№39 (190) 11 октября 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (190) 11 октября 2004 года | Инвестиции
Константин Духонин, Андрей Мансветов

Сказка про мифического инвестора...

... всегда оборачивается печальной былью.

Приведем один, уже ставший хрестоматийным, пример: если в городе часто ремонтируют дороги, то это первейший признак того, что он инфицирован коррупцией. Так же и в Перми (насчет дорог вы сами знаете) – если мэрия говорит, что в город приходит Инвестор, готовый вложить в то или иное предприятие миллионы рублей, то надо насторожиться. Ведь примеров того, как под эту песню в экономику города врывались гусары рыночных отношений, предостаточно. Вспомним теплостанцию "Кондратово" (об этом ниже), которую отдали в аренду под обещание "инвестора" построить газотурбинную установку, в результате чего – ни установки, ни 29 млн рублей, которые "инвестор" присвоил. Вспомним пермский водоканал, в который "инвестор" сначала обещал вложить привлеченные средства, а потом вдруг выяснилось, что эти "инвестиции" должны состояться за счет поднятия тарифов. Вспомним ресторан "Татищевъ", который отдали в безвозмездное пользование за какие-то мифические инвестиции. Вспомнили? Тогда вы без особого труда выведете непреложную для себя истину: мифом про Инвестора прикрываются в тех случаях, когда хотят что-то своровать.

Мы утверждаем, что в городе достаточно денег, чтобы вести не только работы первейшей социальной значимости, но и для того, чтобы экстенсивно развиваться. Об этом говорят результаты комплексной проверки администрации г. Перми. Мы расскажем вам о некоторых ее результатах, представим возражения горадминистрации и выясним, как теряются бюджетные деньги.

Чиновники как проблема

О том, что административный аппарат раздут сверх всякой нормы и продолжает расти, говорят уже не первый год. Для этого придумываются реформы, после которых количество чиновников еще увеличивается. Пермь в этом – не исключение. Скажем, при нормативе для миллионного города в 1252 чиновника, в столице Западного Урала на 2002 год их было 1674. Казалось бы, сокращать и сокращать, однако горадминистрация уже в следующем году довела их численность до 1711.

Из результатов проверки: "Анализ численности работников органов местного самоуправления г. Перми свидетельствует о постоянном ее увеличении и превышении норматива более чем на 30 процентов". И они, что характерно, нуждаются в улучшении жилищных условий, материальной помощи и прочих благах. Естественно, что расходы на их содержание постоянно растут. Так, зарплата глав районов (по статусу они приравнены к вице-мэрам) выше на 1625 рублей, чем положено, в связи с чем неправомерные, по мнению проверяющих, выплаты составляют за 2002 г. – 362 тысячи рублей, а за 2003-й – уже 410 тысяч рублей. Если прибавить к этому единый социальный налог, бюджет за два года потерял почти миллион рублей. Сумма, конечно, немаленькая, но по сравнению с аппаратным размахом – просто плевая.

Проверяющие фиксируют: "…В нарушение ст.9 и 11 Закона Пермской области от 05.11.98 № 273-33 "О денежном содержании муниципальных служащих в Пермской области" на основании постановления Главы города от 25.12.2002 № 3795 увеличены расходы на денежное содержание аппарата управления, в том числе на оплату труда в сумме 9719,7 тыс. рублей и начисления единого социального налога на 2764,3 тыс. рублей. Общая сумма нецелевых расходов… составила за 2002 год 12484 тысячи рублей, так как данные средства направлены на выплату материальной помощи работникам аппарата…". Вот тут уже миллионы пошли совсем другие. "По аппарату администрации необоснованные выплаты составили соответственно 1675 тыс. рублей (за 2002 год) и 1555 тыс. рублей (2003 год), в том числе и Главе города 23,3 и 23,3 тыс. рублей соответственно".

Суть объяснений Аркадия Каменева, прокомментировавшего данные нарушения, сводится к перекладыванию вины на федеральное законодательство, которое вынуждает местные администрации создавать новые штатные единицы. Следовательно, мнение проверяющих ошибочно. То же самое по превышению финансирования. Аркадий Леонидович заявляет: "Проверяющие утверждают, что был завышен оклад глав администраций районов. Постановление губернатора от 29.06.1999 года определяет должностные оклады глав администраций районов <э…> минимальный оклад – 4000 рублей максимальный – 4450. Суммы указаны того времени. Теперь, естественно, они проиндексированы.

Следующий пункт. По материальной помощи, "превысили в 2,3 раза и в 1,7 раза". Не секрет, что в каждой организации есть фонд оплаты труда, в который входит материальное поощрение. То же самое и у нас. Чиновник может получать материальную помощь – до 2-х окладов в год. Учитывая, что не все чиновники получили соответствующую квалификацию, учитывая, что многие, к сожалению, были на больничном, сформировалась экономия фонда оплаты, пущенная на материальное поощрение отличившихся сотрудников. Никаких нарушений здесь нет".

Так ли это на самом деле? И если да, почему ничего похожего нет в протоколе разногласий? Зато СМИ за неделю не менее трех раз процитировали это сообщение. Кстати, насчет неправомерно полученных самим главой города 46,6 тыс. рублей мэр ничего не говорит. И почему Аркадий Леонидович не вспоминает прошлогоднюю неудачную попытку реформирования администрации, когда планировалось сократить число чиновников то ли в два, то ли в три этапа?..

Ресторан как улика

Год или два назад Пермь вела переговоры с сетью ресторанов быстрого питания "Макдоналдс" об открытии в областном центре этих заведений. Переговоры, это видно теперь любому, успехом не увенчались. В качестве основной причины было названо отсутствие в центре города подходящего здания или места под строительство такового. Зато для ООО "Сеть ресторанов "Прикамье" местечко в самой престижной части города нашлось. Так появился широко ре-кламируемый мэром ресторан "Татищевъ". Естественно, проверка не обошла стороной и его. Оказалось, что Аркадий Каменев практически подарил какому-то частнику кусок мэрии общей площадью в 1000 квадратных метров. То есть не подарил, а отдал в безвозмездное(!) пользование сроком на 15 лет. Всего-то за обещание проинвестировать в ремонт помещения и прочее 30 млн рублей. Стоит ли произведенный ремонт этих денег, вопрос сам по себе спорный. Но дело даже не в этом. Вот мнение проверяющих: "В случае заключения договора аренды в соответствии с утвержденной "методикой", поступления от арендной платы в муниципальный бюджет могли бы составить более 1300 тыс. рублей в год". Вполне скромная плата за размещение заведения не просто в центре Перми, а в одном из главных административных зданий. Жаль, что у мэрии на этот счет совершенно другие резоны.

Естественно, чтобы договор хотя бы документально не вызывал подозрения, в него засунули пункт, согласно которому эта точка общепита должна кормить сотрудников администрации, что, понятно, арендные платежи даже близко не покроет. Впрочем, кто сказал, что аренда, это обязательно деньги в бюджет? Иногда достаточно и устных договоренностей.

И еще один момент, к проверке отношения не имеющий, но по теме. Аркадий Леонидович так широко рекламировал (и продолжает это делать) новый ресторан, что возникает вопрос: неужто безвозмездно? Или только за то, что прибрались в подвале административного здания? Какая же, однако, экономия у "Татищева" получается! За аренду платить не надо, за рекламу – тоже. Аркадий Леонидович гуляет: "За все платит город!".

Мэр этого и не стыдится, более того, намерен и впредь придерживаться той же линии: "Хочу сказать, что у нас еще много неиспользуемых строений, находящихся в муниципальной собственности, и мы готовы отдать их в безвозмездное пользование с условием, что они будут приведены в порядок".

Кому доходы от теплостанций?

К слову, возражения горадминистрации по поводу выявленных и зафиксированных проверкой нарушений заканчиваются на 31-й странице акта. Оставшиеся 20 страниц чистейших нарушений мэрией никак не оспариваются. Не мудрствуя лукаво, начинаем читать с 31-й страницы.

Черным по белому написано, что в ходе проверки выяснилось необоснованное занижение департаментом имущественных отношений (ДИО) арендной платы по ряду договоров аренды муниципального имущества. Особенно интересны четыре из них, заключенные с ООО "Пермская топливно-энергетическая компания" относительно имущества "Тепловая станция Кондратово". Получается, что ДИО передал на 30 лет весь имущественный комплекс предприятия, предоставив арендатору скидку в размере 95% от номинальной арендной платы. Интересно за что, на каких основаниях? Сотрудники департамента объясняют, что арендатором был предоставлен некий проект инвестиционного соглашения по строительству газотурбинной установки. И что с того? Таких проектов в головах оборотистых индивидуумов и на бумаге рождаются сотни, но они ничего не стоят без соответствующего обеспечения. Если всем прожектерам по тепловой станции под честное слово выдавать, их на всей планете не хватит.

И вообще, почему мэрия так охотно верит всяким намерениям арендаторов, и так щедра на долгосрочную аренду. 15 лет, 30 лет, 49 лет… Причем почти заведомо знает, что никто из арендаторов свои обещания выполнять не поспешит?

Вот и данное инвестиционное соглашение так и осталось бесплотным прожектом. Мэрией оно не подписано, а ООО "Топливно-энергетическая компания" никаких работ по строительству газотурбинной установки, судя по всему, проводить и не собиралось. Кинули мэрию? Или мэрия сама пожелала быть кинутой? На самом деле еще хуже…

Дело в том, что ТЭК не собиралась даже просто работать на этой станции. Арендаторы сразу же сдали имущество в субаренду ликвидационной комиссии "Тепловая станция "Кондратово", по сути, самим работникам МП, на срок 6 месяцев. И сделано это было с согласия департамента. Ликвидационная комиссия работала, производила и реализовывала теплоэнергию, а так называемый "инвестор" аккуратно и в полном объеме взимал с нее арендную плату: 95% – "инвестору", 5% – в бюджет. Цитата из итогов проверки: "В результате МП "Тепловая станция "Кондратово" за полгода субаренды муниципального имущества заплатило ООО "Пермская топливно-энергетическая компания" по четырем договорам субаренды около 29 млн рублей (без НДС). А данное общество за этот же период перечислило в бюджет города всего 0,5 млн рублей".

Никакой газотурбинной установки, естественно, построено не было. Если все это не сознательная схема по выводу доходов города в частные руки, то тогда, извините, что?

Кстати, в предложениях проверяющих мэру Аркадию Каменеву значится такой пункт: "Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства". А также "...принять меры к устранению финансовых нарушений, восстановлению бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а также к возмещению причиненного ущерба". Если перевести с канцелярского на русский, не означает ли это, что 29 млн рублей будут возвращены в бюджет из личных карманов причастных к делу чиновников мэрии во главе с Аркадием Леонидовичем?
Первая полоса
Выборы 2004
Спецтайм
Диагноз
Солидарность
Скандал
Территории
Де-факто
Инвестиции
Мнение
Обзор рынка
Ресторация
Карьера
Культура
Политкомикс
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100