№39 (391) 20 октября 2008 года

Портрет в интерьере судьбы. Сергей Федотов и его театр

№39 (391) 20 октября 2008 года

Начнем с давнего. Во время службы в армии рядовой Федотов сумел убедить свое начальство – и создал первый солдатский драматический театр, который просуществовал до тех пор, пока служил Федотов. Случай абсолютно беспрецедентный за всю историю советской армии. Это о страстной профессиональности.



Спустя 20 лет

7 октября театр «У Моста» праздновал юбилей. Художественный руководитель театра, заслуженный артист Российской Федерации — Сергей ФЕДОТОВ. Родился в Перми, после окончания школы поступил в Пермский государственный институт культуры, отслужил в армии.

После окончания института, до призыва в армию, Федотов успел создать в Нытве свой первый театр. Этот студийный театр оказался настолько самобытным, что его спектакли приезжали смотреть театралы из Перми и других городов. После прихода из Вооруженных Сил, он решил перевезти свой театр-студию из Нытвы в Пермь. В ДК телефонного завода он оборудовал театральный зал на сто мест, куда сразу повалил зритель. Слава фантастического, мистического театра, способного поразить воображение даже самого искушенного театрального зрителя, закрепилась за его театром сразу и сохранилась по сей день.

Все, что ставили в театре «У Моста», завораживало неподдельной страстью, какой-то первородной, необузданной энергией, переполняющей сцену и зрительный зал. Молодые актеры, безоглядно доверяющие своему Мастеру, вместе с ним влюбленные в свое Дело, создавали потрясающие спектакли! Легендарную «Панночку» по пьесе Н. Садур сыграли более 2000 раз, и она до сих пор идет с неизменными аншлагами. Жутковато-притягательный «Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича, гротескно комический «Мандат» Н. Эрдмана, завораживающий «Дракон» А. Шварца – эти спектакли занимали совершенно особое и весомое место в палитре пермских театральных впечатлений 1980-90 годов.

Капризная фортуна неизменно улыбалась Федотову: в 1992 году театр получил статус городского и небольшое, но уютное здание по адресу: Куйбышева, 11. В новом качестве – художественного руководителя городского профессионального театра Федотов развернулся вовсю. Яркие премьеры следовали одна за другой. Театр стали наперебой приглашать на разные фестивали в России и за рубежом. И что самое невероятное – в репертуаре театра была только классика, проверенная временем. Что удивительно, в то время бытовало стойкое мнение, что на классику зрителя не заманишь ничем. Это мнение Федотов разбил блистательными постановками пьес Н. Гоголя, М. Булгакова и Ф. Достоевского. На «Женитьбу» и «Ревизора» уже изначально нельзя было достать билетов. А на «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» до сих пор очень трудно попасть. Практически во всех своих спектаклях он выводит зрителя за рамки реалистического, на уровень бессознательного и интуитивного. Он создает уникальный театр управляемого подсознания. Объединяя импровизационно-интеллектуальную школу Михаила ЧЕХОВА, изощренный психологизм Ежи ГРОТОВСКОГО и эстетику театра жестокости Антонена АРТО, Федотов создает нечто уникальное, ни с чем не сравнимое, что притягивает зрителя как магнитом.

Мистический театр

Вскоре театр стал желанным гостем в Чехии, Польше, Германии и Австрии. Вклад Федотова в театральную культуру России был оценен присуждением звания Заслуженного артиста Российской Федерации в мае 2004 года. А за два месяца до этого он был признан в Чехии лучшим режиссером года и награжден Чешской национальной премией. Совершенно уникальный случай, до Федотова ни один иностранный режиссер не удостаивался такой чести. Но Федотов, на то он и Федотов, что он никогда не останавливается на достигнутом. Досконально исследовав миры классиков, он обратился к современному автору. Новый виток популярности театра начался с блистательной премьеры пьесы Мартина Мак-Донаха «Сиротливый Запад». Этот спектакль принес Федотову славу первооткрывателя для российского театра неизвестного ирландского драматурга. С легкой руки пермского режиссера многие театры нашей страны обратились к творчеству Мак-Донаха. Сегодня в России поставлено уже больше 100 спектаклей по его пьесам.

Еще один секрет театра «У Моста» в том, что он никогда не перестает репетировать свои постановки. Благодаря этому спектакли театра не стареют, хотя многие играются уже более 10 лет. Панночка идет 18 лет, но постоянно репетируется и дополняется новыми мотивами и обстоятельствами. Молодые артисты, пришедшие в театр, обязательно должны, подобно Хоме Бруту, пройти испытание «Панночкой». Благодаря этому, практически за один сезон молодые актеры осваивают эстетику театра «У Моста», их дарования крепнут и развиваются. Постоянно репетируя идущие спектакли, Мастер имеет уникальную возможность редактировать и даже заново переосмыслить некоторые мотивы своих прежних постановок. В последние годы «Панночка», «Женитьба», «Мастер и Маргарита», «Самоубийца» – «фирменные» спектакли театра зазвучали по-новому. Мистическому началу пришлось потесниться. Его теперь властно разбавляет лирическая составляющая. В «Панночке» неожиданно вышла на первый план тема любви, как дара, как благословения судьбы, как испытания, которое не каждому дано выдержать. Эта тема связана, прежде всего, с Хвеськой, невероятно нежно и трогательно исполняемой молодыми актристками театра. В «Мастере» проступила на первый план новая горькая тема. Персонажи свиты Воланда, гости на сатанинском балу демонстрируют теперь не столько инфернальные черты, сколько до боли, до отвращения узнаваемые мелочность, тупость, ублюдочность нашего с вами мира. В этом контексте совершенно новый смысл приобретает история Мастера и его возлюбленной – в спектакле остро и горько звучит тема отчаянного мужества, которого требует от человека следование обыкновенным, подлинно человеческим нормам жизни. Совершенно по-новому прозвучали «Игроки». Персонажи этого спектакля уже мало напоминают чертей, это, скорее, жуткое воплощение жесткой и жестокой беспощадности реального мира, в котором романтику-одиночке просто нет места! И так – во всех спектаклях.

Катарсис

И в новых постановках лирическое начало берет верх! Две трагедии Шекспира – «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» поставлены жестко и мужественно. Сцена скована грубым деревянным каркасом. На деревянном подиуме главенствует шекспировское слово, его страшная мысль – в прекрасном цветнике мироздания нет места человеку с подлинно высоким строем души. Федотову удается создать зрелище воистину трагедийного накала! Пронзительная игра артистов приводит зрителя к катарсису. Третий спектакль по Шекспиру диаметрально противоположен двум первым. Искрометная «Двенадцатая ночь» с запутанными любовными историями – это непрерывная клоунада, безудержное дуракаваляние и шекспировская насмешка над самыми мрачными прозрениями своих трагедий. С огромным успехом в театре идут музыкальные спектакли – «Термен» П. Зеленки и «Юнона» и «Авось» А. Вознесенского и А. Рыбникова, в которых романтическая стихия разворачивается во всю свою силу и потрясает зрителей. Невероятно красив жутковатый «Дракула» Б. Стокера, в котором сатанинская, черная бездна отступает перед любовью. Но, конечно, важнейшими достижениями последних сезонов театральная критика считает уникальные трагикомические постановки Мак-Донаха – «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый Запад». Любовь и ненависть так тесно переплетены здесь, что невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Каждый из этих спектаклей представляет собой самостоятельное целое. Но именно в качестве трилогии открывают они для зрителя всю глубину духовного вакуума, в котором оказался современный человек. Федотов не жалует новую драматургию. Его не привлекают пьесы на злободневные темы, он противник каких бы то ни было современных аллюзий. Но Мак-Донах притягивает его близостью духовных и художественных исканий, умением пробиться к самым глубинным тайнам нашего сокровенного «я», взорвать их, сделать объектом сильного эмоционального переживания. Спектакли по неизвестным ранее пьесам молодого ирландского драматурга принесли театру больше всего наград на различных фестивалях.

В одном из интервью Федотов признался, что все, что он ставит в своем театре – о любви. Это не значит, что мистическое начало ушло из его спектаклей. Скорее, оно преобразилось, дополнилось новыми красками. Совсем не черти теперь в центре внимания режиссера. Да и что может быть иррациональнее и могущественнее любви?!

Театр «У Моста» по-прежнему переезжает с фестиваля на фестиваль, их за это время – уже 68. По-прежнему он получает главные награды, в прошедшем сезоне вошел в десятку лучших театров России, представив на главном фестивале страны «Золотая маска» свой уже легендарный спектакль «Сиротливый Запад». С огромным успехом прошли гастроли в Праге, завершившиеся приглашением гениального польского кинорежиссера Кшиштофа ЗАНУССИ посетить его резиденцию в Варшаве. «Мостовцы» показали Занусси «Игроков», чем так заинтересовали мэтра, что он изъявил желание поставить спектакль в театре «У Моста». Судьба благосклонна к театру и его создателю.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка