№43 (542) 29 октября 2011 года (PDF)

Горячий повод

№43 (542) 29 октября 2011 года
В театре «Сцена-Молот» готовится премьера.

Театр существует уже почти два года. Именно к двухлетию и будет приурочена премьера «Жары», назначенная на 8 декабря.

Спектакль, по мнению автора и режиссера, – своеобразное продолжение темы, начатой в постановке «Кастинг»: темы социальной активности и личной ответственности каждого за процессы, происходящие вокруг.

Блокады и войны

Действие спектакля происходит в ближайшем будущем (а для кого-то уже и настоящем), когда информационные войны стали куда более действенным оружием, чем прямой и честный разговор.

…Апрель 2012 года. В Москве +30 градусов. Группа террористов захватила офис московской компании. Пост в Facebook о захвате собрал тысячи комментариев, ролик на YouTube посмотрели 1200 человек. Казалось бы, «горячий» информационный повод для новостных редакций. Однако журналисты молчат, предпочитая публиковать метеорологические сводки о небывалой жаре, а представители власти не торопятся выйти на связь.

Наталия МОШИНА, автор пьесы:

– «Жара» – это мое видение ситуации, которая сложилась сегодня, и которая в дальнейшем будет лишь обостряться. Мне хотелось показать, насколько огромна пропасть между людьми и властью.

Эдуард БОЯКОВ, арт-директор театра «Сцена-Молот»:

– Пьеса «Жара» – лауреат прошлогодней «Текстуры». Она была отмечена и теми, кто ищет в театре социальную остроту, и теми, кто дорожит психологической точностью и достоверностью характеров.

Мы продолжаем наш эксперимент создания не отдельного театра-острова, а художественной территории, которая входит в большой архипелаг – занимаемся контекстом современного искусства.

Темы пьес Мошиной пересекаются с тем, чем занимаются в современном искусстве группа «Война», Врубель и Тимофеева, группа «ПГ» и многие другие. Наш эксперимент еще и в том, что в Москве, в «Практике» (Эдуард Бояков по «совместительству» худрук этого театра – прим. ред.), в эти дни пьесу ставит другой серьезный режиссер, Владимир АГЕЕВ. Для меня очень интересно, в чем эти спектакли будут разными, а в чем похожими.

«Театр нового времени»

По признанию самого Боякова, он никогда не занимается администрированием, для этого есть команда, а он работает как творческий продюсер, формулирующий задачи спектакля. Пытается включить режиссера в контекст миссии театра, обозначить какие-то ожидания. «Я отвечаю перед зрителем моего театра, и риск это мой, моя же фамилия на афише».

Если в пьесе «Кастинг» герой декларирует свою позицию как отказ от любых действий внутри социума, то в пьесе «Жара» показана другая крайность. Молодые люди настолько остро воспринимают действительность, настолько нуждаются в том, чтобы их позиция была услышана, что идут ради этого на крайнюю меру – захват заложников. «Террористы» надеются обратить на себя внимание СМИ. Но система находит самый простой и жестокий способ заставить их молчать.

– Текст пьесы Наталии Мошиной – очень живой и при этом остро публицистичный. Поэтому в своем режиссерском прочтении я бы хотел заострить внимание не на прямых высказываниях, а на эмоциональном рассказе этой яркой истории, – продолжает тему главный режиссер театра Дамир САЛИМЗЯНОВ, постановщик «Жары».

– Мы – поколение новых режиссеров, – продолжает Бояков. – Для примера, средний возраст худруков московских театров, а их около двухсот, примерно 70 лет. Мне – 47. И мне стыдно за этих «мэтров». Никто из молодых режиссеров не получил от них ничего серьезного. А в Перми другая энергия – энергия творческой конкуренции.

«Театр нового времени», а именно так его называют организаторы, базируется на малой сцене «Театра-Театра». Он не имеет постоянной труппы, поэтому в спектакле заняты, в основном, студенты пермских вузов.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка