№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Соцопрос
Виктория Макарова

Кручу-верчу, я тебя хочу

Электоральные предпочтения пермяков подсчитаны и обработаны.

Как известно, всю разрушительную силу общественного мнения и влияния на него исследователи узнали, когда монстр тележурналистики Сергей ДОРЕНКО начал, как мячиком, играть рейтингом Юрия Лужкова.

После ряда авторских программ стабильность последнего в глазах москвичей сильно пошатнулась: с 55 до 50%. Если разница кажется вам не такой уж значительной, напомню, что, по законам социологии, общественное мнение можно только выявлять. Никак не корректировать, выражать и транслировать. А уж тем более общественным мнением нельзя манипулировать. А одна авторская программа, пользуясь авторитетом одного ведущего и одного канала (хотя я не исключаю подготовленную и продуманную кампанию) легко сбросила со счетов выпуклой политической фигуры 5%.

Тем не менее, не рассчитывая на какой-либо «быстрый» результат, многие печатные издания (журналы «Эксперт», «Профиль», «Деньги», «Коммерсантъ-власть», «Огонек», «Независимая газета», «Аргументы и факты») публикуют рейтинги влиятельных лиц на основе опроса, проведенного авторитетными экспертами.

Сегодня мы представим краткие итоги социологического исследования «Оценка деятельности органов государственной власти Пермской области в 2004-2005 гг. избирателями г. Перми и их электоральные предпочтения». Проще говоря, готовые ответы на злободневные вопросы: оценка деятельности региональной власти в 2004-2005 гг., наиболее популярный кандидат на должность губернатора края, рейтинги кандидатов на должность мэра.

К чему это я вспомнила историю с выборами мэра Москвы, «Временем» и «самым ангажированным и хамоватым журналистом на телевидении»?

Дело в том, что тот образ («слащаво-пафосный», «радетель», «исчадие ада» – вариантов много), который СМИ создают тому или иному кандидату, откладывается в памяти и сердцах граждан.

«Как он хорош, как весел, как скуласт…»

Так, стараниями прессы и телевидения Юрий БОРИСОВЕЦ стал если не кумиром женщин, то несомненным фаворитом. По результатам исследования, 14,4% пермячек на ближайших мэрских выборах отдали бы голос именно за него. Да и вообще, Борисовец – типичный дамский угодник, имидж которого до мелочей рассчитан на женщин: обувь пермячкам бережет, рыбку ловит, женский труд уважает, книгу «Молотовский коктейль» рекламирует. А кто у нас самая читающая публика? Вот-вот.

В итоге – перекос PR-кампании в сторону «прекрасной половины». Смена рекламного директора. Потому что, несмотря на то, что женщины более ответственны и активны, главы семей все-таки мужского рода.

«Все не так уж плохо…»

Среди мужчин большой популярностью пользуется Валерий ЧУПРАКОВ: вице-мэру доверяют 16,1% опрошенных. И это факт. «Плевать в шары» (как в прошлом году советовал Валерий Михайлович) можно кому угодно, но в том, что Чупраков вскоре может избавиться от «аутсайдерской» приставки, вполне очевидно. Тем более что вице-мэра поддерживают самые образованные граждане: 29,8% с высшим и 22,4% с незаконченным высшим.

Беда только в том, что как раз эта категория граждан традиционно малоактивна. Тем не менее, спасти кандидатуру Чупракова могут избиратели соответствующих возрастных категорий: так, неплохой результат можно получить от молодежи и среднего возраста (25-34, 35-44) и пенсионеров (55-64). Что касается последних, то практически каждый пятый доверяет Валерию Михайловичу.

«Ходили, как ВИПы…»

Любопытно, что Владимир ПЛОТНИКОВ пользуется популярностью среди людей со средним, средним специальным и незаконченным высшим образованием. И с таким успехом его можно только поздравить.

Кроме того, Владимир Иванович явно пользуется популярностью среди молодежи (20,6%) и людей среднего возраста (15,8%). Именно эти граждане поддерживают Владимира Плотникова и его благие начинания под лозунгом «За правду и справедливость!». Думается, если бы он сменил его на аналогичный «Газ, вода и электричество!», его рейтинг укрепился бы еще больше.

Правда, весь компот портит масштабность плотниковской фигуры. В смысле, есть такой народ, который против: почти каждый третий почти во всех возрастных группах. А на маргиналов и родственные бизнес-структуры рассчитывать не приходится.

Так что стабильности ожидать вряд ли стоит: шансы ВИПа невысоки.

«А глаза добрые-добрые»

Самой низкой популярностью среди обоих полов пользуется ныне действующий мэр Перми Аркадий КАМЕНЕВ: 6,6% (мужчины) и 9% (женщины). Тем не менее, есть и свои достижения: так, 16,2% молодежи (в возрасте от 18 до 24 лет). По всей видимости, медленно умирающая кампания «Каменева в отставку!», скромно притулившаяся к остановке Попова, ни на кого уже не влияет. Кроме того, шансы Аркадия Леонидовича растут в связи с тем, что около 30% горожан, оценивающих свое положение как бедственное, готовы отдать свой голос именно за него. Учитывая активность этой части населения, а также то, что примерно столько же пермяков с незаконченным средним образованием доверяют действующему мэру, кандидатура Каменева может пройти очень даже неплохо. Здесь, на мой взгляд, мы имеем дело с имиджем «отца-радетеля». Посмотрите, как он открывает какую-нибудь соцзащитную контору. Посмотрите на эту улыбку. Оцените уставший, но очень проникновенный голос. И вы поймете, почему каждая десятая женщина с удовольствием отдала бы свой голос именно за него.

Неформат

И, наконец, самое удивительное. Слышали новость: у ОК дела совсем не o’k. Если не верите, а думаете, что добрый и одновременно сильный Константин ОКУНЕВ скоро будет вещать даже из утюга, то… спешу вас огорчить. В топ-листе основных кандидатур этот политик стыдливо спрятался за строчкой «Другая фамилия». И это несмотря на то, что PR-кампания приобретает все более и более изощренные формы. Посмотрите вечерний блок социальных новостей «с секретом», коим и является Константин Николаевич, и вы все поймете. «Отменно тонко и умно». Но: по результатам проведенного соцопроса можем сделать вывод, что на электоральные предпочтения больше влияет пуленепробиваемый Борисовец, который танком напирает отовсюду… Или даже осторожный ЛЕВИ, целеустановка которого до сих пор остается неясной.

Самое интересное, как всегда, осталось за кадром. Если вы хотите узнать, как горожане оценивают шансы Игоря САПКО, хотят ли пермяки видеть Павла АНОХИНА назначенным на должность губернатора Пермского края, и, наконец, чью деятельность – Олега ЧИРКУНОВА или милиции – пермяки считают более эффективной, «Пермский обозреватель» готов предоставить эту информацию на договорных условиях.

Аркадий КАМЕНЕВ об итогах социологического исследования:

– Честно говоря, мое отношение к таким опросам очень осторожное. Я знаю несколько авторитетных фирм, которые профессионально занимаются этой деятельностью. Но даже они иногда ошибаются. К примеру, в моей первой предвыборной кампании в Законодательное собрание мне говорили: «Аркадий Леонидович, все у вас замечательно!». Но когда я попросил независимых экспертов оценить ситуацию, оказалось, что все не так радужно. Пришлось скорректировать кампанию.

Сейчас мы периодически проводим соцопросы, заказывая их только авторитетным фирмам.

О женщинах

Я не хочу отвечать на вопрос о популярности у женщин так, как нескромно ответил один политик. Не хочу обидеть женщин, но большинство из них голосуют эмоциями. Вот красивый мужик мелькнул на экране – и все. Что он там говорит, что делает – неважно. Тем не менее, женскую психологию я знаю и с предпочтениями, которые выявил этот соцопрос, не согласен категорически.

Что же касается рейтинга перечисленных политиков, определенного опрошенными женщинами, худшим из них я себя не считаю.

О молодежи

С 2001 по 2004 год я чувствовал, что работа с молодежью ведется как-то не так. Чтобы была какая-то система, чтобы дело двигалось, нужен человек. Молодежи нужны новые идеи, нужен лидер. К сожалению, в администрации у нас такого человека не было. Я долго искал такого человека и нашел. Это Валерий Стариков. Я провел несколько встреч с ним, он мне рассказал свое видение этой проблемы. И тогда я принял решение назначить его на должность руководителя департамента спорта, молодежной политики и культуры. Дело пошло. Надо главное понять – все, что делается в этой жизни, – большей частью для нынешней молодежи: им жить, творить, совершенствовать модель нашего общества. Наша же задача – продолжать готовить для этого благодатную почву, поощрять молодежные инициативы.

Вы, наверняка, знаете, у нас вся администрация очень любит заниматься спортом, а не только глава города. Мы проводим ежегодную спартакиаду по десяти видам спорта. Другими словами, пытаемся молодежи подавать пример. Я думаю, никого не устраивает, когда молодая девушка, я не говорю о ребятах, идет с бутылкой пива, с сигаретой. А просто так говорить о том, что «девушки, курить вредно, пить вредно» – это все ерунда. Надо проводить такие мероприятия, прилагать такие усилия, чтобы новое поколение переориентировалось в своих предпочтениях с пива и табака на конкретные дела, полезные для них самих и для общества в целом. Думаю, правильно начинать с привития любви к занятиям спортом.

О малообеспеченных

Помните начало этого года? Вступил в силу закон о монетизации, по всей стране – митинги недовольных, перекрытие дорог… Не обошли эти события стороной и наш город. Прежде всего, новшества за-тронули интересы малообеспеченных граждан. Согласен, что закон принимать нужно было, но более взвешенно, обдуманно. Сельчанам, например, этот закон принес определенную выгоду: транспорта нет, телефонов нет, о льготных лекарствах люди и не слышали. Им выгоднее получать деньги взамен эфемерных льгот. В городе тоже есть ряд жителей, которым разумнее воспользоваться денежными компенсациями. Но многие горожане оказались ущемленными в своих правах. Тем не менее, уверен, нравится нам это или нет, государство и дальше пойдет по пути замены натуральных льгот. Но не даром же говорят, что за любой просчет правительства или региональных властей в ответе всегда власть муниципальная: она ближе всех к горожанам, до нее легче дойти, достучаться. Поэтому мы предприняли ряд мер, направленных на то, чтобы смягчить удар по малообеспеченным горожанам от новшеств законодательства.

Согласитесь, малоимущий – это тот человек, который реально ощущает работу городских властей. Глава города, который даже два срока отработал, знает, что узнаваемости стопроцентной не бывает, при этом люди в большинстве знают о реальных делах муниципалитета: все на виду, одними обещаниями людей не накормишь, не поможешь им. Именно малообеспеченные знают, чем занимается власть, что она делает для них.

Только один пример. С вступлением в силу закона о монетизации льгот возникла проблема с обслуживанием горожан отделами соцзащиты. Устраивающие ранее по всем параметрам помещения отделов и комитетов с января буквально стали не пригодными для выполнения основной функции – оказания помощи старикам, инвалидам, малообеспеченным гражданам… Поэтому мы приняли решение открыть два новых комитета: в Свердловском и Кировском районах, на очереди Индустриальный отдел. Кроме того, мы приняли решение открыть консультативные выездные пункты при комитетах соцзащиты, чтобы каждый человек мог обратиться за советом и поддержкой. Сейчас эти пункты уже работают, оказывая реальную помощь населению.

О доступности

По данным «Независимой газеты», проводившей в 2001 году исследование о доступности глав городов для населения, по результатам 10 месяцев Аркадий Каменев лидировал в рейтинге «Независимой газеты» руководителей городов с миллионным населением.

Я, мои заместители, главы районов и руководители структурных подразделений проводят личные приемы граждан, прямые телефонные линии. Когда на сайт главы города поступают вопросы, они берутся на контроль, на каждый обязательно готовится квалифицированный ответ. Сказать, что любой гражданин в любое время сможет прийти к главе города – наверно, это неправильно – на это у главы не хватит времени. Но есть, как я уже сказал, заместители, другие руководители – с каждого я требую неформального подхода к просьбам и заявлением горожан, жестко спрашиваю с тех чиновников, которые занимаются отписками, а такие случаи, увы, бывают. Требую с них, чтобы реакция на проблемы пермяков была оперативной и адекватной.

Справка «ПО»
В I полугодии 2005 года департаментом по культуре, спорту и молодежной политике реализовались как традиционные проекты (выплата именных стипендий города Перми, поддержка социальных проектов общественных организаций и советов микрорайонов, проведение массовых мероприятий), так и новые. Проводятся обучающие семинары, заседания «Центра молодежных инициатив». Для работающей молодежи проводятся туристические слеты-фестивали, творческие гостиные, чемпионаты интеллектуальных игр. Активность молодежи в Перми в этом году выросла почти вдвое.

В этом году в соревнованиях «Кубок Победы» среди допризывной молодежи и военно-спортивных клубов участвовали не только юноши, но и девушки. Проводятся спортивные меро-приятия: Кубок мэра по спортивным танцам «Золотая свеча», соревнования по хоккею «Золотая шайба», соревнования по футболу «Кожаный мяч».

Недавно были подведены итоги шестого городского конкурса дипломных проектов студентов вузов Перми. Итоги подведены по четырем номинациям. Размер премий за работы в этом году повышен.

Программа летней занятости подростков «Отряды мэра» существует уже четвертый год. В этом году в каждом районе работает три смены по два отряда (в каждом двадцать человек). Это 840 человек за лето. Ребята не только благоустраивают улицы и скверы города, но и работают в Бахаревском женском монастыре, этнографическом музее «Хохловка», детских садах и школах. Лучшие будут направлены во всероссийский лагерь «Орленок».
Просмотров: 342
Первая полоса
Ситуация
Диагноз
Активы
Соцопрос
Обратный отсчет
Гранатовый блокнот
Финансовые инструменты
Фельетон
Образ жизни
Дарование
Спорт
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100