№27 (854) 11 июля 2015 года (PDF)

Совсем устав

№27 (854) 11 июля 2015 года



Пермь ожидает вторая за пять лет смена Устава города. Политконсультант Людмила Ознобишина собрала экспертов, чтобы обсудить новый документ. Сама она, вслед за федеральными экспертами, называет выбранную в нем систему распределения мандатов городской думы «издевательской». 



Ныне действующий был принят в 2010 году, «фишкой» его тогда стала отмена прямых выборов главы города. 

 

У нового проекта, разработанного пермским отделением Ассоциации юристов России, есть целый ворох этих «фишек», новаций, «загогулин». Но главная, с политической точки зрения, — смена принципа формирования Пермской городской думы. Думу предложено формировать, как и сейчас, из 36 депутатов. Но при формировании депутатского корпуса будет применен смешанный принцип: 22 депутата будут избираться по одномандатным округам, еще 14 — по партийным спискам. «Обсудив самые разные варианты, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным для Перми является пропорциональное процентное соотношение 61–39, 22 депутата избираются по одномандатным округам и 14 по партийным спискам», — заявила в июне при презентации проекта устава глава пермского отделения Ассоциации Яна Дорофеева. 

 

Почему разработчики решили сменить 36 одномандатников и ввести партийную часть на выборах в гордуму? Доводы разработчиков разбирались на специальных Гражданских слушаниях по проекту устава, которые прошли 6 июля. На них выступили общественники и политологи. Пермский политконсультант, директор Центра избирательных технологий Людмила Ознобишина оценила формальные резоны смены принципа формирования гордумы.

 

Колебаться,  так вместе с «линией партии»

 

В частности, введение партийной части в гордуме разработчики и заказчики (та же самая гордума) объясняют федеральным трендом. Дескать, «сверху» требуют вводить партийную составляющую в муниципальных представительных органах. Однако Людмила Ознобишина вспомнила предысторию вопроса. «Действительно, в 2012 году закрепляется в законодательстве норма, что представительные органы крупных муниципальных образований формируются не менее чем наполовину по пропорционально-партийной системе. Это связывают с медведевской «оттепелью», когда у нас периодически говорили о строительстве партсистемы, о партийной конкуренции», — пояснила она.

 

Однако уже в 2013 году был принят «закон сенатора Клишаса», который эту жесткую норму — «не менее 50% — по партспискам» — отменил. Почему? Просто результаты выборов показали, что поддержка «Единой России» снижается на выборах с четкой партийной составляющей. Все-таки у «партии власти» есть существенный антирейтинг, а по мажоритарным округам «своих» проводить под ликом «просто хороших людей» легче. Появился риск потери большинства. Как только «закон Клишаса» был принят, сразу же поменялись федеральные тренды. Из 20 столиц крупных регионов 14 вернулись к мажоритарной системе.

 

В 2015 году анализ выборов в городские представительные органы региональных столиц показал, что большинство выборов в региональных столицах были мажоритарными. «А там, где они проходили по мажоритарно-пропорциональной системе, вы видите результаты: ЕР набрала чуть больше 50%. А в Йошкар-Оле осталась мажоритарная система, и ЕР набрала 91%», — заметила Ознобишина.

 

Вывод эксперта прост: федеральный тренд заключается не в навязывании партийного представительства, а в предоставлении вариативности в организации представительной власти в городах.

 

Следующий довод разработчиков нового варианта устава: привязка 22 будущих мажоритарных округов к 11 «пермским» округам ЗС. То бишь один округ ЗС будет включать в себя примерно два округа гордумы.

 

Странность такого подхода очевидна. Хитрость в том, что «пермские» округа ЗС нарезаны без привязки к районному делению Перми. А, например, округ № 4 заксобрания включает в себя не только часть Индустриального района Перми, но и Пермского района: Гамово, Нижние Муллы и Култаево.

 

Подальше от народа

 

Теперь о партийном представительстве. «Байки» о развитии доселе слаборазвитых в России партий власти рассказывают уже не одно десятилетие. Однако на муниципальном уровне в мировой практике в принципе не принято давать место партийному представительству. Местное управление связано прежде всего с хозяйственными вопросами на конкретной территории, а не с общими, стратегическими, которые и составляют суть политики. Но пусть: партиям в гордуме быть. Но почему соотношение партийной и одномандатных частей — 39 на 61% (те самые 14 на 22 места), а не 50 на 50%, как это принято в мировой практике, да и в федеральной госдуме? Простая арифметика: при барьере прохождения в 5% малые, оппозиционные партии получат максимум одно место в такой Пермской гордуме. 

 

Для того чтобы получить два места, по подсчетам Ознобишиной, им придется набирать по 15–22% голосов избирателей. Это потребует колоссальных усилий и финансово-организационных ресурсов, которых у малых партий нет. «Можно предположить, кто пройдет по этой системе в ПГД. У нас будет шесть-семь представителей ЕР и по одному представителю от КПРФ, ЛДПР, СР. О каких фракциях, коалициях может идти речь?» — указала Ознобишина.

 

Другие недостатки системы таковы. Укрупнение одномандатных округов (сейчас 36, будет — 22) приведет к слому микрорайонного принципа работы депутатов. «Для эффективной работы депутата в округе нужно, чтобы депутат знал состояние жилого фонда, все УК, состояние дворов, межквартальных проездов. Для этого нужно, чтобы у депутата было от двух до максимум пяти микрорайонов в составе округа», — обрисовала еще один нюанс эксперт. В общем, новая схема отдалит власть от народа.

 

Всем сохранять спокойствие

 

Зачем же, собственно говоря, «огород городить»? На этот вопрос попытался ответить пермский политолог Олег Подвинцев. Он успокоил собравшуюся общественность и экспертов: «Новый устав принимается не на десятилетия, и даже не на годы. Он принимается конкретно под выборы депутатов Пермской гордумы в следующем году. Делается это для изменения формата гордумы и попытки передела сфер влияния в городе. Основные мотивы инициаторы особо и не скрывали в кулуарных разговорах.

 

В комментарии «Пермскому обозревателю» политолог еще более выпукло обозначил интересантов перемен в уставе: «Понятно, дума контролируется группой Плотникова, администрация завязана на отношения с краем и губернатором. Пока они нашли какой-то способ «сожительства». Но этот способ, естественно, временный, который и те и другие не могут долго терпеть. Поэтому выборы по новой схеме должны эту ситуацию изменить. Ключевым игроком является администрация города, у нее больше возможностей влиять на ситуацию, поэтому они постарались сократить число одномандатных округов. И создать систему, которая создает элемент неопределенности и риски для действующего состава депутатов и действующего большинства». Вот так. 

 

Новый проект устава должен быть принят в конце августа этого года.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 18.07.15 - Три жителя Прикамья украли нефтепродуктов на 32 млн
  • 18.07.15 - Пермяк-рецидивист сжег два микроавтобуса
  • 18.07.15 - В эти выходные в Перми потеплеет
  • 18.07.15 - Исполнительный директор завода им. Дзержинского задержан
  • 18.07.15 - Пермский инвалид просит суд исполнить решение, за которое с него взыскано 500 тыс. рублей
  • 17.07.15 - «ЛУКойл» выиграл на аукционе два нефтяных участка в Пермском крае
Рассылка
alfaguard
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"