюю антимонопольную законодательную базу. Во-первых, это изменения в федеральный закон №135 от 27.07.2006 «О защите конкуренции». Во-вторых, новый закон о порядке передачи муниципального государственного имущества в аренду, владение и так далее. В-третьих, изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. И последний документ – изменения в ст. 178 УК РФ об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Новая редакция закона «О защите конкуренции» прежде всего кардинально меняет понятие монопольного положения на рынке. Раньше для получения такого сомнительного звания хозяйствующий субъект должен был занимать в своей нише долю размером не менее 35%. Теперь это ограничение убрано; если субъект своими действиями фактически может оказывать решающее воздействие на товарооборот – он монополист.

Также переосмыслены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены. Раньше для доказательства такого обвинения ФАС необходимо было найти сопоставимый рынок, что не всегда возможно. Теперь достаточно просто доказать, что цена либо значительно выше, либо ниже затрат на производство и реализацию товара. Таким же доказательным признаком монопольно высокой цены признано повышение ранее установленной цены без достаточных оснований (изменения налогового законодательства, введения новых пошлин, роста цен у естественных монополий). Ну и наоборот – если налоги снизились, пошлину отменили, а цена осталась прежней, значит, пора вмешаться ФАС.

В законе четко прописан запрет на «вертикальные соглашения»; дан достаточно широкий список целей, для достижения которых можно применять государственную помощь, которая теперь будет называться «государственные преференции».

У антимонопольщиков появился свой «срок давности» – 3 года, в течение которых можно заводить дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Кроме того, ФАС дано право в виде наказания предписывать нарушителям продавать часть товара на создаваемых товарных биржах; прописаны возможности вмешательства ведомства в торги в таких деликатных сферах, как недропользование, лесопользование, пользование водными объектами и так далее. Наконец, федеральное управление дало региональным УФАС право заводить дела на хозяйствующие субъекты с объемом активов до

7 миллиардов рублей (раньше порогом были 3 млрд руб.), оставив себе только самую крупную «рыбу». Зато роль УФАС в регионах заметно повысилась.

Директор? Садись!

Субъектам малого предпринимательства будет весьма интересно узнать, что ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции», жестко ограничивавшая возможность передачи муниципального имущества без торгов, будет изрядно смягчена новым перечнем льготников, в число которых вошли и давние арендаторы («Пермский обозреватель» писал об этой проблеме в статье «Тов остался недостижимым» в номере за 29 июня этого года).

В Административном кодексе РФ появилось новое наказание в виде дисквалификации государственных и муниципальных служащих за неоднократные нарушения антимонопольного законодательства сроком до трех лет. За то же самое на чиновников теперь стало возможным налагать штраф размером до 50 тыс. руб., причем в перечень нарушений вошли и согласованные действия между органом государственной власти и хозяйствующим субъектом. Раньше подобные действия (например, во время проведения муниципальных торгов) фактически были безнаказанными. Изменилась и ответственность за нарушения в сфере государственных закупок – в зависимости от размеров контракта. Раньше за контракт объемом в 10 млн руб. или за 200 тыс. руб. штраф был один и тот же, теперь – 1% от размера контракта, но не менее 3 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.

Кроме того, в Административный кодекс введено понятие ответственности должностного лица или «лица органа управления юридического лица», то есть теперь можно наказать не только юридическое лицо в целом, но и того, кто его конкретно возглавляет (генерального директора, председателя совета директоров, члена правления). Усилена и ответственность за согласованные действия на рынке, причем весьма хитро – на виновных можно налагать гигантские оборотные штрафы, но если юридическое лицо созналось, что вступило в соглашение, объявило о выходе из него, подтвердило выход своими действиями и устранило негативные последствия соглашения – оно может быть прощено.

Но «вершиной» «второго пакета» стала ст. 178 УК РФ, по которой должностные лица юридических лиц, дважды в течение трех лет нарушившие антимонопольное законодательство, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Срок наказания вполне серьезный – до 7 лет. Впрочем, тюрьму можно заменить штрафом в размере всего дохода виновника за те же три года. Реестр таких административных дел УФАС по Пермскому краю уже ведет, причем дела возбуждены не по юридическим лицам вообще, а по конкретным руководителям крупных предприятий.

По словам Махонина, антимонопольщики возлагают большие надежды на изменения, принятые со «вторым пакетом», потому что и сами видят слабую эффективность своих расследований. И прежде всего, у пермского управления «чешутся руки» на сговоры во время проведения муниципальных, лесных и земельных аукционов, когда из

20 заявившихся участников на аукцион приходит один (хотя все вносят обеспечение заявки), а лоты сливаются. Доказать такой сговор и раньше не составляло труда, но наказать было нечем.

Теперь у ФАС рычаги появились. Посмотрим, сможет ли служба сдвинуть их с места.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка