№19 (946) 16 мая 2017 года (PDF)

Прощай, Ваня!

№19 (946) 16 мая 2017 года
Спектакль сохранится в памяти восхищенных зрителей как одно из ярких театральных впечатлений Спектакль сохранится в памяти восхищенных зрителей как одно из ярких театральных впечатлений

10 мая в Пермском ТЮЗе состоялся последний показ музыкальной фантасмагории «Чонкин». 

 

Спектакль был поставлен художественным руководителем театра Михаилом СКОМОРОХОВЫМ еще в 2006 году. В основе – роман Владимира ВОЙНОВИЧА «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1963-1969) и его продолжение – «Претендент на престол» (1979). Третья часть романа – «Перемещенное лицо» – была написана в 2007 году, поэтому в постановку не вошла.

Спектакль шел на сцене ТЮЗа и вывозился на множество фестивалей несколько лет подряд, имел ошеломительный успех как среди зрителей, так и среди критиков, актеры и режиссер награждались призами. На премьере побывал сам Владимир Войнович, приехавший в Пермь из Германии, куда он был выслан из СССР в начале 80-х годов, в том числе и за этот роман. 

 

Актеры и образы

 

Затем «Чонкина» убрали из репертуара. Причина заключалась в том, что роль почтальонши Нюрки Беляшовой, возлюбленной сожительницы Ивана, первоначально единолично исполняла Светлана

ПЕРМЯКОВА, более известная как кэвээнщица Светка, бывшая актриса ТЮЗа, переехавшая на постоянное место жительства в Москву. Другую роль исполнял еще один легендарный актер ТЮЗа, а теперь тоже москвич, Владимир ШУЛЬГА. Оба они специально приезжали в Пермь играть в спектакле. Потом Светлана стала мамой, и ей было уже не до того.

В 2015 году спектакль возобновили. Было сделано несколько актерских вводов, например, роль Нюрки в последнее время исполняла Виктория ЕЛЬЦОВА. 

В «Чонкине» была занята вся труппа ТЮЗа, причем многие из актеров исполняли по нескольку ролей. Отметим наиболее запоминающиеся. Так, Валерий СЕРЕГИН играл кабана Борьку, вождя всех народов Сталина и одного из ангелов.

Александр КАЛАШНИЧЕНКО задушевно исполнял роли селекционера-самоучки Гладышева (озабоченного выращиванием ПУКСа – гибрида помидоров и картошки, растущих на одном кусте, ПУКС – аббревиатура от «путь к социализму») и районного прокурора.

Трое заслуженных артисток (Валентина ЛАПТЕВА, Наталья ПОПОВА и Татьяна ЖАРКОВА), точно совпадающих по своим весовым параметрам с главарями Третьего рейха, необыкновенно ярко играли Гитлера, Геринга и Гиммлера. 

Одним из полноценных «актеров» был квартет русских народных инструментов «Каравай». На протяжении всего спектакля он в балалаечном варианте исполнял песни 30-х годов вместе с хором девушек, которым руководила самая певучая в ТЮЗе артистка Ирина ШИШЕНИНА. Сам руководитель «Каравая» Олег ЗГОГУРИН тоже оказался выразительным артистом. Смотреть на его точные реакции на происходящее на сцене было одно удовольствие. Кстати, работа в «Чонкине» не отвлекала его от руководства Пермским музыкальным колледжем, который он возглавил в июле 2013-го. 

 

Хороший анекдот

 

Главную роль – солдата Ивана Чонкина – исполнял Михаил ШИБАНОВ. 

– Мне часто задавали вопрос: зачем нужен «Чонкин»? Сюжет, дескать, несовременен и тому подобное. На мой взгляд, «Чонкин» – это длинный хороший анекдот. В каждом анекдоте есть что-то смешное, мы его слушаем, смеемся, нам нравится, затем мы его рассказываем другим. Так вот, «Чонкин» – это такой же анекдот, в котором есть определенная тема. Это не тема войны, точнее, не только она. Это вечная тема любви. Тема человека, который остался человеком среди нелюдей, существ, которые всего боятся и от собственного страха начинают предавать и продавать. И мы сейчас живем примерно в такое же время, и мы пытаемся выжить в этом времени, так же, как выжил Чонкин, – говорит актер.

 

Пост № 1

 

Тюзовский «Чонкин» представлял роман Войновича «один в один», но в несколько сокращенном варианте. Действие разворачивается в 1941 году, перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны. В небольшой деревне Красное (раньше, как гласит роман, она называлась Грязное) совершает вынужденную посадку военный самолет У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать фанерный самолет обратно в часть и решает выставить возле него часового.

В воинской части неподалеку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат с внешностью, далекой от доблестного румяного красноармейца, этакий Иван-дурак, оказывающийся в конечном итоге самым умным, отбывает воинскую обязанность в хозвзводе, занимаясь тем, что убирает навоз из свинарника. Именно его отряжает командование на «пост номер один» у самолета в деревню Красное.

Через некоторое время он начинает сожительствовать с почтальоншей Нюркой, встречается с другими жителями. Затем начинается война, и о Чонкине с его «эропланом» благополучно забывают. О нем бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. Нюркина корова съела экспериментальные посадки ПУКСа селекционера Гладышева. Мстительный и бдительный колхозник написал на Чонкина «телегу» в районное отделение НКВД. Чекисты во главе с капитаном, «романтиком, чекистом, коммунистом» Милягой оперативно реагируют на сигнал общественности, но взять дезертира под стражу оказывается непросто: Чонкин и Нюрка успешно обороняют свое маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк рабоче-крестьянской Красной Армии. Чонкин был легко ранен в результате прямого попадания снаряда в отдельно стоящий сортир Нюрки. Генерал Дрынов, удивленный тем, что полк сражался с одним рядовым и какой-то бабой, награждает его орденом, снятым со своего кителя. Но затем, увидев приказ об аресте Чонкина, отменяет свое решение о награде. Чекисты увозят Ивана из деревни «куда следует».

Особое место в спектакле занимают сны Чонкина, что придает спектаклю, да и роману, некую фантасмагоричность. Во снах Чонкина происходит, как говорится, и смех и грех: мало того, что его в них постоянно расстреливают, так они еще характеризуют советскую действительность как бы с изнанки. Как, впрочем, оно и было на самом деле, если кто помнит.

 

Зал был полон

 

В день последнего спектакля зал был по-прежнему полон, история про «негероического» героя Ваню Чонкина по-прежнему находит самый непосредственный отклик в душах зрителей. Но художественный руководитель Пермского ТЮЗа, постановщик спектакля 

Михаил Скоморохов уверен, что всему свое время:

– Одиннадцать лет играли. Молодые главные исполнители стали солидными, а взрослые – пожилыми. Спектакли в одном составе не могут жить так долго, а омолаживать этот спектакль практически невозможно. Поэтому приходит время, и мы расстаемся.

Конечно, прощаться со спектаклями всегда немного грустно, но, увы, это неизбежно. В театре останутся видеозаписи постановки, фотографии и другие материальные свидетельства ее существования – программки, афиши, костюмы. И конечно, спектакль сохранится в памяти восхищенных зрителей как одно из ярких театральных впечатлений.

 

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка