№16 (515) 23 апреля 2011 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№16 (515) 23 апреля 2011 года | Скандал
Оксана АСАУЛЕНКО

Куда вы, со своим татарским?

В Березовском районе Пермского края не осталось ни одной национальной школы. А детей из татарских семей определяют в коррекционные классы из-за плохого знания русского языка.

В редакцию «ПО» от имени родителей школьников, которые лишились возможности обучаться на родном татарском языке, обратилась Эльфера БЕЛЯЕВА, мама второклассницы из деревни Батерики. Она сообщила, что в Березовском районе Пермского края не осталось ни одной национальной школы.

Под предлогом модернизации

Как выяснилось, в Березовском районе Пермского края, где 20% коренного населения – татары, не осталось ни одной национальной общеобразовательной школы. С 2008 по 2010 год закрыли татарский детский сад в деревне Батерики, национальную школу в деревне Копчиково (70 учащихся), еще две начальные школы в деревне Ванькино (18 учащихся) и Антонково (12 учащихся). Из-за того, что родители были не согласны с ликвидацией образовательных учреждений, районные власти добились того, что здания признали аварийными.

Эльфера Беляева: «Раньше наши дети до 5 класса учились на татарском языке, дальше на русском, но с изучением родного языка и литературы. Теперь родной язык в старших классах предлагается в качестве факультатива. А скоро не останется даже начальной ступени. Получается, что систему национального образования, сложившуюся в Перм-ском крае с учетом его исторического развития, просто уничтожают».

И все это, несмотря на то, что Концепция модернизации российского образования, на которую любят ссылаться чиновники-оптимизаторы, вообще-то была рассчитана до 1 января 2010 года. В Пермском же крае ликвидация сельских школ продолжается.

Как все начиналось

В Заборьинском и Кляповском поселениях дети-татары оказались в коррекционных

классах только из-за того, что плохо говорят по-русски. Выпуск-

ники окончат 9 классов с «волчьим билетом» – справкой, и дорога в будущее для них будет закрыта. Да и те, кто попал в обычные классы, скатились до «троек».

Ученики вынуждены ездить в школу на автобусе. Малыши встают в 6-7 утра, идут 2 километра до остановок, которые никак не оборудованы. Возвращаются домой после 4-х вечера. Какое желание постигать науки останется после таких мытарств? «Ребенок ощущает свою ущербность, – говорят родители. – Одни стесняются, что они татары, другие начинают ненавидеть русских школьников». В таких условиях дискриминации многие татарские семьи предпочитают сами отказываться от родной культуры, заставляя детей говорить только по-русски.

В то же время в деревне Батерики стоит почти достроенное здание типовой школы, которую хотели сделать национальным образовательным центром, но в 2003 году объект заморозили.

«Дети в гневе начали разрушать здание, хотя до этого все: и стар, и млад – с радостью ждали, когда откроются двери новой школы…».

Эльфера Беляева:

– Мы, родители, оказались бесправными в защите собственных детей. Нашим детям создают такие условия, при которых они сами себя могут невзлюбить, что родились татарами. Мы не требуем привилегий, мы просим соблюдения законов. Мне хорошо запомнилось, как министр образования Николай КАРПУШИН во время телефонного разговора по поводу сохранения Батериковской школы сказал мне: «Куда вы, со своим татарским?

Ветхие, старые, пустые…

Министр образования Пермского края Николай Карпушин известен внедрением подушевого финансирования, частных детских садов, активной причастностью к оптимизациям и ликвидациям школ. Когда еще никто в стране не замахивался на систему образования, считавшуюся одной из лучших в мире, он уже «летел впереди паровоза». Во времена управления Николаем Карпушиным городским комитетом по образованию очередь в детские сады в Перми достигла 19 тысяч человек. У прокуратуры Пермского края нашлись к чиновнику и другие вопросы, даже уголовное дело возбудили. Казалось, наших детей оставят в покое, но вскоре политическая ситуация изменилась, дело развалилось, и Николай Карпушин стал министром. Сегодня он уверяет, что закрывает «только ветхие, старые, пустые школы… В деревне Батерики нет необходимости в национальной школе, там мало детей. Жители решили строить такой центр в самой Березовке. Там все будет. Татары ни в чем не ущемлены, у них прекрасное образование, учебники и т.д. Жители со всем согласны, кроме одной женщины, которая и пишет вам письма», – заявил Карпушин «ПО».

Внутренняя политика

Внутренней политикой Пермского края в отношении национального вопроса занимается целое управление в администрации губернатора. На сайте оптимистичная информация о многонациональном крае, где усиленно поддерживают все народности. Но простой вопрос: «А есть ли хотя бы у одного национального центра Прикамья свое помещение?» – ставит начальника управления Михаила КАМЕНСКИХ в тупик. Он заявляет: «Желающие могут собираться в помещениях общественных организаций».

«Собираться нам негде, – рассказывает заместитель руководителя «Национально-культурной автономии татар и башкир Пермского края» Николай ГАРАЕВ, – мы давно говорим о национальном центре, но его нет. Национальные школы очень востребованы, их надо открывать, а не закрывать, нужны также специальные классы в общеобразовательных школах. Как можно так пренебрежительно относиться к столь важному вопросу. Если мы так и будем уповать на то, что у нас самый благополучный в этом плане регион, то и не заметим, как окажемся в огне межнациональной розни. И сегодня тревожные сигналы уже повсюду».

Если умрет язык…

Непонятно тогда, что за информация размещена на упомянутом уже сайте дословно: «ДОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ (Центр поддержки общественных национально-культурных организаций Пермского края) создан в рамках и на средства краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края в 2007 году». Спрашиваем – где такой? Михаил Каменских не знает. А ведь Дом Дружбы в Перми есть. Только это общественная организация, возглавляемая Ириной ЛЕЖНЕВОЙ. Организация не имеет своего помещения. При этом, как рассказывает Ирина Васильевна, когда она приезжает с делегацией в другие регионы, ее встречают хлебом-солью, в первую очередь, губернаторы соседних областей. Государственные Дома Дружбы есть даже у тех, кто не имеет такой истории, как Пермская земля.

Ирина Лежнева, председатель правления ПРООО «Дом Дружбы»:

– Представьте себе, у нас, в Коми округе, практически не осталось ни одной национальной школы. Терпеливые коми-пермяки не ропщут. При этом на филфаке ПГПУ есть коми-пермяцкое отделение, но где работать выпускникам вуза, если язык стал просто невостребован. Если умирает язык – умирает народ.

Они не чувствуют себя равноправными жителями края, они выживают, как уж тут сохранить свои исконные традиции? При этом мы не хотим воспользоваться удачным опытом других стран, где разработаны, например, такие технологии, как «языковое гнездо», когда в одном образовательном учреждении несколько национальных групп, которые взаимно обучают и обогащают друг друга. Было бы желание…

Может, и правильно, что важной темой занимаются такие вот общественные организации? Тогда непонятно, а куда идут бюджетные деньги? На «Краевую целевую программу развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 гг.» выделено 68 млн 730 тысяч рублей.

«Они хотят развалить Россию»

Татары исторически проживают на территории Пермского края, по численности занимают второе место после русских. Согласно данным ЮНЕСКО, в мире, где насчитывается 7 тысяч языков, татарский относится к 14 наиболее коммуникационным. На протяжении веков этому народу удавалось сохранять свою культуру, уникальные традиции. Что же происходит сегодня?

Муфтий Пермского края Мухаммедгали хазрат Хузин:

– Этот посыл дает федеральный центр. Негодяи из министерства образования РФ исключают национальные компоненты из общеобразовательной программы. Это разрушители российской государственности, стабильность которой – в многообразии этносов и культур.

Они хотят развалить Россию, при этом безграмотные люди даже не знакомы с печальным опытом мировой истории. Ведь деньги на школы найти можно – сегодня есть примеры, когда привлекаются инвесторы, бюджеты разных уровней, Татарстан не отказывается помогать.

Десять миллиардов не знают куда потратить, кладут бюджетные средства под минимальный процент в «свои» банки, а на детей денег нет! Народ довели до крайности, он на грани вымирания. Я говорю про русский народ вообще, включая все национальности.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна МАРГОЛИНА комментирует ситуацию не только по Березовскому, но и по другим районам края:

– Национальные школы можно и нужно сохранять. Недавно я была в Юсьвинском районе Коми округа. Там также планируют закрыть национальную школу, не особо считаясь с мнением родителей, педагогов и детей. А ведь в этой школе семь педагогов с высшим лингвистическим образованием. Не во всех вузах есть такие кадры. Родители идут навстречу исполнительной власти, для которой осталось одно мерило – деньги, соглашаются на закрытие ненужных больших помещений объясняют: «Оставьте нам небольшое, но отремонтируйте его». Но их никто не слушает, пытаются решить все без их участия, а потом поставить родительскую общественность перед фактом.

По словам Татьяны Марголиной, национальные школы помимо образовательной функции играют крайне важную роль – сохранение культуры и родного языка. «Это школы с особым статусом, это центры культуры, – поясняет Татьяна Ивановна. – Кстати, мы пролоббировали на краевом законодательном уровне поправки, позволяющие получать таким школам дополнительное финансирование. В Перми такой «особой» школой является гимназия №11. Это не просто школа или музей, это центр культуры, духовности, просвещения. Их нужно сохранять». Краевой омбудсмен уверена, что о законодательных возможностях руководству образовательных учреждений никто в городах и весях края не рассказывает: «У меня серьезные претензии и вопросы к мест-

ным отделам образования. Почему школы не пользуются этими возможностями? Да потому что не знают о них, местные чиновники не спешат об этом говорить».

Дошло до того, что дети стесняются родного языка: «Спрашиваю у детей в школе Юсьвинского района: «Вы знаете коми-пермяцкий язык?» – переглядываются… Одна девочка поднимает руку. Говорю ей: «Ты самая богатая, ты знаешь свой язык». И только тогда (!) дети наперебой начинают кричать: «А я тоже знаю!», «А я дома на нем разговариваю!» До какого абсурда нужно было довести ситуацию с образованием, с воспитанием, чтобы дети стеснялись своей родной культуры?»

«А как они добираются до школ, – вздыхает омбудсмен, – три километра пешком, потом на автобусе. Это же в 6-7 утра им надо вставать. Разве это не отразится на их здоровье, учебе? Это издевательство».

Родители из деревни Батерики отправили уже более 25 жалоб на имя губернатора края Олега ЧИРКУНОВА, спикера парламента Николая ДЕВЯТКИНА, депутатов Валерия ЧУПРАКОВА, Ирины КОРЮКИНОЙ, написали в приемную премьер-министра, президента, прокурорам всех уровней.

Просмотров: 566


КОММЕНТАРИИ

Добавлено: 25.04.11 | Автор: 
Так может обратно в Татарстан?! Помнится по истории, что татары поселились в Прикамье сбежав от крещения во времена Ивана Грозного. А самый богатый татарин А.Кузяев теперь еврей! А Ибрагимка теперь араб!А где Абдрашитов борец с коррупцией?
Добавлено: 25.04.11 | Автор: 
А если серьезно, то нужно к уполномоченному по правам человека обращаться и в Конституционный суд в связи с ограничением конституционных прав малых народов России изучать национальный язык. Провести ряд пикетов перед Куйбышева,14.
Добавлено: 25.04.11 | Автор: 
Кстати, в Татарстане русским разрешают изучать русский язык, но в аттестате стоят оценки за русский и татарский языки.
Добавлено: 26.04.11 | Автор: 
О чем вы говорите? Реформа образования в Россиянии предусматривает вообще исключить для русских РУССКИЙ ЯЗЫК из числа обязательных. Что говорить о малых народах?
Добавлено: 26.04.11 | Автор: 
То есть, пусть татары уже спасибо скажут, что русскому языку ещё учат?! Что-то не осталось среди татар-башкир Прикамья заметных лидеров. Последнего Альфреда Хайбрахманова съели. Срочно нужен национальный лидер...
Добавлено: 27.04.11 | Автор: 
Предлагаю:Валиев Марат Байрамшович-директор Пермского кадетского корпуса, заслуженный учитель Российской Федерации,
Добавлено: 27.04.11 | Автор: 
отличник физической культуры и спорта РФ, правительственная награда –медаль «Патриот России» занесен во всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России».
Добавлено: 27.04.11 | Автор: 
И коллектив у него работоспособный, и по жизни ему нечего стыдиться и краснеть. Татары-башкиры предлагайте-голосуйте.
Добавлено: 28.04.11 | Автор: 
Увы, Валеев М.Б. помимо всех своих заслуг не чист на руки. В его школе постоянные ревизии и обнаруженные крупные суммы махинаций. Так что забудьте про него.
Добавлено: 28.04.11 | Автор: 
Происки конкурента - Гаджиевой.
Добавлено: 28.04.11 | Автор: 
Кстати, может Гаджиеву и сделать лидером татаро-башкир, она же татарка.
Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
Перевозки
Благоустройство
Жилкомхоз
Комментарии
процесс
Приговор
Без стратегии
Инфраструктура
я же говорил!
Ну и ну!
Расследование
Строительство
Скандал
Концерт
Событие

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта