№39 (190) 11 октября 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№38 (189) 04 октября 2004 года | Обзор рынка
Екатерина Корнева

Продаю музыку. Срочно. Дорого!

Законы рынка регулируют сегодня не только процессы экономического развития, но и такую «непродажную» сферу, как музыка.

Музыкальное искусство является частью духовной, интеллектуальной жизни общества. Продажность в этой области во все времена считалась синонимом морального падения, эстетического безвкусия, низкого качества. Однако сегодня многие музыканты стоят перед дилеммой: идти на поводу у публики, диктующей своим кошельком, каким должно быть музыкальное искусство, – и процветать, или сохранять верность многовековым традициям, художественному идеалу – и жаловаться на постоянное безденежье и невнимание властей к проблемам творческой личности.

Возможен ли компромисс между потребностями массового слушателя и творческими порывами музыканта? Существует ли «золотая середина», при которой и волки будут сыты (то есть запросы публики удовлетворены), и овцы (вечные ценности искусства) целы? Что предлагает пермякам музыкальный рынок? Есть ли конкуренция среди пермских музыкантов? Кто диктует ценовую политику? Ответы на эти и многие другие вопросы дает беглый мониторинг музыкальной инфрастуктуры Прикамья.

Музыкальная недвижимость

Несомненно, как и на настоящем рынке недвижимости, дороже ценится центр города, где количество квадратных метров прямо пропорционально вкладу в музыкальную копилку. В Перми до недавнего времени был лишь один подобный объект – театр оперы и балета. Государственный. Академический. Имени Чайковского. Каждый титул словно добавляет нули в стоимость билетов в партере. Но оказывается, эта недвижимость доступна даже студенту: входной билет для учащихся музыкальных учебных заведений стоит всего 10 рублей. Театр предлагает покупателю-зрителю два вида продукции – соответственно, вокального и хореографического жанра. Быстрее и лучше продается балет. При ценах от 30 до 250 (партер) рублей. Это не только красивые стройные девушки на пуантах, но и приятная, знакомая с детства по телевизионным концертам музыка: будь то «Жизель» Адана или «Щелкунчик» Чайковского.

Темпы продаж оперы несколько ниже (а еще десятилетие назад были значительно ниже). Сейчас средняя стоимость билета – 100 рублей. Поэтому современная оперная политика театра выдержана в стиле интриги: мировая премьера – «Лолита» Щедрина; в формате сериала – «Оперная Пушкиниана»; продвигается по классическим законам рекламы «Клеопатра» с бодибилдерами на сцене; использует уже раскрученные брэнды вечер моноопер «Женские истории».

Музыкальная недвижимость продается и на экспорт: в августе завершились европейские гастроли балетной труппы, которые значительно подняли международный рейтинг театра, да и артисты с музыкантами пополнили свой скромный личный бюджет. Правда, заработки сопровождались не только впечатлениями от заграницы, но и определенными моральными издержками: целый месяц, изо дня в день, иногда по два раза, снова и снова – «Лебединое озеро».

На рынке музыкальной недвижимости Прикамья в декабре прошлого года состоялось пополнение: открылся долгожданный концертный зал областной филармонии (только в 68-м сезоне), центром которого стал орган немецкой фирмы Glatter-Goetz Orgelbau GmbH – одного из крупнейших производителей музыкальных инструментов подобного класса в Европе. Специалисты высоко оценили возможности пермского органа и выверенную компьютерными методами акустику зала, а публика – стильные интерьеры и новые концертные программы. Посещать концерты в органном зале сегодня престижно и модно. Поэтому дорогие (до 500 рублей) билеты на концерты зарубежных музыкантов уходят «влет». Афиша органного зала разнообразна: от фестивалей до сольных концертов и детских абонементов, куда можно прийти всей семьей. Этот культпоход будет необременителен для семейного бюджета: стоимость билета от 80 до 150 рублей.

Культурные брэнды

Культурные брэнды Прикамья давно взяты на учет рыночной статистикой: деревянные боги и пермский балет, звериный стиль и дом Дягилева, пермская книга и Стефан Великопермский. Брэнды востребованы публикой, работают на имидж региона, привлекательны для гостей города.

Среди музыкальных брэндов есть коллективы, о которых необходимо сказать отдельно.

Уральский камерный хор был создан почти три десятилетия назад. Более 25 лет его бессменный художественный руководитель – маэстро Владислав НОВИК (один из немногих музыкантов Прикамья, имеющий почетное звание народного артиста России). Творческое кредо Новика и его хора – возрождение русской духовной музыки, русской певческой культуры. В активе – восемь компакт-дисков с уникальными записями: все церковные «Двунадесятые» праздники, Пасха, Страстная седьмица, Панихида, Всенощная… Диски, записанные во Франции, давно стали раритетом. Сигнальные экземпляры хранятся, как зеница ока.

Уральский камерный хор покорил Францию и Германию, Италию и Данию, выступал в Храме Христа Спасителя в Москве, на престижных российских и международных фестивалях. Сегодня хор, как и многие музыкальные коллективы Прикамья, находится на бюджетном «сухпайке», поэтому вынужден отказываться от зарубежных гастролей. Спонсоры не хотят вкладывать деньги в прошлое русской культуры. А ведь без него может не быть будущего.

Ценителям высокого искусства настоятельно советуем посетить концерты Уральского камерного хора в художественной галерее – исключительная акустика кафедрального собора создает удивительное ощущение причастности к вечности. Процедура очищения души рядом с пермскими богами и монументальным иконостасом стоит всего 150 рублей.

Билеты на концерт Губернского оркестра не купить ни за какие деньги. Потому что коллектив – один из лучших в России военных духовых оркестров – не занимается концертной деятельностью в чистом виде. Зато подтянутые музыканты в парадной форме – обязательные участники статусных официальных мероприятий. Городские праздники, марш-парады, бал губернатора – везде первым шагает Губернский оркестр. Маэстро Евгений ТВЕРЕТИНОВ – настоящий полковник: строгий, спортивный, суперответственный и... добрый.

Прошлым летом любители сочных и смелых звуков духового оркестра получили в подарок от городских властей три больших воскресных концерта в сквере оперного театра. Нынче – жители Паркового были удивлены зрелищем музыкального дефиле, шествующего за ретро-грузовичком на открытие торгового центра «Чкаловский».

И Уральский камерный хор, и Губернский военный оркестр – музыкальные коллективы, не имеющие конкурентов в своем жанре.

Кто спел, тот и съел

Пожалуй, самая острая конкуренция существует на музыкальном рынке «средних форм» – различных ансамблей «народной песни и пляски». «Ярмарка», «Россияне», «Ба-ба-ту», «Хорус-квартет» и даже цыганский коллектив «Ромен» соревнуются на ниве адаптированных и модернизированных фольклорных мелодий: от русской протяжной лирической песни до залихватской плясовой, от музыки в стиле кантри до страстных цыганских напевов.

Большие афишные концерты таких коллективов – редкость, так как их организация очень затратна (как правило, ансамбли не имеют собственных сценических площадок, только арендуют административные и репетиционные помещения). Эти коллективы можно увидеть в сборных концертах, они активно участвуют в избирательных кампаниях разного уровня, корпоративных праздниках.

Главное достоинство таких групп – мобильность, готовность выступать на любой сцене – будь это праздник урожая в районном центре или частная вечеринка в элитном ресторане. Ангажируют их, как правило, на вечер, хотя возможны варианты. Средняя стоимость концерта – 15 тысяч рублей.

У каждого из упомянутых ансамблей – свое лицо, своя «изюминка», свой стиль. Пожалуй, именно этой категории музыкантов удается балансировать на границе культуры и искусства. Они понятны широкой аудитории и являются настоящими профессионалами в своем деле. Поэтому такие коллективы – самые «выездные» среди пермских музыкантов. Достойно представили в этом году музыкальное Прикамье за рубежом «Ярмарка» (на международном фестивале в Швейцарии) и «Ба-ба-ту» (в городе-побратиме, он же «sister-city», Луисвилле, США).

В легком жанре

В сфере популярной музыки нашим исполнителям еще далеко до мировых стандартов. Хотя в послед-ние годы ситуация на рынке развлекательных жанров несколько оживилась. Музыкально-продюсерский центр «Браво», специализирующийся на сборных эстрадных концертах «местными силами», пышно отметив трехлетний юбилей, во главе с шоуменом Дмитрием ПИСАРЕВЫМ перебрался в Москву (шансов для «раскрутки» там больше, да и тарифы другие – конвертируемые).

Певица Наталья ШНАЙДЕР – первая выпускница отделения музыкального искусства эстрады Пермского музыкального училища, стала участницей Всероссийского конкурса артистов эстрады (дойдя до окружного тура). Театр песни ныне покойного Василия ХРИСТОВА котируется только на региональном рынке, украшая своими выступлениями Дни малых городов Прикамья и профессиональные праздники шахтеров и лесников. Стоимость концерта Натальи Шнайдер и Театра песни – 15 тысяч рублей.

Пермский мюзик-холл танцует в кафе и барах ночного Марокко. Феерические зрелища в стиле «Мулен руж» – впереди. В принципе, каждое уважающее себя учреждение досуга имеет свое «музыкально-развлекательное» шоу. Вокал и канкан, инструментальный ансамбль и стриптиз – в зависимости от «среднего чека» варьируется и вечерняя программа. Однако этот репертуар редко выносится на большую сцену, и звезды этого «кабачка 12 стульев» не известны широкой аудитории.

То ли пермяки еще не раскусили качество местной музыкальной продукции, то ли слишком сильны в сознании публики штампы телеканалов, однако эстрада «пермского розлива» пока плохо покупается.

Дорогие гастролеры

Самыми рентабельными на музыкальном рынке оказываются концерты «раскрученных» звезд. Причем неважно, в каком жанре: академическая музыка, джаз, мюзикл. Привлекательными для публики оказываются и разовые «сольники», и долгосрочные проекты.

Среди последних стоит отметить проект Пермской филармонии «Международный джазовый фестиваль», арт-директором которого и постоянным «играющим тренером» является Даниил КРАМЕР. Джазовый пианист привлекает к участию в проекте своих партнеров по международной джазовой сцене. Благодаря широкому кругу друзей коммуникабельного Крамера, пермяки услышали Сергея МАНУКЯНА и Игоря БУТМАНА, Джо ЛОККА и Отеллу ДАЛЛАС, Кармен ЛАНДИ и Дидье ЛОКВУДА. Стоимость билета – от 100 до 500 рублей.

Еще один долгосрочный проект – Музыкальный фестиваль Сергея СТАДЛЕРА – реализует на пермском музыкальном рынке фирма «Савва-иллюзион». Концепция этого проекта: Сергей Стадлер в разных ипостасях – от солиста-скрипача и камерного музыканта до симфонического и театрального дирижера плюс именитые артисты Большого театра, Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, качество исполнения не всегда соответствует «громкости» приглашенных имен, однако публика добросовестно отрабатывает стоимость билетов (такая же, как у Крамера) продолжительными аплодисментами и криками «Браво!».

В Перми работает несколько прокатчиков, и существует несколько прокатных площадок, специализирующихся на дорогостоящих гастролерах. Среди них – культурно-деловой центр, муниципальный Дворец культуры (имени Свердлова), цирк. Не прочь заработать на гастролерах в свободное от основного репертуара время и пермские театры. У каждого прокатчика – свои связи в мире «большого» искусства. Единственное, что иногда играет на «понижение акций» на музыкальном рынке и снижение прибыли, – несогласованность концертных планов разных прокатчиков и областных учреждений культуры.

Неоднократные попытки договориться между собой пока не привели к результату. Сводную концертную афишу (как принято в уважающих себя музыкальных мегаполисах) никто не берется верстать. Страдает публика, стоящая перед выбором, куда пойти: на премьеру в оперный театр или на престижный концерт в КДЦ?

Джаз. Только джаз

Как ни странно, пермская публика охотно посещает джазовые концерты. Видимо, темпераментные ритмы и терпкие интонации джаза повышают тонус привыкшего к неустойчивой уральской погоде организма. Среди предлагаемых пермякам «марок» – уже упоминавшиеся концерты Крамера и Cо. Повышенным спросом пользуется широко разрекламированный на TV Игорь Бутман, особенно при поддержке Hennessi. Выдержанный коньяк и страстный саксофон Бутмана неплохо дополняют друг друга. Это товар для изысканных ценителей жанра по соответствующей статусу цене: 500 рублей и выше за билет, столько же – за 50 граммов напитка в фирменном бокале.

Для мидл-класса существует перм-ский джаз. Не часто, но случаются концерты пермских джазменов: квинтет Владимира ВЕНЦЛАВОВИЧА, оркестр Валерия ПРОТАСЕВИЧА, брасс-квинтет Сергея ХАРУЗИНА, джаз-бенд Евгения МАНЦЫРИНА, Junior-бенд музыкального училища (руководитель – Алексей ПРОСКУРНИН). Чаще эти коллективы выступают в тематических «сборниках». последний был посвящен юбилею Венцлавовича. Предыдущий – юбилею патриарха пермского джаза Генриха Терпиловского.

Работают пермские джазовые коллективы и на корпоративных вечеринках «продвинутых» фирм, и попарно-поодиночке в элитных ресторанах города.

Заявило о себе на музыкальном рынке и молодое поколение пермского джаза. Трио «Модуль» (Виталий Коваленко – фортепиано, Игорь Рязанов – контрабас, Владимир Яковлев– ударные) в минувшие новогодние праздники выступило на сцене оперного театра в концерте «Песни любви» с Татьяной КАМИНСКОЙ и Сергеем ВЛАСОВЫМ. Конечно, оперный вокал в сочетании с джазовыми гармониями и ритмами – блюдо специфическое, что называется, для узкого круга ценителей. Но «Хабанера» в исполнении Кармен-Каминской покорила скептически настроенных джазовых гурманов. В марте «Модуль» дал сольный концерт в Органном зале филармонии при полном аншлаге с ценой билетов от 80 до 150 рублей.

Только для VIP’ов

Традиция закрытых музыкальных салонов в Перми восходит к XIX столетию. Тогда изысканная публика собиралась, например, в гостиной семьи Дягилевых, чтобы насладиться пением ученицы Полины Виардо А. Панаевой-Карцевой, услышать новые романсы Чайковского, просто пообщаться с приятными людьми. В конце XX века традиции дома Дягилевых были возрождены – лучшие исполнители Прикамья считают честью выступить в благотворительных вечерах в Гостиной и концертном зале Дома (ныне гимназия № 11).

Сегодня традиции салонов развивает и музыкальная общественная организация «Классик». Ее музыкальные четверги в историческом особняке Грибушиных давно стали символом возрождения эстетских традиций интеллектуального общения. «Классик» – организация закрытая, но не потому, что дистанцируется от широкой публики, просто помещения в отреставрированном старинном доме, где сегодня располагается Пермское отделение Российской академии наук, не способны вместить всех желающих.

«Классик» – клуб почти семейного типа. за десять лет существования подружились не только постоянные члены клуба, но и его гости. Концерты в доме Грибушина стали стартовой площадкой для многих талантливых пермских музыкантов.

Крупным культурным проектом стал фестиваль камерной музыки «Пермский меломан», организованный и проведенный «Классиком» в 2000-2001 году.

Еще один вариант музыкального салона предлагает любителям камерной музыки театр оперы и балета. Салон Ирины КОТЕЛЬНИКОВОЙ (а в этом сезоне Татьяны Каминской) – это музыкальные вечера в театральном фойе, где солисты оперы и пермские музыканты раскрывают свои таланты в новом для театральной публики ракурсе. Билеты на подобные мероприятия (от 100 до 150 рублей) раскупаются быстро, приставных мест не хватает.

Новое поколение

Не забыто участниками и организаторами музыкального рынка Прикамья и поколение «Пепси». Многочисленные гастроли «мальчиковых» и «девчачьих» групп сменились сегодня конвейером «фабрикантов» и «народных артистов». На их фоне даже как-то теряются асы отечественного рока и рокапопса: Земфира, Мумий тролль, «Чайф», «Ночные снайперы» – кого только не видели пермские тинейджеры! Опустошая родительские кошельки, подростки толпятся в тесном партере «Орленка». 100, 200, 300 – неважно, сколько стоит билет, главное – «мы вместе!».

Местных представителей рок-диаспоры можно наблюдать на фестивалях типа «Рок-лайн» и на концертах в отдаленных от центра города ДК (Чехова, Горького, Ленина). Основной потребитель альтернативной и агрессивной музыки – юные жители «пролетарских» районов. Дешево и сердито – главный девиз этих люмпенов музыкального рынка. Рокеры по определению презирают рыночные отношения с публикой. Окупятся затраты на аренду аппаратуры – o’key, нет – хватит на пару ящиков пива. Цены на билеты не превышают 100 рублей.

Практически невероятно, что юные рокеры, переболев «возрастной корью», потянутся к культурным брэндам и станут завсегдатаями органных концертов и оперных премьер. Однако есть среди поколения XXI века и поклонники высокого искусства. Среди самых ярких молодых коллективов – академический хор «Млада» (художественный руководитель Ольга ВЫГУЗОВА), недавно получивший статус муниципального, и хоровая капелла юношей (маэстро – Василий ГРАЧЕВ). Оба хора – лауреаты областной премии в сфере культуры. Творческие коллективы, работающие, казалось бы, в одном жанре хорового пения, имеют каждый неповторимый имидж и собственную аудиторию. На концертах «Млады» собирается студенчество, ведь каждое выступление коллектива превращается в запоминающееся действо, спектакль, феерию – от народного календаря до стильного показа мод или рождественского бала.

Мужское братство капеллы юношей берет публику другим – собранностью, профессиональной дисциплиной, преданностью музыке, с которой мальчишки, взрослея, мужая, не расстаются, вновь и вновь приходя на репетиции в школу-капеллу.

Музыку делают стены

Во многом качество музыкального продукта зависит от зала, в котором исполняется музыка, куда приходят слушатели и который обязательно имеет «свое лицо». Канули в лету времена, когда в нашем городе существовал только один концертный зал – в старом Доме политпросвещения. Но вместе с идеологией соцэпохи зал подвергся разрушительным воздействиям реформ – лучший в городе по акустике зал сегодня, даже после реставрации, проводит только детские мероприятия системы дополнительного образования.

Тем не менее, в Перми существуют помещения с хорошей репутацией. Это Концертный зал Пермского музыкального училища, Колонный зал института искусства и культуры, зал педагогического университета на Большой Ямской. Как правило, в этих залах проходят концерты камерной музыки и, как правило, – благотворительные (то есть бесплатные). Эти концерты организуются и проводятся силами музыкантов-энтузиастов – солистов филармонии, преподавателей, студентов. По качеству местные концерты часто не хуже столичных, а в программах всегда можно встретить что-то новое, неординарное, или (что тоже приятно) хорошо знакомое старое.

Музыкальный рынок Перми разнолик и разнообразен, музыкальный товар по своему вкусу найдет меломан любой социальной и возрастной категории – от скромного пенсионера до обладателя золотой кредитки. А особо пристрастным слушателям всегда предложат свой ассортимент (от Баха до Рамштайна) магазины аудиопродукции.
Первая полоса
Выборы 2004
Спецтайм
Диагноз
Солидарность
Скандал
Территории
Де-факто
Инвестиции
Мнение
Обзор рынка
Ресторация
Карьера
Культура
Политкомикс
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100